Особенности планирования аудита малых экономических субъектов

Аудит малых экономических субъектов

В соответствии со ст. 5 «Обязательный аудит» Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (принят Государственной Думой ФС РФ 24 декабря 2008 г.) основанием для проведения обязательного аудита является выполнение следующих условий: объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий отчетному году превышает 50 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 млн руб. Таким образом, если значения указанных в законе показателей превышают установленные нормативы, малые предприятия подлежат обязательному аудиту.

Кроме того, субъекты малого предпринимательства могут проводить инициативные аудиторские проверки, например по требованию банка, у которого малое предприятие намерено получить кредит, а также по инициативе собственников или руководителей, сомневающихся в честности и квалификации своего главного бухгалтера.

Факт признания хозяйствующего субъекта малым, как правило, влечет за собой позитивные экономические последствия — возможность претендовать на льготы, получать льготное кредитование, использовать упрощенную систему учета и налогообложения. Для аудиторской компании работа с малым предприятием оборачивается порой негативными последствиями — повышенными аудиторскими рисками и увеличением объема аудиторских процедур. Этих последствий удается избежать лишь в том случае, если в организации существует широкая коллегиальность при анализе результатов деятельности и принятии управленческих решений, трудится штат бухгалтерских работников, имеются относительно прозрачная система бухгалтерского учета и разветвленные процедуры внутреннего контроля.

Однако на практике нередко встречаются и иные ситуации: хозяйственные операции оплачиваются наличными средствами и не отражаются в учете, учет должным образом не формализован и сводится к черновым пометкам, вследствие чего отсутствует возможность получить надежные аудиторские доказательства. Как действовать аудитору в этих случаях? Ответы на эти и многие другие вопросы представляет отечественный стандарт аудиторской деятельности «Особенности аудита малых экономических субъектов», утвержденный Комиссией по аудиторской деятельности 11 июля 2000 г. В основе названного документа — зарубежный аналог, разработанный в 1999 г. Международной федерацией бухгалтеров (IFAC) — Положение о международной аудиторской практике № 1005, раскрывающее особенности проведения аудита малых предприятий.

Под малыми предприятиями понимаются организации, к которым применимы следующие положения:

а) право собственности и управленческие функции сконцентрированы в руках одного лица или узкой группы лиц;

б) справедливы одно или несколько утверждений из следующих:

• имеется небольшое число источников дохода;

• применяется несложная система бухгалтерского учета;

• имеются ограниченные средства внутреннего контроля одновременно с существованием возможности нарушения этих средств контроля со стороны руководства предприятия. Пытаясь совместить российские критерии малого бизнеса с международными требованиями к аудиту, отечественный стандарт определил малые экономические субъекты следующим образом. К ним предложено относить те организации, которые либо отвечают законодательным критериям субъектов малого предпринимательства, либо обладают такими особенностями, которые позволяют аудитору на основании своего профессионального суждения отнести данный экономический субъект с позиций проведения аудиторской проверки к субъектам малого предпринимательства. Напомним, что профессиональным суждением называют точку зрения аудитора, основанную на его знаниях, квалификации и опыте работы, которая служит основанием для принятия им субъективных решений в обстоятельствах, при которых строго формализованный подход невозможен.

Стандарт «Особенности аудита малых экономических субъектов» разъясняет, что в ходе аудита малых экономических субъектов российские правила (стандарты) следует применять в полном объеме. Принципы аудита — независимость, честность, объективность, профессионализм, компетентность и добросовестность, конфиденциальность информации и профессиональное поведение — должны быть реализованы в полной мере. При этом в стандарте определены специфические особенности малых экономических субъектов, осложняющие порой проведение аудита — ограничение или отсутствие разделения полномочий бухгалтерских сотрудников, преобладающее влияние владельца или единоначального руководителя на все стороны деятельности такого экономического субъекта.

Для того чтобы комплексно решить поставленные задачи, аудит малых экономических субъектов, как и любой другой, должен включать все обязательные этапы его проведения — планирование, документацию, сбор аудиторских доказательств, оценку аудиторского риска и проч.

Планирование аудита малых экономических субъектов, являющееся одним из его обязательных этапов, заключается в определении стратегии и тактики аудита, объема аудиторской проверки, разработки аудиторской программы и конкретных аудиторских процедур. Планирование аудиторской деятельности регулируется федеральным правилом (стандартом) № 3 «Планирование аудита», основные положения которого должны соблюдаться при аудировании малого экономического субъекта. На стадии предварительного планирования необходимо ознакомиться с внешними факторами, влияющими на хозяйственную деятельность субъекта малого предпринимательства, а также обратить внимание на внутренние факторы, влияющие на хозяйственную деятельность, отражающие экономическую ситуацию в стране в целом и связанные с индивидуальными особенностями предприятия. Согласно п. 4.3 стандарта «Особенности аудита малых экономических субъектов» аудиторам следует учитывать специфику нормативной базы малых экономических субъектов: упрощенный порядок регистрации, лицензирования и сертификации таких экономических субъектов, упрощенный порядок представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности, влияние особенностей регионального и местного законодательства на функционирование малых экономических субъектов, меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства и т.п.

Особое внимание в процессе проведения аудита субъектов малого предпринимательства уделяется системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля, функционирующим в организации. В п. 3.1 стандарта отмечается: если из-за недостатков этих систем, связанных с особенностями хозяйствования малых экономических субъектов, получение надлежащих аудиторских доказательств, необходимых для подготовки полноценного аудиторского заключения, не представляется возможным, аудиторской организации целесообразно отказаться от работы с данным экономическим субъектом.

Возможна и ситуация, когда серьезные недостатки в системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля выявляются уже в процессе работы. Правило (стандарт) рекомендует в этом случае приостановить работу с данным экономическим субъектом либо подготовить по результатам аудита аудиторское заключение, отличное от безусловно положительного.