SWOT-АНАЛИЗ

Классификация инноваций по критериальным основаниям .

Основы педагогической инноватики.

Семинар№1.

1. Педагогическая инноватика отрасль научного знания. Основные неологические понятия: новое, новшество, нововведение, инновация. Новое и традиционное.

  1. Характер новизны (абсолютная и относительная, объективная и субъективная), уровни (усовершенствование, изобретение, открытие) и области действия новшеств (обучение, воспитание, организация жизнедеятельности и управление образовательным учреждением, совместная деятельность образовательного учреждения и внешней среды).
  2. Инновационные процессы в сфере образования: сущность, структура, типология. Отличительные особенности педагогических инновационных процессов, жизненный цикл и динамика развития.
  3. Системы классификаций нововведений в образовании. Классификация инноваций в образовании: Р.Н. Юсуфбековой, К. Ангеловски, В.И. Андреева, В.И. Загвязинского, Г.П. Щедровицкого, А.Н. Тубельского, О.Г. Прикота, О.Г. Хомерики, М.М. Паташника, А.В. Лоренсова.
  4. Законы протекания инновационных процессов необратимой дестабилизации педагогического процесса; финальной реализации инновационного процесса; стереотипизации педагогических инноваций; цикловой повторяемости.

Вопросы и задания к семинару.

1.Выпишите в свою терминологическую карту понятия: педагогическая инноватика;нововведение, инновация, инновационный процесс; жизненный цикл инновации. Установите взаимосвязь между ними.

2.Заполните таблицу

Критерии Инновации примеры
Сфера, в которой осуществляется инновация    
Широта и глубина распространения инновации    
Основа возникновения инновации    
Способ распространения инновации    
Масштаб инновации    
Инновационный потенциал    
Способ возникновения инновации    
Другое…..    

 

Рекомендуемая литература:

  1. БеркалиевТ.Н., Заир-Бек Е.С., Тряпицына А.П.
  2. Инновации и качество образования: Научно- методическое пособие для новационных школ.- Спб.: КАРО, 2007.
  3. Епишева О.В. «Инновационные процессы в образовании». Тюмень, 2009.

4. Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. – М.: Изд-воМосковского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.

  1. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ В.А. Сластенин и др. – М., 2010.

 

  1. Краевский, Хуторской Основы обучения. Дидактика и методика:учеб. пособиедля студ.высш.учеб.заведений- М.: Издательский центр «Академия», 20008.
  2. Хомерики О.Г. Развитие школы как инновационный процесс : Метод. пособие для руководителей образоват. учреждений / О. Г. Хомерики, М. М. Поташник, А. В. Лоренсов ; Под ред. М. М. Поташника ; Рос. акад. образования, Ин-т управления образованием. - М. : Новая шк., 1994.
  3. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. - 224 с

Семинар №2.

Инновационная деятельность педагога: Структура, характеристика и содержание.

1.Педагогическое творчество и инновации в исследованиях Н.В. Кузьминой, А.И. Щербакова, В.А. Кан-Калика, А.Д. Никандрова, В.И. Загвязинского, К.А. Абульхановой-Славской, Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской и др.

1. .Соотношение инновационной деятельности и творческой деятельности педагога. Сущностные характеристики инновационной деятельности в образовании.

2. Модель инновационной деятельности педагога. Концепция инновационной деятельности педагога В.А.Сластенина, Л.Д.Подымовой.

3. Структура, характеристика и содержание мотивационного, креативного, технологического и рефлексивного компонентов инновационной деятельности педагога.

Вопросы и задания к семинару:

  1. Выпишите в свою терминологическую карту понятия: педагогическое творчество: компоненты инновационной деятельности педагога. Установите взаимосвязь между ними.
  2. На основепримеров из собственной практики, материалов Интернета и др.составьте монографическую характеристику идеального современного творческого педагога. Обоснуйте взаимосвязь творчества и инновации в его деятельности.

 

  1. Проанализируйте инновационную деятельность педагога на основе Свот-анализа.
Сильные стороны Слабые стороны
1. 1.
2. 2.
3. 3.
Возможности Риски
1. 1.
2. 2.
3. 3.

Источники и литература: