Инновационные процессы в образовании
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДИСЦИПЛИНЫ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»)
Центр магистерской подготовки
кафедра педагогики
УТВЕРЖДАЮ
Директор Центра магистерской подготовки
____________ Синицына Г.П.
(подпись)
«1 » сентября 2012 г.
«ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ»
Направление подготовки Педагогическое образование
Магистерская программа: Высшее образование
по учебному плану набора 2012 г.
форма обучения – ОЧНАЯ
Составитель: Дука Н.А., к .пед. н., доцент кафедры педагогики ___________
(подпись)
Учебно-методический комплекс составлен на основании
ФГОС ВПО 2010 г.
Рассмотрен на заседании кафедры
«31» августа 2012 г. Протокол № 1.
Заведующий кафедрой д.пед..н., профессор Чекалёва Н.В.
__________
(подпись)
Учебно-методический комплекс одобрен
Советом (Учебно-методической комиссией)
ЦМП
«31» августа 2012 г. Протокол № 1.
Омск, 2012
федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФБГОУ ВПО «ОмГПУ»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
Направление подготовки «Педагогическое образование»
Магистерская программа: Высшее образование
Омск, 2012
Составитель:
к. пед. н.,, профессор Дука Н.А. /____________
(уч. степ., уч. звание, должность) (Ф.И.О) (подпись)
к. пед. н.,доцент Зарипова Е. /____________
(уч. степ., уч. звание, должность) (Ф.И.О) (подпись)
Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта 2010 года и рассмотрена на заседании кафедры педагогики
«31» августа 2012 г. Протокол № 1
Заведующий кафедрой:
д.-р. пед. н. Чекалева Н.В. /___________
(уч. степ., уч. звание) (Ф.И.О) (подпись)
Рабочая программа утверждена на заседании учебно-методической комиссии_____________________________________________________________________
«31 »августа 2012 г. Протокол № 1
Председатель учебно-методической комиссии:
к. пед. н., доцент Синицына Г.П. /____________
(уч. степ., уч. звание, должность) (Ф.И.О) (подпись)
Курс: 1
Форма обучения: очная
Семестр: 1
Трудоемкость: 3 зачетных единицы
Количество аудиторных часов: 36
Из них: лекций – 10
практических занятий – 26
Количество внеаудиторных часов – 36
Форма промежуточной аттестации: экзамен
Дисциплина «Инновационные процессы в образовании» включена в базовую часть профессионального цикла дисциплин в структуре основной образовательной программы подготовки магистров по направлению «Педагогическое образование»
Цель дисциплины: содействовать становлению профессиональной компетентности магистра на основе теоретического осмысления и практического использования инноваций в решении профессиональных задач.
Задачи курса:
магистрант:
- называет основные понятия, концепции, идеи и направления инновационного процесса;
- использует в разработке и внедрении проектов развития инструментарий (методы, приемы) инновационных процессов в образовании;
- способен проектировать образовательную среду для реализации задач инновационной образовательной практики;
- осуществляет анализ и экспертизу на основе критериев инновационных процессов в образовании;
- разрабатывает технологии внедрения инновационных процессов в различных учреждениях.
Ожидаемые результаты:
Освоение дисциплины направлено на формирование у магистра в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности следующих компетенций:
- способностью формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);
- способностью анализировать инновационные процессы и применять их при решении конкретных профессиональных задач (ПК-5);
- готовностью к разработке и реализации инновационных моделей, методик решения профессиональных задач в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);
Также данная дисциплина способствует развитию следующих компетенций:
- способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);
- готовностью использовать индивидуальные креативные способности для оригинального профессиональных решения задач (ПК-6);
- готовностью проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- основные понятия инновационного процесса;
- содержание, принципы инновационной образовательной политики
- концепции и подходы к проектированию образовательной среды
- основные банки информации о результатах научных исследований в области инновационных процессов;
- инструментарий (методы, приемы) инновационных процессов в образовании;
- современные тенденции развития российской и зарубежной системы образования;
- критерии инновационных процессов в образовании;
- законодательные и нормативно-методические материалы по инновационным изменениям в системе образования;
уровни инновационных изменений и их характеристики
источники возникновения и признаки.
- .
уметь:
- оценивать динамику и эффективность инновационных процессов;
- анализировать и оценивать ресурсы образовательной среды
- отбирать эффективные средства проектирования образовательной среды
- анализировать нормативные документы по реализации инновационной образовательной политики
- проводить экспертизу результатов инновационных процессов и оценивать их значение в образовательной практике;
- использовать индивидуальные креативные способности для осуществления инновационных процессов;
- разрабатывать программы и проекты развития в образовательном учреждении;
- аналитически обосновывать необходимость проведения инноваций;
- проектировать инновационные изменения в пределах профессиональной компетенции;
владеть:
– технологией проектирования образовательной среды в соответствии с инновационной образовательной политикой;
– способами снятия психологических барьеров, связанных с развитием индивидуальных креативных способностей;
- методами получения современного знания в области инновационных процессов;
- технологиями внедрения инновационных процессов в различных учреждениях;
- основами применения информационных технологий в инновационной деятельности.
- технологией работы в группе.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала
Отбор содержания учебного материала и его организация обусловлены принципами развития высшего педагогического образования и его задачами при обучении в магистратуре, а также логикой и принципами инновационного развития образования и педагогической инноватики, как отрасли педагогической науки, а именно:
- фундаментализации,обусловливающей организацию учебного материала вокруг актуальных проблем инновационного развития системы образования России;
- практико - ориентированности, предполагающей связь содержания программы учебной дисциплины с потребностями реальной образовательной практики проектирования и внедрения инноваций; возможность использования теоретических знаний для решения конкретных практических профессиональных задач и проблем; ориентация на изучение опыта инновационной деятельности образовательных учреждений Омского региона.
- вариативности (принцип ориентирует на максимальный учет индивидуальных особенностей профессионального становления магистранта и потребностей рынка труда в специалистах, владеющих инновационными способами решения профессиональных задач);
- гуманитаризации (принцип определяет диалогичность учебного материала, ориентацию студентов на сопоставление различных точек зрения, позиций, концепций);
- историзма,который предполагает рассмотрение изучаемых инновационных процессов в контексте конкретно-исторического времени; сочетания ретроспективы с перспективой, что обусловливает определенную актуализацию прогностической функции и ориентацию на современные проблемы развития инновационных процессов.
Междисциплинарные связи
Дисциплина опирается на компетентности и базовую часть профессионального цикла ООП по направлению «Педагогическое образование».Достижение целей изучения дисциплины обеспечивается связью с программами профессионального цикла подготовки бакалавров по направлению: «Педагогическое образование», а также дисциплинами общенаучного цикла «Методология научного исследования», дисциплинами по выбору и практиками.
Изучение дисциплины необходимо для освоения дисциплины общенаучного цикла «Современные проблемы науки и образования» профессионального цикла: «Образовательное проектирование». «Информационные технологии в профессиональной деятельности» профессионального цикла.
Компетенции, освоенные магистрантом в данной дисциплине, будут актуальны при выполнении магистерской диссертации.
Образовательные технологии
Для успешного освоения учебной программы используются сочетание лекционных, практических и выездных занятий, интерактивных технологий, самостоятельной работы с различными информационными ресурсами. На занятиях и в рамках самостоятельной работы по курсу студенты изучают нормативные документы и научные публикации об инновационных процессах, собирают и анализируют информацию об опыте инновационной деятельности в сфере образования, представленную в СМИ и в Интернете, разрабатывают презентационные материалы с использованием информационных технологий. На занятиях используются технология критического мышления, кейс-технология, дебаты и другие образовательные технологии.
Текущая аттестация качества усвоения знаний
Использование балльно-рейтинговой системы оценки достижений позволяет оценить индивидуальную динамику формирования знаний, умений, общекультурных и профессиональных компетенций магистра в соответствии с видом профессиональной деятельности Текущая аттестация проводится путем оценки выполнения магистрантами заданий на семинарских занятиях. Для текущей аттестации могут использоваться практические задания,связанные с разработкой индивидуальных и групповых проектов и предполагающие отработку умений магистрантов определять источники инновационных идей; оценивать эффективность инновационных процессов; способы введения новшеств в образовательное учреждение, разрабатывать проекты развития для образовательных учреждений; составлять экспертное заключение на инновационный проект.
Промежуточная аттестация качества усвоения знаний осуществляется в форме тестов по основным разделам учебной программы.
Итоговая аттестация
Итоговаяаттестация проводится в форме накопительного зачёта, который заключается в защите портфолио работ по дисциплине (фрагмента программы развития или программы опытно-экспериментальной работы, и экспертного заключения).
Тематический план дисциплины
№ | Раздел (модуль) дисциплины | Всего часов (в трудоемкости) | Аудиторные | Самостоятельная работа студентов, включая индивидуальные консультации | |||
Лекции | Семинарские (практические) занятия | Лабораторные занятия | |||||
1. | Тема 1. Теоретико-методологические основы изучения инновационных процессов в образовании Лекция 1-2.Теоретико-методологические основы изучения инновационных процессов в образовании Семинар 1-2. Основы педагогической инноватики. Семинар 3. Инновационная деятельность педагога. Семинар 4 Психологические барьеры и психологическая защита. | ||||||
2. | Тема 2. Технологии разработки и освоения новшеств Лекция 3. Развитие образовательного учреждения как инновационный процесс Семинар 5.Развитие образовательного учреждения как инновационный процесс. Технологии разработки и освоения новшеств. Семинар 6-7.Проектирование программы опытно-экспериментальной работы в ОУ. | ||||||
3. | Тема 3. Анализ, тенденции инновационных процессов в системе образования РФ и др.странах. Оценка эффективности инновационных процессов Лекция 4-5. Анализ и тенденции инновационных процессов в системе образования Российской Федерации. Оценка эффективности инновационных процессов Семинар 8-9.Сравнительно-педагогический анализ инновационных процессов в России и развитых странах. Семинар 10-11.Экспертиза инновационных проектов в образовании. Семинар 12-13. Презентация проектов развития | ||||||
ИТОГО: | |||||||
Основное содержание дисциплины