Информационная справка

Технология конструирования дидактических тестов

СЕМИНАР № 1

Понятийное поле:

«Методы диагностики», «тестирование как метод диагностики учебных достижений», «краткая спецификация теста», «тестовые формы», «технологические свойства тестовых форм», «коэффициент усвоения», «формулы коррекции индивидуальных баллов» и др.

Литература:

1. Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся: Инструктивно-методические материалы / Под ред. О.Е. Лисейчикова. – Мн. : НИО, 2002. – 400 с.

2. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов / М.Б. Челышкова. – М.: Логос, 2002 – 327 с.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М. : «Академия». – 2002.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

Сконструировать тест по одной из учебных дисциплин (по выбору). Задание выполняется индивидуально.

Требования:

q длина теста – не менее 30 заданий;

q в тесте должны быть представлены все формы тестовыхзаданий;

q в тесте должны быть представлены тестовые задания как репродуктивного, так и творческого характера;

q предварительно необходимо разработать краткую содержательную спецификацию теста (см. табл.);

q при разработке теста учитывайте технологические свойства тестовых форм

q при разработке теста учитывайте следующее: задания должны постепенно усложняться к «медиане» теста, далее – уровень заданий снижается;

q до обработки результатов и определения коэффициента усвоения обязательно необходимо представить качественную характеристику уровней освоения учебным материалом (например, «фрагментарный уровень»: у респондента доминируют знания-представления и т.д.);

q при разработке схемы обработки результатов тестирования учитывайте такой аспект, как «вес» (степень сложности) тестовых заданий.

Классификация тестовых заданий:

q задания закрытой формы (с множественным выбором), в которых учащиеся выбирают правильный ответ из данного набора ответов:

+ задания с тремя ответами;

+ задания с четырьмя или пятью ответами;

+ задания с выбором нескольких правильных ответов;

+ задания на выбор неправильного ответа;

q задания на дополнение (открытые задания), требующие при выполнении от ученика самостоятельного получения ответов;

+ задания на дополнение со свободно конструируемым ответом;

+ задания на дополнение с ограничениями на ответы;

q задания на установление соответствия (с множественным выбором), выполнение которых связано с выявлением соответствия между элементами двух множеств;

q задания на установление правильной последовательности, в которых от учащихся требуется указать порядок действий или процессов, перечисленных педагогом.

Образцы тестовых заданий:

1. Установите соответствие(укажите стрелками):

А) аист мышь;

Б) волк змея;

В) сова лягушка

Г) ёж заяц

2. Укажите правильные ответы:

Дождевые черви:

q перерабатывают отмершие остатки растений и животных в перегной;

q разрушают почву;

q повышают плодородие почвы.

3. Дополните:

Установите закономерность:

Исчезнут муравейники → ______________________ → ____________________.

4. Установите правильную последовательность: улетают ласточки, прилетают ласточки, появляются комары, исчезают комары.

1) ________________________________; 2) ______________________________;

3) ________________________________; 4) ______________________________ .

Вариант обработка результатов тестирования:

· длина теста – 30 заданий;

· сумма всех существенных операций (например, в 4-ом задании – 4 операции);

· коэффициент усвоения (К)– это частное от деления суммы правильно выполненных существенных операций (а) на сумму всех существенных операций (p); например, если К= 0,1 – 0,2 – у респондента фрагментарный уровень овладения; если К= 0,3 – 0,4 – начальный уровень; если К= 0,5 – 0,6 – базовый; если К= 0,7 – 0,8 – почти отличный; если К= 0,9 – отличный ; если К= 1,0 – идеальный уровень.