Коллективное творческое воспитание И.П.Иванова
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С.Альтшуллера
Школа творчества И. П. Волкова
Концептуальные положения
Гипотеза:творческие способности существуют параллельно и независимо от общих и специальных способностей (Я.А.Пономарев).
• Компьютерный подход к обучению: детям даются алгоритмы решения конкретных задач, в первую очередь творческих; к ним прилагается информационное и исполнительское обеспечение.
• Обучение по двум равноценным направлениям: 1) единая базовая программа; 2) творческая деятельность.
• Блочно-параллельная структура учебного материала.
• Выявление, учет и развитие индивидуальных творческих способностей (творческие книжки и дневники).
• Начальный период формирования талантливости в рамках массовой школы.
• Включение важнейших для данной сферы методов науки и обобщенных способов решения проблем.
• Теория - катализатор творческого решения проблем.
• Знания - инструмент, основа творческой интуиции.
• Творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все ).
• Творчеству, как любой деятельности, можно учиться.
• Включить основные и доступные школьникам типы проблем, характерные для данной сферы науки или практики.
• Диалог всех возникающих точек зрения.
• Уважение самости ребенка, его уникальной позиции в мире.
• Социальная направленность деятельности.
• Коллективная деятельность как средство создать мощное творческое поле.
• Использование феномена группового влияния на индивидуальные способности личности.
• Создание условий для проявления и формирования основных черт творческой деятельности.
Особенности содержания по И.П.Волкову
Дидактическая реконструкция учебного материала и блочно-параллельная система обучения основаны на внутрипредметных и межпредметных связях. Вместо последовательности предметов, разделов и тем традиционно построенной программы предлагается объединить узловые вопросы, на которых основан раздел, предмет или несколько предметов. Эти вопросы вводятся в кратчайшие сроки после начала обучения и изучаются одновременно, параллельно и во взаимосвязи путем выполнения практических работ по всем разделам, входящим в блок. Таких блоков может быть несколько.
По Г.С.Альтшуллеру
Процесс поисковой, изобретательской деятельности представляет собой основное содержание обучения.
Основным понятием теории решения изобретательских задач является противоречие. При возникновении противоречия возможны два пути его разрешения: О компромисс, примирение противоположных требований, предъявляемых, например, к определенной конструкции; 2) выдвижение качественно новой идеи или принципиально новой конструкции.
Г.С.Альтшуллер выделяет 40 типов принципов устранения технических противоречий: дробления, вытеснения, местного качества, асимметрии, объединения, универсальности, «матрешки», антивеса, предварительного напряжения, предварительного исполнения, «заранее подложенной подушки», эквипотенциальное™, «наоборот», сфероидальности, динамичности, перехода в другое измерение, частичного или избыточного решения, использования механических колебаний, периодического действия, непрерывности полезного действия, проскока, «обратить вред в пользу», обратной связи, «посредника», самообслуживания, копирования, дешевой недолговечности взамен дорогой долговечности, замены механической схемы, использования пневмои гидроконструкций, применения гибких оболочек и тонких пленок, применения пористых материалов, изменения окраски, однородности, отброса и регенерации частей, изменения физико-механических параметров объекта, применения фазовых переходов, термического расширения, сильных окислителей, инертной среды, композиционных материалов.
Рис. 18 Алгоритм организации и проведения КТД