Эволюция въездного туризма в России.

Въездной туризм – это путешествия иностранных граждан на территории другой страны (РФ)

Въездной туризм – это путешествия, организуемые для граждан зарубежных государств по территории своей страны, связанные с пересечением ими государственной границы и совершаемые с некоммерческими целями на срок от 24 часов до 6 месяцев (Ушаков).

Инкаминг – основа въездного туризма.

Инкаминг – туроперейтинг в сфере международного въездного туризма, т.е. деятельность, направленная на создание турпродукта, созданного из услуг, предлагаемых на территории РФ.

Черты инкаминга:

· Ориентир на иностранного потребителя

· Необходимость использования только национальных поставщиков тур услуг (услуги должны соответствовать международным стандартам ISO)

· Наличие собственной (российской) нормативно-правовой базы

На территории РФ – 4248 ТО (27 с банковской гарантией)

- 1811 – внутренний туризм

- 2437 – международный (1461 – на выезд, 976 – на въезд).

Структура ТО по приему:

· В направлении иностранного государства – Иностранный ТО по приему – Продвижение российского турпродукта за границей – Иностранный потребитель

· В России – Российские поставщики тур услуг – Обслуживание иностранных туристов.

Функции ТО по приему:

Внешние – включают меры по организации через иностранного партнера тур продукта, его продвижение на иностранном рынке и продажу иностранным туристам.

Внутренние – бронирование необходимых тур услуг и организация качественного приема и обслуживания иностранных гостей на территории РФ.

Тур индустрия (поставщики тур услуг):

· Средства размещения

· ПОП

· Трансферы

· Экскурсионные услуги

· Досуг и отдых

· Гиды, инструкторы

· ТО деятельность

Тур инфраструктура (вспомогательные средства, оказывающие прямое воздействие на создание благоприятного имиджа тур центра):

· Техническая – дороги, тротуары, фасады, инженерные коммуникации, сотовая связь

· Социальная – стол справок, больницы.

Этапы развития въездного международного туризма России:

1. доиндустриальный этап

На стихийном этапе своего развития (до 1700 года) путешествия в Россию предпринимали в большей степени купцы и дипломатические миссии. В глазах ее ближайших соседей — жителей европейских стран — она представлялась отсталым и даже диким государством. Отставание (минимум на двести лет) от европейских государств в России наметилось в X веке и ощущалось вплоть до петровских времен.

Киев был настоящей «жемчужиной Востока», крупнейшим торговым центром Старого Света, а знаменитый речной путь «из варяг в греки» едва ли не единственным транспортным коридором, связывавшим северные и южные народы Европы.

Гостиничная база городов Киевской Руси была представлена гостиными дворами — целыми комплексами, предназначенными как для проживания прибывающих иностранцев, так и для хранения их грузов, торговли, заключения договоров, проведения досуга.

Единственным заметным прорывом в торговле с Европой стало открытие англичанами Северного пути и усиление Архангельска как единственного в то время морского порта России.

2. индустриальный этап

В индустриальный этап благодаря реформам Петра I затронувшим практически все стороны жизни, Россия стала намного ближе к Европе. Петербург к концу царствования Петра I стал самой молодой и дерзкой столицей в Европе, поражавшей иностранцев своей роскошью, блеском, весельем придворной жизни. Да и сама Российская империя, ставшая благодаря первому русскому императору крупнейшей морской державой, активно развивавшая национальную промышленность, внешнюю торговлю, впервые в своей истории получила заметный среди других европейских стран статус и место в общеевропейской политике.

Российская империя была открыта для иностранных капиталовложений, был создан благоприятный климат для появления и распространения на Руси иностранных банков, страховых и транспортных компаний, промышленных мануфактур.

Появление и распространение железных дорог обеспечило более быстрое и комфортное перемещение грузов и пассажиров по необъятной российской территории, объединило экономические зоны страны, увеличило количество передвигающихся по стране собственных и иностранных граждан.

Немногим позже (после постройки железной дороги из Москвы на юг) стал развиваться туризм на Южном берегу Крыма. Ялта стала излюбленным местом отдыха императорской семьи, а значит и, многочисленных придворных.

Открытие и научное признание лечебных свойств уникальных вод района Кавказских Минеральных Вод дало толчок развитию лечебно-оздоровительного туризма в Пятигорске, Кисловодске и Железноводске. Одним из наиболее грандиозных туристических проектов в Российской империи стало основание Гагры (современная Абхазия).

Усиление пароходных компаний стимулирует круизный туризм по рекам и озерам России.

Основными типами въездных туров индустриального этапа были деловые поездки (столицы, крупные промышленные центры и знаменитые ярмарки империи), круизы по Волге (с посещением Нижнего Новгорода, Казани, Самары, Симбирска, Астрахани, Царицына), отдых, развлечения и лечение на отечественных курортах (Крым, КМВ, Гагры).

Характерной чертой индустриального этапа развития российского въездного туризма является его элитарность, недоступность для широких слоев населения.

3. советский этап

довоенный советский период;

Мировые войны начала XX столетия в Европе надолго выбили туристические поездки из первоочередных потребностей даже представителей элиты. Кроме того, имидж советской власти, нелегитимной по мнению большинства европейских стран, необычайно жестокой к собственному населению, мягко говоря, не способствовал росту у иностранцев желания посещать республики Советского Союза.

период послевоенной оттепели

С пятидесятых годов XX столетия начинается новый виток освоения туристических зон и центров Советского Союза. Большинство здравниц Крыма, Черноморского побережья Кавказа и Закавказья, Прибалтики, горнолыжных и бальнеологических зон были введены в строй именно в это время. Курортные территории обеспечиваются всей необходимой для приема туристов инфраструктурой — дорогами, коммуникациями, транспортными узлами, предприятиями сферы общественного питания и досуга.

Повсеместно в Союзе вводится единая система классификации гостиничных предприятий. В соответствии с ней отели делились на семь разрядов: люкс, высший А, высший Б, первый, второй, третий и четвертый, а номера были пяти категорий.

Настоящим прорывом в демонстрации превосходства советской системы во всех сферах жизнедеятельности и ликвидации популярных стереотипов советского образа жизни стали организованные в Москве в 1980 году Олимпийские игры.

4. постсоветский период

Перестройка и последовавшие за ней кардинальные перемены условий жизни советских граждан сказались и на темпах, и на структуре въездного международного туризма в стране.

Туристическая деятельность активно развивалась только в сфере выездного международного туризма (в силу колоссального отложенного спроса), тогда как собственные курорты и туристические центры, брошенные
в самостоятельное плавание по волнам рынка, испытывали острую нехватку клиентов и денег.

Гостиничные предприятия (даже в крупных российских городах) фактически не работали, предпочитая сдавать собственные номера под офисы многочисленных малых предприятий.

Интерес к России проявляли только лишь западные предприниматели, желающие успеть быстро и практически даром захватить как долю емкого внутреннего российского рынка, так и долю бывшей государственной собственности. Частые деловые поездки состоятельных иностранных граждан в Россию (особенно в Москву) стимулировали строительство в столице первых отелей мирового уровня. В 90-х годах в Москве, Подмосковье и других крупных деловых центрах страны сооружаются гостиничные предприятия, входящие в известные гостиничные цепи или работающие по франшизе, полностью ориентированные на обслуживание состоятельной иностранной публики.

Рост частного сектора в инкаминге в период с 1991-го по 1998 год существенно стимулировал въездной туризм, расширил географию и ассортимент въездных туров, создал устойчивый въездной туристический поток в отдельных регионах страны.

Рост себестоимости туристического обслуживания, стимулированный многократным превышением спроса над предложением, естественно вел к гипертрофированному росту стоимости российского туристического продукта. По средней величине ежедневных затрат туристов, Москва и Санкт-Петербург обгоняли самые дорогие туристические дестинации мира (Токио, Гонконг, Париж). Это в свою очередь требовало концентрации инкаминга на производстве наиболее востребованных и популярных туров.

5. современный этап развития въездного туризма РФ

Современная ситуация рынка въездного международного туризма в России характеризуется устойчивым ростом количества прибытий иностранных граждан. Хотя, учитывая общемировую туристическую динамику, такой рост, скорее всего, продлится недолго. Дело не в падении популярности России, а в явном несоответствии цены и качества туристического продукта, что недопустимо в условиях жесткой конкурентной борьбы на мировом рынке.

Еще одно крайне негативное явление, ставшее реальностью для рынка отечественного въездного туризма, — проникновение на российский туристический рынок иностранных туроператоров, которые самостоятельно организуют для своих сограждан все возможные туры по нашей стране и даже оказывают визовую поддержку туристам. При этом качество обслуживания и уровень цен зачастую выгоднее, чем у полностью ро ссийских турфирм.

Заметно активизировались и региональные власти, которые, определив экономическую эффективность въездного туризма, не только систематизировали имеющуюся туристическую информацию с целью дальнейшего продвижения туристических возможностей своих регионов за рубежом, но и осуществляют крупные туристические проекты с привлечением средств отечественных и зарубежных инвесторов.