Психолого-педагогическая диагностика лиц с ограниченными возможностями здоровья

Раздел 4. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушением зрения

Форма и содержание итогового контроля (промежуточной аттестации) по дисциплине

Раздел 4. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушением зрения

Перечень контрольных вопросов для самопроверки студентов

Раздел 1. Психолого-педагогическая диагностика

Контрольные вопросы:

1. Теоретико- методологические основы психолого-педагогической диагностики

2. Клиническое направление в изучении отклонений в развитии

3. Социально-педагогическое направление история диагностики отклонений в развитии

4. Задачи диагностики аномального развития

5. Принципы диагностики аномального развития

6. Методы пренатальной диагностики

7. Методы медицинского обследования в системе комплексного изучения ребенка с отклонениями в развитии

8. Этические проблемы генетического консультирования

9. Педагогическое изучение детей с нарушениями развития

10. Нейропсихологический подход в диагностике

11. Патопсихологический эксперимент как диагностический метод

12. Общие требования к проведению психолого-педагогического обследования ребенка.

13. Подходы к психолого-педагогическому анализу и оценке данных психодиагностики

14. Психологическое заключение и психологический диагноз, «психологический прогноз, психолого-педагогическая характеристика

15. Методы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей

16. Классификация психодиагностических методик.

17. Группа строгоформализованных методик.

18. Группа малоформализованных методик.

19. Направления и средства психопрофилактических мероприятий.

20. Блоки и задачи психологического консультирования.

21. Интервью как основной метод психологического консультирования.

22. Задачи психологического консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями развития

23. Психологическое консультирование детей с отклонениями развития

24. Методологические и теоретические основы коррекционно-развивающей работе в специальном образовании

25. Цели, виды, принципы психокоррекционной работы.

26. Методы психокоррекционной работы.

27. Понятие, цель, компоненты психологического сопровождения.

28. Формы работы психолога с родителями.

29. Психологическая поддержка семьи, имеющей ребенка с проблемами развития.

30. Психологическое просвещение родителей.

 

Раздел 2. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями интеллекта

Контрольные вопросы:

1.Теории интеллекта в психологии и их влияние на формирование представлений о нарушениях психического развития

2. Особенности онтогенеза мышления при атипиях развития

3. Исследование высших психических функций

4. Отечественные методы диагностики развития детей младенческого и раннего возраста

5. Психолого-педагогическое обследование детей дошкольного возраста

6. Дифференциальная диагностика отдельных нарушений развития

7. Психокоррекционные технологии, разработанные для детей разных вариантов психического дизонтогенеза

8. Структурные компоненты психологической готовности к школе

9. Диагностика психологической готовности детей к школьному обучению

10. Развитие психологической готовности к школьному обучению

Контрольные вопросы:

1. Цели, задачи, направления работы, содержание работы тифлопсихолога.

2. Специфические требования к проведению обследования детей с нарушениями зрения.

3. Принципы адаптации диагностических методик, используемых при обследовании детей с нарушениями зрения разных возрастных групп.

4. Схема обследования дошкольника с нарушенным зрением.

5. Обследование зрительного восприятия.

6. Обследование уровня готовности к обучению пространственной ориентировки.

7. Обследования готовности слепых детей к усвоению программы по тифлографике.

8. Обследования уровня сформированности неречевых средств общения.

9. Схема тифлопедагогического обследования.

10. Перечень материалов и приборов для тифлопедагогического обследования.

11. Общие вопросы организации комплексной диагностики уровня готовности слепого и слабовидящего ребенка к школьному обучению.

12. Содержание и организация диагностической работы по оценке готовности детей с нарушениями зрения к школьному обучению.

 

К прохождению итогового контроля по дисциплине допускаются студенты, освоившие содержание лекционных, семинарских и практических занятий, выполнившие лабораторные и самостоятельные работы на пороговом уровне.

Форма итогового контроля по дисциплине: «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Перечень теоретических вопросов для подготовки к итоговому контролю:

Раздел 1. Психолого-педагогическая диагностика

1. Теоретико-методологические основы психолого-педагогической диагностики

2. Клиническое направление в изучении отклонений в развитии

3. Социально-педагогическое направление история диагностики отклонений в развитии

4. Задачи диагностики аномального развития

5. Принципы диагностики аномального развития

6. Методы пренатальной диагностики

7. Методы медицинского обследования в системе комплексного изучения ребенка с отклонениями в развитии

8. Этические проблемы генетического консультирования

9. Педагогическое изучение детей с нарушениями развития

10. Нейропсихологический подход в диагностике

11. Патопсихологический эксперимент как диагностический метод

12. Общие требования к проведению психолого-педагогического обследования ребенка.

13. Подходы к психолого-педагогическому анализу и оценке данных психодиагностики

14. Психологическое заключение и психологический диагноз, «психологический прогноз, психолого-педагогическая характеристика

15. Методы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей

16. Классификация психодиагностических методик.

17. Группа строгоформализованных методик.

18. Группа малоформализованных методик.

19. Направления и средства психопрофилактических мероприятий.

20. Блоки и задачи психологического консультирования.

21. Интервью как основной метод психологического консультирования.

22. Задачи психологического консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями развития

23. Психологическое консультирование детей с отклонениями развития

24. Методологические и теоретические основы коррекционно-развивающей работе в специальном образовании

25. Цели, виды, принципы психокоррекционной работы.

26. Методы психокоррекционной работы.

27. Понятие, цель, компоненты психологического сопровождения.

28. Формы работы психолога с родителями.

29. Психологическая поддержка семьи, имеющей ребенка с проблемами развития.

30. Психологическое просвещение родителей.

 

Раздел 2. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями интеллекта

 

1.Теории интеллекта в психологии и их влияние на формирование представлений о нарушениях психического развития

11. Особенности онтогенеза мышления при атипиях развития

12. Исследование высших психических функций

13. Отечественные методы диагностики развития детей младенческого и раннего возраста

14. Психолого-педагогическое обследование детей дошкольного возраста

15. Дифференциальная диагностика отдельных нарушений развития

16. Психокоррекционные технологии, разработанные для детей разных вариантов психического дизонтогенеза

17. Структурные компоненты психологической готовности к школе

18. Диагностика психологической готовности детей к школьному обучению

19. Развитие психологической готовности к школьному обучению

 

13. Цели, задачи, направления работы, содержание работы тифлопсихолога.

14. Специфические требования к проведению обследования детей с нарушениями зрения.

15. Принципы адаптации диагностических методик, используемых при обследовании детей с нарушениями зрения разных возрастных групп.

16. Схема обследования дошкольника с нарушенным зрением.

17. Обследование зрительного восприятия.

18. Обследование уровня готовности к обучению пространственной ориентировки.

19. Обследования готовности слепых детей к усвоению программы по тифлографике.

20. Обследования уровня сформированности неречевых средств общения.

21. Схема тифлопедагогического обследования.

22. Перечень материалов и приборов для тифлопедагогического обследования.

23. Общие вопросы организации комплексной диагностики уровня готовности слепого и слабовидящего ребенка к школьному обучению.

Содержание и организация диагностической работы по оценке готовности детей с нарушениями зрения к школьному обучению


Методическое издание

 

 

Учебно-методический комплекс курса

для профиля

«Дошкольная дефектология»

 

Автор-составитель: