Лечебно-оздоровительный туризм в России
1. Анапа – климатический и грязевой курорт; курорт Краснодарского края. Главным лечебным фактором является средиземноморский климат.
2. Аршан – бальнеологический курорт.Расположен в Бурятии. Направление – фитотерапия.
3. Белокуриха – бальнеологический курорт.Алтайский край.
4. Владивостокская курортная зона – климатические и грязевые. Побережье Амурского залива. Талассотерапия.
5. Геленджикская группа курортов – климатические курорты (Геленджик, Кабардинка). Побережье Черного моря.
6. Дарасун – бальнеологический курорт. Читинская область.
7. Ейск – климато-бальнео-грязевой курорт. Краснодарский край, побережье Азовского моря.
8. Кавказские минеральные воды – бальнеологические курорты (Пятигорск, Железногорск, Кисловодск, Ессентуки).Ставропольский край.
9. Калининградская группа курортов – климато-грязевые курорты (Светлогорск, Отрадное, Зеленогорск).
10. Кульдур – бальнеологический курорт (термальные минеральные воды), Хабаровский край.
11. Нальчик – климато-бальнео-грязевой курорт, Расположен в Кабардино-Балкарии.
12. Начика – бальнеологический курорт + фитотерапия+ термальные воды. Расположен на Камчатке.
13. Паратунка – бальнео-грязевой курорт на Камчатке.
14. Большие Сочи –климатические курорты (Адлер, Хоста, Дагомыс, Красная Поляна и др. – 145 км вдоль Черноморского побережья).
15. Теберда – горноклиматический курорт. Расположен в Ставропольском крае, в горах Кавказа.
16. Туапсинский курортный район – климатический курорт + талассотерапия. Краснодарский край, Черноморское побережье.
17. Шмаковка – бальнеологический курорт Приморского края.
18. Эльтон – грязевой курорт Волгоградского района.
Сеть санаторно-курортных учреждений России в настоящее время составляет более 2,4 тыс. здравниц общей мощностью 409,5 тыс. коек, в которых ежегодно получают лечение и оздоровление более 5 млн. человек. Вместе с тем, за последние десять лет число санаториев, пансионатов с лечением и санаториев-профилакториев сократилось на 30%, а число коек в них - на 20%.
За последние 10 лет, несмотря на рост общей заболеваемости населения, значительно сократилось число санаторно-курортных организаций. В связи со стихийным процессом приватизации и акционирования санаториев в значительной степени разрушены системы функционирования, а финансирование санаторно-курортного лечения снизилось.
Партнерство призвано наладить взаимодействие наиболее продвинутых санаториев с теми турфирмами, которым это действительно интересно и которые готовы продавать туристу не просто место в санатории, а качественное и комфортное оздоровление. Например, некоторые турфирмы даже получили лицензию на медицинскую деятельность и взяли в штат специалистов с медицинским образованием, которые могут подсказать клиенту, куда ему надо ехать в соответствии с его диагнозом.
Однако сотрудничество санаториев с турфирмами пока складывается непросто. Туроператоры хотят получать более высокую комиссию за реализацию путевок в санатории. В качестве примера господин Корнеев привел курорты Карловых Вар, которые предлагают готовый, полностью сформированный турпродукт (к тому же он широко разрекламирован во всем мире), а турфирме остается только продать его и получить комиссию в размере 15%. Комиссия в российских санаториях на первых стадиях сотрудничества, как правило, составляет всего 3-5%, при этом в задачу турфирмы входит еще и продвижение турпродукта.
В то же время, как отмечают представители санаториев, нормальному взаимодействию с туристическими компаниями мешает несовершенство налогового законодательства. "Медицинские услуги не облагаются налогом на добавленную стоимость, но как только санатории начинают реализовывать свой продукт через другие фирмы, с нас берут НДС".
Привлечение инвестиций в развитие санаторно-курортного дела. Важным этапом в развитии туризма и рекреации в Российской Федерации стало выделение Особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Так, были выделены и законодательно закреплены туристско-рекреационные зоны в Республиках Алтай и Бурятия, Алтайском, Ставропольском и Красно-дарском краях, Иркутской и Калининградской областях.
Для организации управления курортами, необходимо осуществить:
Разработку научно обоснованной системы государственного регулирования процесса экономического развития санаторно-курортной помощи в Российской Федерации.
Внедрение информационных технологий и создание базы данных санаторно-курортных учреждений, системы консалтинга и бронирования санаторно-курортных услуг.
Разработку предложений по системе государственного заказа и внедрению научно-технической продукции и методик высоких технологий в практику работы санаторно-курортных учреждений.
Разработку положений и организация ведения "Всероссийского кадастра природных лечебных ресурсов, санаторно-курортных организаций, территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов".
Разработку требований и утверждение норм использования природных лечебных факторов, а также отраслевых стандартов лечения при организации медицинской деятельности санаторно-курортных учреждений.
кадровое обеспечение:
Разработка профессиональных стандартов для всех уровней санаторно-курортного обслуживания (оздоровление, медицинская реабилитация, питание, размещение и т.д.).
Разработка государственного образовательного стандарта по курортологии.
Разработка образовательных программ с современным научно-методическим обеспечением, в том числе для дистанционной формы обучения.