Конструирование качественного диагностического инструментария
СЕМИНАР № 2
Различных тестовых форм
Сравнительная характеристика технологических свойств
Краткая спецификация теста
Содержание предмета (разделы) | Предполагаемая деятельность тестируемого | ||
Репродуктивный уровень | Продуктивный уровень | ||
Знание определений, фактологического материала (правила, формулы, законы) | Умения применять знания по образцу, алгоритму | Умения применять знания в «новой», нестандартной ситуации | |
Количество заданий | Количество заданий | Количество заданий | |
Раздел «А» | |||
Раздел «Б» | |||
Раздел «В» | |||
Раздел «Г» |
Технологические характеристики тестовых форм | Задания с выбором ответов (закрытые, на соответствие) | Задания на дополнение с ограничением ответа | Задания на дополнение со свободным ответом |
Проверка знания фактологического материала | годятся | годятся | годятся, но редко используются |
Проверка умений применять знания по образцу (репродуктивный уровень) | годятся | годятся, но обладают ограниченными возможностями | годятся |
Проверка умений применения знаний в «новой» ситуации (продуктивный уровень) | не годятся | не годятся | годятся |
Простота в конструировании | нет | есть | есть |
Исключение эффекта угадывания | нет | есть | есть |
Простота при оценке результата выполнения | есть | нет | нет |
Объективность в оценке результата | есть | иногда есть | нет |
Исключение фактора ошибок испытуемых | есть | нет | нет |
Возможность оригинального ответа | нет | нет | есть |
Понятийное поле:
«Критерий», «показатель», «индикатор», «уровень сформированности (развития)» «системы оценки учебных достижений» и др.
Литература:
1. Бордовская Н.В. Педагогика: учеб. для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб. : Питер, 2001. – 304 с.
2. Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся: Инструктивно-методические материалы / Под ред. О.Е. Лисейчикова. – Мн. : НИО, 2002. – 400 с.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов / И.А. Зимняя. – 2-е изд. – М. : Логос, 2002. – 384 с.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М. : «Академия». – 2002.
5. Педагогика : учеб. пособие для пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – 4-е изд. – Москва : Школа-Пресс, 2004. – 512 с.
6. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. – Москва : Высшая школа, 2004. – 512 с.
7. Поташник, М. М. Качество образования : проблемы и технология управления (В вопросах и ответах) / М. М. Поташник. – Москва : Педагогическое общество России, 2002. – 352 с.
8. Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. – М.: «Логос», 1999. – 272 с.
9. Сериков, В. В. Обучение как вид педагогической деятельности : учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Сериков ; под ред. В.А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – М. : Академия, 2008. – 256 с.
10. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – Москва : Школьная Пресса, 2000. – 416 с.
11. Холодная, М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума: учеб. пособие / М.А. Холодная. – Москва : ПЕР СЭ, 2002. – 304 с.
12. Хуторской, А. В. Современная дидактика : учебник для вузов / А. В. Хуторской. – СПб. : Питер, 2001. – 544 с.
13. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов / М.Б. Челышкова. – М.: Логос, 2002 – 327 с.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
1. Сконструируйте диагностические задания (не менее 3; учебная дисциплина – по выбору) в соответствии с уровнями освоения знаний: «знание-представление», «знание-понимание», «знание-применение в стандартных ситуациях», «знание-применение в нестандартных ситуациях»:
Цели обучения | Результаты обучения | Диагностические задания |
Знания-представления | Описывает, высказывает общее суждение, называет (используя очевидные признаки), ориентируется (в наиболее общих вопросах, в общих чертах), распознает (по очевидным признакам)… | 1. …? 2. …? 3. …? |
Знание-понимание | Анализирует, аргументирует, включает, выводит, группирует, доказывает, делает заключение, классифицирует, обобщает, объясняет, определяет, оценивает, соотносит, сравнивает, устанавливает, формулирует… | ? |
Знание-применение стандартной ситуации | Апробирует, демонстрирует, изменяет, измеряет, испытывает, организует, планирует, применяет, разрабатывает, рассчитывает, решает, составляет, управляет, формирует… | ? |
Знание-применение в нестандартной ситуации | Видоизменяет, импровизирует, интегрирует, комбинирует, выдвигает гипотезы, конструирует, моделирует, модернизирует, переносит, перестраивает, преобразовывает, прогнозирует, проектирует, исследует, экспериментирует, систематизирует; рефлексирует | ? |
2. Разработайте систему критериев, показателей, уровней сформированности (развития), например, репродуктивных умений, лигвистических и др. способностей, интеллектуального стиля, рефлексии, эмпатии, ответственности, опыта проектирования педагогического процесса и др. результатов педагогического процесса (по выбору).
Результаты педагогического процесса | Критерии | Показатели-индикаторы | Уровни |
Индивидуальный интеллектуальный стиль | |||
… | |||
… | |||
… | |||
… |
3. Интерактивная технология «Мастерская будущего»
Проблема:Как повысить объективность 10-балльной системы оценки, возможность качественной оценки развития творческих способностей учащихся, уровень и динамику развития, процесс движения к результату, степень индивидуальных усилий?
Этапы:
1. Критика (участники в течение 5-7 мин. на отдельных листах бумаги фиксируют «+» и «–» «10-балльной системы оценки учебных достижений»).
2. Презентация индивидуальных смыслов («+» и «–»).
3. Обобщение индивидуальных смыслов в двух аналитических группах.
4. Презентация обобщённых смыслов;
5. Конструирование идеальной модели (идеальной модели оценки учебных достижений школьников с опорой на сравнительную таблицу). Создаются 3-4 творческие группы.
6. Презентация идеальных моделей.
7. Критика идеальных моделей с позиции реалий образовательной практики.
8. Рефлексия (оцените продуктивность состоявшегося взаимодействия).
Сравнительный анализ традиционной и «субъект-субъектной» систем оценки
учебных достижений учащихся