Целевые ориентации
Классификационные параметры
Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер)
Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию. И.Песталоцци
Штейнер Рудольф(1861-1925) - немецкий философ и педагог, автор системы школьного образования, получившей название вальдорфской от названия местной фабрики «Вальдорф-Астория», при которой была организована школа.
Р.Штейнер воплотил в своей школе разработанное им философское учение -антропософию, согласно которой развитие способности к познанию приводит человека к совершенству. Антропософия соединяет в себе элементы субъективного идеализма (действительность как самопроявление духа), гетевского объективного идеализма, а также христианства.
Итак, в вальдорфской педагогике ребенок - существо духовное, имеющее помимо физического тела еще и душу - божественное начало.
Ребенок - божья часть приходит на Землю с определенной миссией. Высвободить душу ребенка, дать свершиться этой миссии - основная задача школы.
Вальдорфская педагогика является одной из разновидностей воплощения идей «свободного воспитания» и «гуманистической педагогики». Она может быть охарактеризована как система самопознания и саморазвития индивидуальности при партнерстве с учителем, в двуединстве чувственного и сверхчувственного опыта духа, души и тела.
По уровню применения:общепедагогическая.
По философской основе:антропософская.
По основному фактору развития:биогенная.
По концепции усвоения:ассоциативно-рефлекторная + гештальт.
По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД + СЭН + СДП.
По характеру содержания:обучение + воспитание, религиозная, общеобразовательная, гуманистическая.
По типу управления:система «репетитор» + система малых групп
По организационным формам:альтернативная, клуб + академия, индивидуальные +групповые, дифференциация.
По подходу к ребенку:личностно ориентированная с неформальным лидерством педагога.
По преобладающему методу:игра + диалог + творчество.
По категории обучаемых:все категории, без селекции.
• Воспитание призвано сформировать целостную личность:
• стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей (самореализация, самоактуализация);
• открытую для восприятия нового опыта;
• способную на осознанный и ответственный выбор в разнообраз ных жизненных ситуациях.
• Не столько знания, сколько способности (СУД + СЭН - ЗУН + СДП).
• Развитие самоопределения, индивидуальной ответственности за свои действия (СУМ).