Психолого-педагогическая диагностика лиц с ограниченными возможностями здоровья
Раздел 4. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушением зрения
Форма и содержание итогового контроля (промежуточной аттестации) по дисциплине
Раздел 4. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушением зрения
Перечень контрольных вопросов для самопроверки студентов
Раздел 1. Психолого-педагогическая диагностика
Контрольные вопросы:
1. Теоретико- методологические основы психолого-педагогической диагностики
2. Клиническое направление в изучении отклонений в развитии
3. Социально-педагогическое направление история диагностики отклонений в развитии
4. Задачи диагностики аномального развития
5. Принципы диагностики аномального развития
6. Методы пренатальной диагностики
7. Методы медицинского обследования в системе комплексного изучения ребенка с отклонениями в развитии
8. Этические проблемы генетического консультирования
9. Педагогическое изучение детей с нарушениями развития
10. Нейропсихологический подход в диагностике
11. Патопсихологический эксперимент как диагностический метод
12. Общие требования к проведению психолого-педагогического обследования ребенка.
13. Подходы к психолого-педагогическому анализу и оценке данных психодиагностики
14. Психологическое заключение и психологический диагноз, «психологический прогноз, психолого-педагогическая характеристика
15. Методы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей
16. Классификация психодиагностических методик.
17. Группа строгоформализованных методик.
18. Группа малоформализованных методик.
19. Направления и средства психопрофилактических мероприятий.
20. Блоки и задачи психологического консультирования.
21. Интервью как основной метод психологического консультирования.
22. Задачи психологического консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями развития
23. Психологическое консультирование детей с отклонениями развития
24. Методологические и теоретические основы коррекционно-развивающей работе в специальном образовании
25. Цели, виды, принципы психокоррекционной работы.
26. Методы психокоррекционной работы.
27. Понятие, цель, компоненты психологического сопровождения.
28. Формы работы психолога с родителями.
29. Психологическая поддержка семьи, имеющей ребенка с проблемами развития.
30. Психологическое просвещение родителей.
Раздел 2. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями интеллекта
Контрольные вопросы:
1.Теории интеллекта в психологии и их влияние на формирование представлений о нарушениях психического развития
2. Особенности онтогенеза мышления при атипиях развития
3. Исследование высших психических функций
4. Отечественные методы диагностики развития детей младенческого и раннего возраста
5. Психолого-педагогическое обследование детей дошкольного возраста
6. Дифференциальная диагностика отдельных нарушений развития
7. Психокоррекционные технологии, разработанные для детей разных вариантов психического дизонтогенеза
8. Структурные компоненты психологической готовности к школе
9. Диагностика психологической готовности детей к школьному обучению
10. Развитие психологической готовности к школьному обучению
Контрольные вопросы:
1. Цели, задачи, направления работы, содержание работы тифлопсихолога.
2. Специфические требования к проведению обследования детей с нарушениями зрения.
3. Принципы адаптации диагностических методик, используемых при обследовании детей с нарушениями зрения разных возрастных групп.
4. Схема обследования дошкольника с нарушенным зрением.
5. Обследование зрительного восприятия.
6. Обследование уровня готовности к обучению пространственной ориентировки.
7. Обследования готовности слепых детей к усвоению программы по тифлографике.
8. Обследования уровня сформированности неречевых средств общения.
9. Схема тифлопедагогического обследования.
10. Перечень материалов и приборов для тифлопедагогического обследования.
11. Общие вопросы организации комплексной диагностики уровня готовности слепого и слабовидящего ребенка к школьному обучению.
12. Содержание и организация диагностической работы по оценке готовности детей с нарушениями зрения к школьному обучению.
К прохождению итогового контроля по дисциплине допускаются студенты, освоившие содержание лекционных, семинарских и практических занятий, выполнившие лабораторные и самостоятельные работы на пороговом уровне.
Форма итогового контроля по дисциплине: «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Перечень теоретических вопросов для подготовки к итоговому контролю:
Раздел 1. Психолого-педагогическая диагностика
1. Теоретико-методологические основы психолого-педагогической диагностики
2. Клиническое направление в изучении отклонений в развитии
3. Социально-педагогическое направление история диагностики отклонений в развитии
4. Задачи диагностики аномального развития
5. Принципы диагностики аномального развития
6. Методы пренатальной диагностики
7. Методы медицинского обследования в системе комплексного изучения ребенка с отклонениями в развитии
8. Этические проблемы генетического консультирования
9. Педагогическое изучение детей с нарушениями развития
10. Нейропсихологический подход в диагностике
11. Патопсихологический эксперимент как диагностический метод
12. Общие требования к проведению психолого-педагогического обследования ребенка.
13. Подходы к психолого-педагогическому анализу и оценке данных психодиагностики
14. Психологическое заключение и психологический диагноз, «психологический прогноз, психолого-педагогическая характеристика
15. Методы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей
16. Классификация психодиагностических методик.
17. Группа строгоформализованных методик.
18. Группа малоформализованных методик.
19. Направления и средства психопрофилактических мероприятий.
20. Блоки и задачи психологического консультирования.
21. Интервью как основной метод психологического консультирования.
22. Задачи психологического консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями развития
23. Психологическое консультирование детей с отклонениями развития
24. Методологические и теоретические основы коррекционно-развивающей работе в специальном образовании
25. Цели, виды, принципы психокоррекционной работы.
26. Методы психокоррекционной работы.
27. Понятие, цель, компоненты психологического сопровождения.
28. Формы работы психолога с родителями.
29. Психологическая поддержка семьи, имеющей ребенка с проблемами развития.
30. Психологическое просвещение родителей.
Раздел 2. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями интеллекта
1.Теории интеллекта в психологии и их влияние на формирование представлений о нарушениях психического развития
11. Особенности онтогенеза мышления при атипиях развития
12. Исследование высших психических функций
13. Отечественные методы диагностики развития детей младенческого и раннего возраста
14. Психолого-педагогическое обследование детей дошкольного возраста
15. Дифференциальная диагностика отдельных нарушений развития
16. Психокоррекционные технологии, разработанные для детей разных вариантов психического дизонтогенеза
17. Структурные компоненты психологической готовности к школе
18. Диагностика психологической готовности детей к школьному обучению
19. Развитие психологической готовности к школьному обучению
13. Цели, задачи, направления работы, содержание работы тифлопсихолога.
14. Специфические требования к проведению обследования детей с нарушениями зрения.
15. Принципы адаптации диагностических методик, используемых при обследовании детей с нарушениями зрения разных возрастных групп.
16. Схема обследования дошкольника с нарушенным зрением.
17. Обследование зрительного восприятия.
18. Обследование уровня готовности к обучению пространственной ориентировки.
19. Обследования готовности слепых детей к усвоению программы по тифлографике.
20. Обследования уровня сформированности неречевых средств общения.
21. Схема тифлопедагогического обследования.
22. Перечень материалов и приборов для тифлопедагогического обследования.
23. Общие вопросы организации комплексной диагностики уровня готовности слепого и слабовидящего ребенка к школьному обучению.
Содержание и организация диагностической работы по оценке готовности детей с нарушениями зрения к школьному обучению
Методическое издание
Учебно-методический комплекс курса
для профиля
«Дошкольная дефектология»
Автор-составитель: