V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

Классификационные параметры системы Е.Н.Ильина

Литература

1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьника. -М., 1984.

2. Амонашвили Ш.А. Единство цели. - М., 1988.

3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М., 1988.

4. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? - М., 1988.

5. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск, 1990.

6. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. - М.: Знание, 1980.

7. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996.

8. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. - М., 1982.

9. Амонашвили Ш.А. Школа жизни // Учительская газета. -1996. - №15 - 23.

10. Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. - М., 1987.

11. Уроки Шалвы Амонашвили // Советский Союз. -1987. - №7.

4.3. Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека

Умножать, а не только уважать человека в человеке.

Е.Н.Ильин

Ильин Евгений Николаевич- учитель литературы 84-й школы г. Санкт-Петербурга. Создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться Человеком.

По уровню применения:частнопредметная.

По философской основе:гуманистическая.

По основному фактору развития:социогенная + психогенная.

По концепции усвоения:ассоциативно-рефлекторная с элементами суггестии.

По ориентации на личностные структуры:эмоциональная сфера (СЭН).

По характеру содержания:обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная.

По типу управления:система малых групп.

По организационным формам:традиционная классно-урочная, групповая с элементами индивидуального подхода.

По подходу к ребенку:личностно-ориентированная.

По преобладающему методу:объяснительно-иллюстративная с элементами диалога, проблемности, творчества.

По направлению модернизации:гуманизация и демократизация педагогических отношений.

По категории обучаемых:массовая + продвинутая.

Целевые ориентации

• Нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение.

• Преподавание литературы как искусства.

Концептуальные положения и гипотезы

• усвоение основ наук, составляющих главное содержание учебных предметов, создает возможность для формирования у учащихся научного мировоззрения, взглядов и убеждений, необходимых современному человеку;

• принцип гуманизации: нравственный потенциал книг порождает особую систему гуманистических знаний - убеждений;

• художественность: урок литературы строится по законам искусства (худо жественный анализ художественного произведения), закон трех О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем;

• принцип обучающего воспитания: обучение - не доминирующий абсолют, а составная часть программы воспитания;

• в процессе учебной деятельности у школьников могут быть воспитаны такие важнейшие качества личности, как патриотизм, познавательная потребность, потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии, эмоциональная чувствительность, эстетические вкусы, нравственные основы, уважение и готовность к труду;

• идти к ребятам не только с темой урока, а с жгучей проблемой;

• нравственные категории общения с книгой значимее учебно-теоретических задач и упражнений;

• знание через общение и общение через знание - это двуединый процесс нравственного развития;

• сама личность учителей, классных руководителей, руководителей школ, их нравственный облик, идейно-политическая убежденность и педагогическое мастерство могут оказать самое большое влияние на формирование личности учащихся, на воспитание у них лучших качеств граждан нашей Родины;

• педагогика словесника - это педагогика экспрессии: «слово + чувство»;

• формула личностного подхода: любить + понимать + принимать + сострадать + помогать;

• метод духовного контакта;

• демократизм: общение с учеником как с личностью, духовно равной учителю;

• учитель - предметник, художник, врач;

• работу и жизнь учителя-словесника нельзя расчленять.

Особенности содержания

Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нем ставятся. Вопрос-проблему, которая служит ядром урока, учитель Ильин ставит так, чтобы:

а) вопрос был для современных учащихся жгучим, злободневным, личностно значимым;

б) был по возможности обращен не вообще к учащимся, а именно к школьникам данного класса или даже к конкретному ученику (ученице);

в) ответ на него, разрешение проблемы, содержащейся в вопросе, требовали тщательного изучения произведения, учебника и дополнительной литературы, ознакомления с историей изучаемого произведения и с биографией автора.

Особенности методики

В обучении предмету формула развития выглядит так: от опыта личности - к анализу художественного произведения и от него - к Книге.

Способ введения ученика в структуру материала через «деталь» - «вопрос» -«проблему» универсален и может быть использован всеми учителями для создания проблемных ситуаций. Ответ на поставленные проблемы организуется в форме коллективного поиска, раскрепощенного обсуждения, дискуссии, организуемых и инициируемых учителем.

Урок литературы - это:

- человекоформирующий процесс; урок - общение, а не просто работа, это искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании;

- своеобразный одноактный спектакль с несколькими явлениями, сотворчество двух моралистов - писателя и учителя;

- не аргументы и факты, а открытия;

- совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духов ном равенстве и межличностном общении.

Всякий школьник учится по двум программам. Одну из них предлагает школа, а другую, как правило, более реальную - соседка по квартире, друзья по двору, иногда собственный отец, сбившийся с пути. Учителю надо учитывать обе эти программы.

Воздействие на «вторую программу» у Ильина идет на каждом уроке: здесь и сочинения о своих друзьях, родных и близких, и индивидуальное воздействие на личность яркими примерами из литературы, и оригинальные домашние «нравственные задания», беседы «по душам» на уроке и вне урока и многое другое.

В каждом случае Ильин руководствуется целью помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нем лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности.

Литература

1. Иванихин В,В. Почему у Ильина читают все. - М., 1990.

2. Ильин Е.Н. Герой нашего урока. - М., 1991.

3. Ильин Е.Н. Искусство общения. - М., 1982.

4. Ильин Е.Н. Путь к ученику. - М., 1988.

5. Ильин Е.Н. Рождение урока. - М.

6. Ильин Е.Н. Роман Шолохова «Поднятая целина».

7. Ильин Е.Н. Урок продолжается. - М., 1973.

8. Ильин Е.Н. Шаги навстречу. - М., 1986.

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии, систему В.Ф.Шаталова, Е.Н.Ильина, НА. Зайцева, А.А. Окунева, Р.Г.Хазанкина, К.В.Маховой и другие.