Два закона запоминания
Повторение – мать учения
Эффективное повторение должно быть построенно в соответствии с кривой забывания. Кривая эта отражает особенность нашей памяти: забывается большая часть воспринятого в первые минуты и часы после усвоения. Поэтому главный закон повторения – повторения должны быть распределены во времени гиперболически: каждое последующее повторение должно быть отделено от предыдущего большим интервалом времени.
1 повторение – сразу же после прочтения.
2 повторения – через 20-30 мин
3 повторение – через 1 день
4 повторение – через 2-3 недели
5 повторение – через 2-3 месяца
При подготовке к экзамену за два дня рекомендуется 4 повторения. Первое – сразу после чтения, второе – через 20 мин, третье – через 8 часов, четвертое – через сутки. Но все это эффективно только на ранее хорошо изученном и усвоенном материале, незнакомый материал бесполезно повторять! Если есть 7 дней для подготовки, то вот как выглядит график повторений:
Таблица 3
График повторений | |||||||
нерациональный | * | * | * | * | * | * | * семь повтор. |
рациональный | * * | * | - | * | - | - | * пять повтор. |
Таблица 4
Алгоритм повторения лекции для длительного запоминания.
Время | Цель |
Сразу после прослушивания лекции на перемене | · Расшифровать понятные еще сокращения. · Вставить пропущенные слова или мысли, дать свои комментарии. |
В тот же день по дороге домой в метро, трамвае | · Восстановить логику записи. |
Дома | · Найти в словаре непонятные термины. · Прочитать еще раз конспект. |
Перед следующей лекцией по дороге или за несколько минут до лекции | · Освежение знаний для облегчения «наслоения». |
Еженедельно один день вечером повторять | · Связать 3-4 лекции, установить логику. · Восстановить все записанное. · Достичь эффекта кумуляции. |
Каждый месяц один день 3-4 часа для повторения всего, что есть за месяц | · Усвоить логику части курса. |
Перед экзаменом 2-3 раза | · Повторение всего курса. |
Существует два основных закона запоминания и ряд частных, на которых, собственно, зиждется весь процесс оптимизации запоминания.
Закон первый. Чем более значима для субъекта воспринимаемая информация, тем быстрее и лучше она запоминается.
Лучше всего соответственно запоминаются:
· сведения о первичных жизненных потребностях;
· информация о себе;
· общеобразовательная информация.
Закон второй. Чем больше информация включена в деятельность, тем лучше она запоминается.
Отсюда вытекает ряд частных закономерностей, на которых построены все наши дальнейшие практические рекомендации по организации умственного труда:
· чем глубже, полнее, дольше осмысляется информация, тем лучше ее запоминание;
· чем больше интерес к этой информации, тем быстрее она запомнится и дольше сохранится;
· чем больше знаний в этой области, тем легче и лучше запоминание новой информации об этом предмете;
· чем больше готовность (как эмоциональная, так и интеллектуальная и техническая) к принятию информации, тем выше запоминание;
· чем больше каналов восприятия информации, тем лучше и эффективней запоминание;
· впечатления, возникающие одновременно с восприятием информации, вызывают друг друга при воспоминании.
Не всегда у студента есть достаточно времени, чтобы выполнить все приведенные рекомендации. В этом случае следует, в соответствии с нейрофизиологическими нормами образования энграмм и феноменом реминисценции, прочитать конспект вечером в день его написания (не позже чем за два часа до сна) и на 2-3 сутки после составления конспекта. Читать следует внимательно и с хорошим настроением, помня о роли положительных эмоций в процессе запоминания. Теперь мы хорошо знаем, что впечатления, возникающие одновременно с восприятием информации, вызывают друг друга при вспоминании.