Инновационные процессы в образовании

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»)

Центр магистерской подготовки

кафедра педагогики

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор Центра магистерской подготовки

____________ Синицына Г.П.

(подпись)

 

«1 » сентября 2012 г.

 

«ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ»

 

Направление подготовки Педагогическое образование

 

Магистерская программа: Высшее образование

по учебному плану набора 2012 г.

форма обучения – ОЧНАЯ

 

 

Составитель: Дука Н.А., к .пед. н., доцент кафедры педагогики ___________

(подпись)

 

 

Учебно-методический комплекс составлен на основании

ФГОС ВПО 2010 г.

Рассмотрен на заседании кафедры

«31» августа 2012 г. Протокол № 1.

Заведующий кафедрой д.пед..н., профессор Чекалёва Н.В.

__________

(подпись)

 

Учебно-методический комплекс одобрен

Советом (Учебно-методической комиссией)

ЦМП

«31» августа 2012 г. Протокол № 1.

 

 

Омск, 2012

 

федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФБГОУ ВПО «ОмГПУ»)

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

 

 

Направление подготовки «Педагогическое образование»

 

Магистерская программа: Высшее образование

 

 

Омск, 2012

Составитель:

к. пед. н.,, профессор Дука Н.А. /____________

(уч. степ., уч. звание, должность) (Ф.И.О) (подпись)

 

к. пед. н.,доцент Зарипова Е. /____________

(уч. степ., уч. звание, должность) (Ф.И.О) (подпись)

 

Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта 2010 года и рассмотрена на заседании кафедры педагогики

«31» августа 2012 г. Протокол № 1

Заведующий кафедрой:

д.-р. пед. н. Чекалева Н.В. /___________

(уч. степ., уч. звание) (Ф.И.О) (подпись)

 

 

Рабочая программа утверждена на заседании учебно-методической комиссии_____________________________________________________________________

«31 »августа 2012 г. Протокол № 1

 

Председатель учебно-методической комиссии:

к. пед. н., доцент Синицына Г.П. /____________

(уч. степ., уч. звание, должность) (Ф.И.О) (подпись)


Курс: 1

Форма обучения: очная

Семестр: 1

Трудоемкость: 3 зачетных единицы

Количество аудиторных часов: 36

Из них: лекций – 10

практических занятий – 26

Количество внеаудиторных часов – 36

Форма промежуточной аттестации: экзамен

 

Дисциплина «Инновационные процессы в образовании» включена в базовую часть профессионального цикла дисциплин в структуре основной образовательной программы подготовки магистров по направлению «Педагогическое образование»

Цель дисциплины: содействовать становлению профессиональной компетентности магистра на основе теоретического осмысления и практического использования инноваций в решении профессиональных задач.

Задачи курса:

магистрант:

- называет основные понятия, концепции, идеи и направления инновационного процесса;

- использует в разработке и внедрении проектов развития инструментарий (методы, приемы) инновационных процессов в образовании;

- способен проектировать образовательную среду для реализации задач инновационной образовательной практики;

- осуществляет анализ и экспертизу на основе критериев инновационных процессов в образовании;

- разрабатывает технологии внедрения инновационных процессов в различных учреждениях.

 

Ожидаемые результаты:

Освоение дисциплины направлено на формирование у магистра в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности следующих компетенций:

- способностью формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);

- способностью анализировать инновационные процессы и применять их при решении конкретных профессиональных задач (ПК-5);

- готовностью к разработке и реализации инновационных моделей, методик решения профессиональных задач в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);

Также данная дисциплина способствует развитию следующих компетенций:

- способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);

- готовностью использовать индивидуальные креативные способности для оригинального профессиональных решения задач (ПК-6);

- готовностью проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- основные понятия инновационного процесса;

- содержание, принципы инновационной образовательной политики

- концепции и подходы к проектированию образовательной среды

- основные банки информации о результатах научных исследований в области инновационных процессов;

- инструментарий (методы, приемы) инновационных процессов в образовании;

- современные тенденции развития российской и зарубежной системы образования;

- критерии инновационных процессов в образовании;

- законодательные и нормативно-методические материалы по инновационным изменениям в системе образования;

уровни инновационных изменений и их характеристики

источники возникновения и признаки.

- .

 

уметь:

- оценивать динамику и эффективность инновационных процессов;

- анализировать и оценивать ресурсы образовательной среды

- отбирать эффективные средства проектирования образовательной среды

- анализировать нормативные документы по реализации инновационной образовательной политики

- проводить экспертизу результатов инновационных процессов и оценивать их значение в образовательной практике;

- использовать индивидуальные креативные способности для осуществления инновационных процессов;

- разрабатывать программы и проекты развития в образовательном учреждении;

- аналитически обосновывать необходимость проведения инноваций;

- проектировать инновационные изменения в пределах профессиональной компетенции;

владеть:

технологией проектирования образовательной среды в соответствии с инновационной образовательной политикой;

– способами снятия психологических барьеров, связанных с развитием индивидуальных креативных способностей;

- методами получения современного знания в области инновационных процессов;

- технологиями внедрения инновационных процессов в различных учреждениях;

- основами применения информационных технологий в инновационной деятельности.

- технологией работы в группе.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Отбор содержания учебного материала и его организация обусловлены принципами развития высшего педагогического образования и его задачами при обучении в магистратуре, а также логикой и принципами инновационного развития образования и педагогической инноватики, как отрасли педагогической науки, а именно:

  • фундаментализации,обусловливающей организацию учебного материала вокруг актуальных проблем инновационного развития системы образования России;
  • практико - ориентированности, предполагающей связь содержания программы учебной дисциплины с потребностями реальной образовательной практики проектирования и внедрения инноваций; возможность использования теоретических знаний для решения конкретных практических профессиональных задач и проблем; ориентация на изучение опыта инновационной деятельности образовательных учреждений Омского региона.
  • вариативности (принцип ориентирует на максимальный учет индивидуальных особенностей профессионального становления магистранта и потребностей рынка труда в специалистах, владеющих инновационными способами решения профессиональных задач);
  • гуманитаризации (принцип определяет диалогичность учебного материала, ориентацию студентов на сопоставление различных точек зрения, позиций, концепций);
  • историзма,который предполагает рассмотрение изучаемых инновационных процессов в контексте конкретно-исторического времени; сочетания ретроспективы с перспективой, что обусловливает определенную актуализацию прогностической функции и ориентацию на современные проблемы развития инновационных процессов.

Междисциплинарные связи

Дисциплина опирается на компетентности и базовую часть профессионального цикла ООП по направлению «Педагогическое образование».Достижение целей изучения дисциплины обеспечивается связью с программами профессионального цикла подготовки бакалавров по направлению: «Педагогическое образование», а также дисциплинами общенаучного цикла «Методология научного исследования», дисциплинами по выбору и практиками.

Изучение дисциплины необходимо для освоения дисциплины общенаучного цикла «Современные проблемы науки и образования» профессионального цикла: «Образовательное проектирование». «Информационные технологии в профессиональной деятельности» профессионального цикла.

Компетенции, освоенные магистрантом в данной дисциплине, будут актуальны при выполнении магистерской диссертации.

Образовательные технологии

Для успешного освоения учебной программы используются сочетание лекционных, практических и выездных занятий, интерактивных технологий, самостоятельной работы с различными информационными ресурсами. На занятиях и в рамках самостоятельной работы по курсу студенты изучают нормативные документы и научные публикации об инновационных процессах, собирают и анализируют информацию об опыте инновационной деятельности в сфере образования, представленную в СМИ и в Интернете, разрабатывают презентационные материалы с использованием информационных технологий. На занятиях используются технология критического мышления, кейс-технология, дебаты и другие образовательные технологии.

Текущая аттестация качества усвоения знаний

Использование балльно-рейтинговой системы оценки достижений позволяет оценить индивидуальную динамику формирования знаний, умений, общекультурных и профессиональных компетенций магистра в соответствии с видом профессиональной деятельности Текущая аттестация проводится путем оценки выполнения магистрантами заданий на семинарских занятиях. Для текущей аттестации могут использоваться практические задания,связанные с разработкой индивидуальных и групповых проектов и предполагающие отработку умений магистрантов определять источники инновационных идей; оценивать эффективность инновационных процессов; способы введения новшеств в образовательное учреждение, разрабатывать проекты развития для образовательных учреждений; составлять экспертное заключение на инновационный проект.

Промежуточная аттестация качества усвоения знаний осуществляется в форме тестов по основным разделам учебной программы.

 

Итоговая аттестация

Итоговаяаттестация проводится в форме накопительного зачёта, который заключается в защите портфолио работ по дисциплине (фрагмента программы развития или программы опытно-экспериментальной работы, и экспертного заключения).

 

Тематический план дисциплины

  №   Раздел (модуль) дисциплины Всего часов (в трудоемкости) Аудиторные Самостоятельная работа студентов, включая индивидуальные консультации
Лекции Семинарские (практические) занятия Лабораторные занятия
1.   Тема 1. Теоретико-методологические основы изучения инновационных процессов в образовании Лекция 1-2.Теоретико-методологические основы изучения инновационных процессов в образовании Семинар 1-2. Основы педагогической инноватики. Семинар 3. Инновационная деятельность педагога. Семинар 4 Психологические барьеры и психологическая защита.                              
2. Тема 2. Технологии разработки и освоения новшеств Лекция 3. Развитие образовательного учреждения как инновационный процесс Семинар 5.Развитие образовательного учреждения как инновационный процесс. Технологии разработки и освоения новшеств. Семинар 6-7.Проектирование программы опытно-экспериментальной работы в ОУ.                      
3. Тема 3. Анализ, тенденции инновационных процессов в системе образования РФ и др.странах. Оценка эффективности инновационных процессов Лекция 4-5. Анализ и тенденции инновационных процессов в системе образования Российской Федерации. Оценка эффективности инновационных процессов Семинар 8-9.Сравнительно-педагогический анализ инновационных процессов в России и развитых странах. Семинар 10-11.Экспертиза инновационных проектов в образовании. Семинар 12-13. Презентация проектов развития                                  
  ИТОГО:  
               

Основное содержание дисциплины