ВВЕДЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………………………………….. 5
Выписка из госстандарта …………………………………………………………………... 7
Рабочая программа …………………………………………………………………………. 7
Опорные конспекты лекционных, практических
и лабораторных занятий с рекомендациями к их проведению ………………………… 28
Модуль «Общие вопросы» ………………………………………………………………... 29
1. История развития технологического образования в России и за рубежом
Проблема генезиса трудового обучения и воспитания ………………………………………..... 29
2. Технология на современном этапе развития ………………………………………………… 35
3. Оснащение курса технологии в начальной школе …………………………………………… 41
4. Использование утилизованных материалов в художественном труде …………………………. 49
5. Народные ремесла и промыслы России (Алтая) ……………………………………………... 55
Модуль «Методика преподавания технологии в начальной школе» ………………….. 66
1. Подготовка и проведение уроков технологии в начальной школе …………………………….. 67
2. Урок технологии в начальной школе ……………………………………………………….. 72
3. Программа «Технология» (под ред. В.Д. Симоненко) и «Технология» Е.А. Лутцевой …………. 77
4. Программы О.А. Куревиной и Е.Л. Лутцевой, Т.М. Геронимус, Н.М. Конышевой ……………... 83
5. Программы Т.Я. Шпикаловой и Б.М. Неменского …………………………………………… 95
6. Программа по технологии в системе Л.В. Занкова …………………………………………... 99
7. Урок технологии в малокомплектной школе ………………………………………………. 104
8. Место технологии в начальной школе при осуществлении межпредметных связей …………... 106
9. Организация внеклассной работы по художественным видам труда ………………………… 115
Модуль «Анализ авторских программ» ………………………………………………… 118
1. Уроки технологии в системе Л.В. Занкова
и программам О.А. Куревиной и Е.А. Лутцевой, Н.М. Конышевой ……………………………. 122
2. Уроки технологии по программмам В.Д. Симоненко,
Т.М. Геронимус, дидактический материал Е.А. Лутцевой и И.И. Колисниченко ………………... 137
3. Особенности уроков в программах Б.М. Неменского и Т.Я. Шпикаловой ……………………. 147
Модуль «Работа с бумагой и картоном» ……………………………………………….. 154
1. Бумага и картон на уроках технологии ……………………………………………………. 155
2. Конструирование и моделирование на уроках технологии ………………………………….. 157
3. Аппликация из бумаги в начальной школе ………………………………………………... 161
4. Художественное конструирование на уроках технологии …………………………………... 165
5. Техническое конструирование и моделирование …………………………………………... 166
6. Папье-маше ……………………………………………………………………………... 169
7. Складывание бумаги в технике оригами …………………………………………………... 170
Модуль «Работа с текстильными материалами» ………………………………………. 173
1. Текстильные и волокнистые материалы …………………………………………………… 173
2. Аппликация из ткани …………………………………………………………………….. 178
3. Виды швов …………………………………………………………………………….... 179
4. Вышивание ……………………………………………………………………………... 187
5. Папье-маше из ниток (изделия из коконов) ………………………………………………... 193
6. Мягкая игрушка …………………………………………………………………………. 193
7. Пэчворк ………………………………………………………………………………… 197
8. Вязание ………………………………………………………………………………… 199
9. Роспись по ткани ………………………………………………………………………... 200
10. Витье и плетение узлов …………………………………………………………………. 201
11. Разнообразие изделий, выполненных из текстильных материалов …………………………. 208
Модуль «Работа с природными материалами» ………………………………………… 213
1. Работа с природными материалами ……………………………………………………….. 213
2. Аппликации из природного материала ……………………………………………………. 220
3. Аппликации из песка …………………………………………………………………….. 224
4. Работа с природными материалами (монотипия) …………………………………………... 224
5. Работа с кожей ………………………………………………………………………….. 225
6. Объемное конструирование из природного материала ……………………………………... 235
7. Лепка из глины ………………………………………………………………………….. 236
8. Работа с соломкой и берестой ……………………………………………………………. 237
9. Аппликации из пуха и перьев …………………………………………………………….. 239
Модуль «Работа с пластичными материалами» ……………………………………….. 240
1. Пластилин в обучении художественному труду …………………………………………… 240
2. Художественная лепка из нетрадиционных пластических материалов ………………………. 242
Модуль «Работа с бисером» …………………………………………………………….. 244
1. Бисероплетение …………………………………………………………………………. 244
Модуль «Работа с конструктором» …………………………………………………….. 252
1. Работа с конструктором («Такеши») ……………………………………………………… 252
Модуль «Основы компьютерной графики» ……………………………………………. 253
1. Использование графических программ на уроках технологии в начальной школе ……………. 253
2. Основы компьютерной графики ………………………………………………………….. 259
Организация самостоятельной работы студентов
по технологическому образованию в педагогическом вузе …………………………... 263
1. Карта самостоятельной работы студентов …………………………………………………. 264
2. Карта обеспечения дисциплины учебными материалами …………………………………… 268
3. Карта обеспечения дисциплины оборудованием …………………………………………… 269
4. Карта обеспечения дисциплины учебно-методической литературой ………………………… 269
5. Технологическая карта дисциплины ……………………………………………………… 272
6. Рейтинговая книжка студента ……………………………………………………………. 276
7. Контрольная работа для студентов заочного отделения ……………………………………. 279
8. Курсовая и дипломная работа ……………………………………………………………. 282
9. Вопросы к зачету и экзаменам …………………………………………………………… 288
Тестовые задания ………………………………………………………………………… 291
Педагогическая практика ………………………………………………………………... 331
Библиография ……………………………………………………………………………. 339
1. Основная литература ……………………………………………………………………. 339
2. Дополнительная литература ……………………………………………………………… 340
3. Пособия и методические материалы ……………………………………………………… 342
Глоссарий ………………………………………………………………………………… 347
Дополнительный материал ……………………………………………………………… 360
Отсутствие печатной литературы и изданий в электронном виде, выпущенных известными издательствами, для дисциплины «Методика преподавания технологии с практикумом» для вузовской специальности «Педагогика и методика начального образования» стало главным условием появления учебно-методического комплекса по данной дисциплине. В УМКД (печатный вариант) представлено следующее: выписка из госстандарта, рабочая программа дисциплины, опорные конспекты лекций, практических и лабораторных занятий, виды самостоятельной работы для студентов очного и заочного отделения, вопросы к зачету и экзамену, методика выполнения курсовой и дипломной работы, требования к ЗУНам студентов, библиографический список, глоссарий, материалы по ручному труду для детского летнего оздоровительного лагеря, тестовые задания для самопроверки. В электронном варианте помимо перечисленного выше содержатся презентации некоторых занятий, фото и видеоальбомы.
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования № 675 пед/сп (новый) от 2005 года, а также в соответствии с примерной программой дисциплины «Методика преподавания технологии с практикумом» для данной специальности от 2004 года (В.В. Выгонов, Э.М. Галямова).
При составлении УМКД использовались материалы различных источников, указанных в библиографическом списке, а также в списках литературы к каждому занятию (лекционному, практическому, лабораторному). Представлены фотографии творческих работ, выполненных самим составителем или под ее руководством студентами 2-5 курсов педагогического факультета, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования».
В лекционном курсе раскрываются основные цели и задачи преподавания технологии, анализируется структура и содержание различных авторских программ, дается характеристика основных дидактических принципов, лежащих в основе методики преподавания технологии для младших школьников, и методических приемов, используемых на уроках.
На практических занятиях происходит непосредственное знакомство студентов с технологией изготовления различных изделий. Все выполненные учебные задания и творческие работы составляют необходимый для проведения уроков технологии в начальной школе дидактический материал. Выполнение студентами практических работ осуществляется на основе объяснения преподавателем учебного задания, сопровождаемого демонстрацией образцов, подробного инструктирования, показа приемов работы и особенностей использования необходимых инструментов. При этом обращается внимание студентов на то, как аналогичную работу можно проводить в школе с учетом возрастных особенностей учащихся, какие методические приемы целесообразнее использовать в каждом конкретном случае и почему. В последнее время широко используется проектный метод обучения.
Система лабораторных занятий включает составление планов-конспектов уроков и их проведение по разнообразным авторским программам, просмотр видеоматериала и т.п. С целью повышения качества профессиональной подготовки студентов педагогического факультета разработанные ими уроки демонстрируются в виде фрагментов с последующим анализом и обсуждением с точки зрения эффективности используемых методов, приемов и организационных форм предлагаемой работы.
В процессе лабораторных и практических занятий студенты приобретают знания об основах производства наиболее распространенных материалов, используемых на уроках технологии для младших школьников, свойствах и применении материалов в современном производстве и быту. На занятиях студенты приобретают теоретические знания и практические навыки по самостоятельному использованию материалов для изготовления образцов творческих работ художественно-прикладного характера, технических моделей и учебных пособий для уроков технологии и других предметов.
Самостоятельная работа состоит из двух видов учебного труда: репродуктивного, необходимого для формирования соответствующих умений и навыков технологического характера, и художественно-конструкторского творчества, стимулирующего становление творчески активной личности учителя. Каждая тема курса сопровождается перечнем практических творческих заданий. Учитывая, что выполнение практических заданий требует больших временных затрат, студенты завершают и оформляют творческие композиции и изделия в процессе самостоятельной работы. Образцы плоских изделий выполняются на листах картона формата А4 и хранятся в специальной папке у студента. Объемные изделия находятся в той же папке в виде рисунков, схем, технологических карт, фотоматериалов с описанием технологии изготовления. Часть работ, выполненных студентами (по их желанию), передается в школы города в качестве наглядного материала для учащихся.
Посильную помощь студентам в самостоятельной работе и подготовке к лабораторным и практическим занятиям оказывают имеющиеся в кабинете наглядные пособия, планы лекционных, практических и лабораторных занятий. На основе опыта преподавания уроков технологии в начальных классах школ №№ 11, 25 г. Бийска и ряда школ г. Барнаула была сформирована видеотека.
Все письменные работы (лекции, конспекты уроков, методические указания к учебным заданиям, схемы, чертежи, эскизы выполняемых изделий, списки рекомендованной литературы и т.п.) выполняются студентами в рабочей тетради по методике преподавания технологии с практикумом.
В ходе освоения данной дисциплины рассматриваются как теоретические, так и практические вопросы, предполагающие реализацию регионального компонента, что соответствует основным задачам государства в сфере образования, отраженным в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации». В этом документе зафиксировано, что система образования призвана обеспечить сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к культурному наследию, воспитание патриотов России, проявляющих уважительное отношение к традициям и культуре других народов. Одной из задач государства в сфере образования является сохранение и поддержка национально-культурной самобытности народов России. Подтверждение этому можно найти и в «Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)».
Студентам предоставляются лекционные материалы по темам:
1. «История развития трудового обучения и технологии, как учебного предмета, в России». Уделено внимание изучению данного вопроса на материале Алтайского края.
2. «Народное декоративно-прикладное искусство (НДПИ) России и Алтая». Рассматриваются виды НДПИ, которые возрождаются в нашем крае, например: плетение из лозы, соломки и бересты, кружевоплетение, вышивание и многое другое.
3. «Анализ авторских программ по технологии для начальной школы». Более подробно рассматриваются на лекционных и лабораторных занятиях те программы, которые внедряются в учебный процесс начальных школ Алтайского края. Например: «Технология» Е.А. Лутцевой (Начальная школа XXI века), «Изобразительное искусство», включающее художественный труд, Б.М. Неменского (Школа России) и «Технология. Художественный труд» Н.А. Цирулик, Т.Н. Просняковой, С.И. Хлебниковой (система Л.В. Занкова). На лекционных занятиях изучается теоретический материал по авторским программам. На лабораторных занятиях студенты разрабатывают, демонстрируют и анализируют планы-конспекты (или фрагменты) уроков технологии для начальной школы.
На практических занятиях оформляются тематические выставки, посвященные народным художественным промыслам, творчеству известных умельцев, организуются встречи с народными умельцами, демонстрируются фрагменты видеоматериалов о народном и современном декоративно-прикладном искусстве, что особенно актуально, учитывая современное состояние развития российского общества.
Практические задания, предполагающие реализацию регионального компонента, включают обобщение опыта народных умельцев той местности, где живут студенты. В качестве умельцев могут выступать родственники и знакомые, которые занимаются ручным творчеством. В обобщении опыта рекомендуется раскрыть следующие моменты: краткая биография, причины увлечения данным видом творчества, секреты мастерства, опытные наработки, описание технологии изготовления авторских работ с рисунками, схемами, фото- и видеоматериалами. Возможно представление творческой работы по обобщению опыта народных умельцев в виде презентации.
Во внеучебное время студенты посещают выставки, на которых демонстрируются работы народных мастеров, исторический отдел музея В. Бианки с целью изучения истории развития ремесел, художественные салоны г. Бийска для знакомства с современными произведениями декоративно-прикладного искусства, проводят экскурсии на природу, во время которых не только наблюдают за явлениями, происходящими в окружающем мире, собирают природные материалы для дальнейшего использования, но и выполняют зарисовки и наброски.
В результате изучения содержания программы студенты должны: иметь достаточно полное представление о роли и месте предмета «Методика преподавания технологии с практикумом» в образовании, воспитании и развитии младших школьников; знать особенности различных программ по технологии для начальной школы; уметь разрабатывать планы-конспекты уроков по любой программе; владеть необходимыми навыками использования различных материалов и инструментов в практических работах; характеризовать основные свойства материалов; рассказывать об устройстве и назначении ручных инструментов и оборудования, о традиционных видах ремесел и др.
Часть информации студенты могут найти на сайте «Ручное творчество» Т.Н. Зотовой (www.bigpi.biysk/zotova).
Таким образом, выпускник педагогического вуза, освоивший курс методики преподавания технологии с практикумом, сможет самостоятельно оценивать и творчески использовать возможности данной дисциплины как на уроках в начальной школе, так и для собственного творчества.