Использование утилизованных материалов в художественном труде

Заключение

Й класс

Й класс

Й класс

Й класс

Задание.

Разметить на листе бумаги по шаблонам фигуры со сложным криволинейным контуром (рис. 4). Одну из фигур (любую по выбору ученика) вырезать ножницами. Наклеить вырезанную фигуру на лист бумаги и дополнить несколькими деталями (наметить и вырезать их самостоятельно), чтобы получилась цельная композиция (рис. 5).

Рис. 4. Шаблоны Рис. 5. Вариант готового изделия

Проверяемые знания и умения:

1) разметка детали с помощью шаблона (аккуратность, правильность и точность; разметка только на изнаночной стороне);

2) вырезание детали со сложным криволинейным контуром (правильность, аккуратность и точность);

3) наклеивание детали на бумажную поверхность (правильность и аккуратность нанесения клея на поверхность детали, умение пользоваться кисточкой и бумажной макулатурой при работе с клеем);

4) экономное размещение деталей при разметке;

5) умение создать выразительную композицию в заданном формате.

Содержание и методика предъявления задания.

Каждый ученик имеет в распоряжении: набор картонных шаблонов (3–4 фигуры) и лист белой или цветной бумаги такого размера, чтобы на нем можно было очень свободно разместить все шаблоны (цвет этой бумаги у отдельных учеников может не совпадать); в подставке кисточку для клея, клей ПВА или клейстер; бумажную макулатуру (стопка газетной бумаги размером с открытку); ножницы, простой карандаш; отдельно лежат лист плотной бумаги размером с открытку, небольшие кусочки бумаги для аппликации 2–3 цветов.

Выполнение работы целесообразно разделить на этапы. При этом желательно, чтобы учитель сначала объявил весь объем работы, а затем можно на каждом этапе еще раз повторить соответствующее задание. Объяснение строится примерно следующим образом:

1. На листе белой или цветной бумаги нужно обвести все данные вам шаблоны. Вспомните, как нужно правильно выполнить разметку, чтобы не допустить ошибок; не забудьте и про экономию материала.

2. Вырежьте любую (только одну) из намеченных фигур. Оставшийся лист бумаги и все обрезки от него аккуратно сложите и вложите в конверт.

3. Вырезанную фигуру положите на лист плотной бумаги. Придумайте с ней какую-нибудь картинку, для этого самостоятельно вырежьте и добавьте к ней любые 3–4 детали из цветной бумаги.

4. Все детали наклейте на лист как можно аккуратнее. Картинку вложите в конверт.

Задание.

С помощью линейки выполнить разметку прямоугольной основы открытки заданного размера. Разметить по шаблону 2 симметричных сердечка, вырезать их и наклеить на открытку.

Проверяемые знания и умения:

1) разметка прямоугольника с помощью линейки на прямоугольном листе (правильность, точность, аккуратность);

Примечание. Обратите внимание: на уроках математики учащиеся строят прямоугольники на разлинованных страницах (тетрадях в клетку). Принятый здесь способ построения не годится при отсутствии вспомогательных линий, поэтому предварительно научите детей строить прямоугольник правильно (как показано в учебнике «Чудесная мастерская» на с. 7).

2) разметка симметричной фигуры по ее половине (правильность размещения шаблона, аккуратность);

3) экономное расходование материала;

4) вырезание симметричной детали с криволинейным контуром (точность, аккуратность);

5) проработка (предварительное продавливание) линии сгиба на плотной бумаге;

6) наклеивание детали на бумажную поверхность.

Содержание и методика предъявления задания.

Каждый ученик имеет в распоряжении: прямоугольный лист альбомной бумаги, 2 листа бумаги разных цветов для аппликации, шаблоны (рис. 6), линейку, карандаш, ножницы, клей, кисточку для клея, бумажную макулатуру (3–4 листа газетной бумаги размером с открытку), инструмент для продавливания сгибов (в качестве такого инструмента у учеников могут быть шариковые ручки с исписанными стержнями).

На доске дан чертеж основы открытки (рис. 7) и помещен увеличенный макет изделия (рис. 8).

Рис. 6. Шаблоны Рис. 7. Чертеж Рис. 8. Вариант готового изделия

Учитель предлагает внимательно рассмотреть образец и самостоятельно изготовить открытку. Необходимо также напомнить об экономном расходовании материалов.

Обращаем внимание на то, что для изготовления симметричных сердечек ученикам нужно дать цветную бумагу такого размера, чтобы они могли продемонстрировать не вынужденное, а осмысленное использование приема рациональной разметки: это могут быть длинные полоски или прямоугольники значительно большего размера, чем вырезаемые детали. Если ученики обучены приемам рационального расходования материалов, то они отогнут от полоски столько бумаги, чтобы хватило для размещения шаблона, но не будут просто сгибать лист пополам и вырезать сердечко из середины листа.

Ученики должны последовательно выполнить два задания.

Задание 1. Вырезание ажурного узора в полосе.

Проверяемые знания и умения:

1) умение выделить и повторить основной элемент простого узора (мысленно определить оси симметрии, количество сложений);

2) умение аккуратно вырезать узор;

3) умение аккуратно наклеить на лист ажурную деталь.

Содержание и методика предъявления задания.

Каждый ученик имеет в распоряжении: полосу бумаги (писчей, тетрадной или цветной) с примерным соотношением сторон 1:4 (как на образце), простой карандаш, ножницы, подписанный конверт. На доске помещены увеличенные образцы узорной решетки из бумаги для работы по вариантам (рис. 9).

Учитель предлагает внимательно рассмотреть образец; подумать, сколько раз нужно сложить полосу; наметить и самостоятельно вырезать такой же узор из имеющейся полоски. Готовое изделие вкладывается в конверт.

Если вы намерены проверить также умение аккуратно работать с клеем, то у учеников дополнительно должны быть листы плотной бумаги соответствующего размера, кисточка, клей, макулатура для работы с клеем.

Рис. 9. Вырезки из бумаги

Задание 2. Разметка с помощью циркуля.

Содержание и методика предъявления задания.

Каждый ученик имеет: лист тетрадной или писчей бумаги, циркуль, линейку, простой карандаш. С помощью циркуля необходимо построить окружность заданного размера, выполнить соответствующую разметку, а затем с помощью линейки начертить шестиугольник (рис. 10).

Рис. 10. Разметка окружности и вписывание шестиугольника

Ученики последовательно выполняют два задания.

Задание 1

Оклеить бумагой картонный прямоугольник.

Проверяемые знания и умения:

1) построение прямоугольника заданного размера с помощью линейки на прямоугольном листе;

2) определение порядка действий, планирование работы;

3) вычисление размеров бумаги, необходимой для склеивания заданной формы;

4) оклеивание картона бумагой (равномерное нанесение клея на поверхность листа бумаги, аккуратное приглаживание, удаление воздушных пузырьков).

Содержание и методика предъявления задания.

У каждого ученика имеется картон, цветная бумага, писчая бумага, линейка, карандаш, ножницы, клей ПВА или клейстер, кисточка, бумажная макулатура.

Ученикам предъявляется образец изделия, а также его чертеж с обозначением размеров. Помимо этого на доске может быть размещена предметная карта-схема, которая демонстрирует общий принцип его изготовления (рис. 11). Работу целесообразно выполнять по вариантам, которые различаются размерами изготавливаемого изделия. Учащиеся должны самостоятельно наметить план действий и выполнить работу.

Рис. 11. Варианты рамок

Задание 2

На бумаге в клетку начертить от руки развертку коробочки (масштаб: 1 клеточка равна 5 мм).

Предварительно учитель напоминает ученикам, что развертка коробочки получится, если ее разрезать по четырем ребрам, расположенным между стенками.

Предложенные проверочные работы отнюдь не исчерпывают того содержания знаний и умений, которое школьники должны усвоить в соответствии с определенной программой; они обозначают лишь самый необходимый, минимальный уровень подготовки. К сожалению, часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда даже этот уровень не обеспечивается уроками труда. Школьники не владеют приемами самых элементарных чертежно-графических работ, делают все «на глазок», демонстрируют недостаточную культуру труда – и в результате это становится существенным тормозом в их развитии, поскольку из-за сугубо технических просчетов и погрешностей они не в состоянии выполнять творческих заданий на конструирование и пр.

В качестве проверочных работ в каждом классе можно также использовать итоговые задания, предложенные в учебниках Конышевой Н. М. «Умелые руки» (учебник-тетрадь для 1-го класса), «Чудесная мастерская» (учебник для 2-го класса), «Наш рукотворный мир: От мира природы к миру вещей» (учебник для 3-го класса), «Секреты мастеров» (учебник для 4-го класса).

Задания студентам:

1. Проведение проверочной работы по технологии в одном из начальных классов.

2. Заполнение терминологического словаря.

 

 

План:

1. Виды и обработка утилизованных материалов.

2. Работа с мочалом.

3. Работа с упаковочным картоном (картонными коробками).

4. Работа с металлом.

5. Работа с пластмассами.

6. Работа с деревом.

Литература:

Коноплева, Н.П. Жизнь жестянки // Сделай сам. – 1992. - №4. – С. 98-111.

Махмутова, Х. И. Мастерим из ткани, трикотажа, кожи [Текст]: издание для досуга / Х. И. Махмутова. - М.: Школьная пресса, 2004. - 64 с. - 7000 экз. - ISBN 5-9219-0250-0.

Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских [Текст]: учебное пособие / Х. Аавик, Э. Вильде, А. М. Гукасова, Л. А. Гриднева. - М.: Просвещение, 1980. - 86 с. - Библиогр.: с. 84. - 16000 экз.

Рожнёв, Я. А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских [Текст]: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2001 / Я. А. Рожнев. - М.: Просвещение, 1988. – 240 с. - 203000 экз. - ISBN 5-09-000500-1.

Контрольные вопросы:

1. Каково значение работы с утилизованными материалами в технологическом образовании младших школьников?

2. Назовите, какие материалы относятся к группе утилизованных материалов, как их классифицируют и каковы их характерные особенности.

3. Раскройте воспитательное и образовательное значение работ с утилизованными материалами.

4. Покажите взаимосвязь раздела «Работа с утилизованными материалами» с другими разделами программ по технологии в младших классах.

Термины и понятия:

бросовые, утилизованные материалы.

Цели:

Показать студентами возможности использования утилизованных материалов на уроках технологии в начальной школе.