Информационная справка
Технология конструирования дидактических тестов
СЕМИНАР № 1
Понятийное поле:
«Методы диагностики», «тестирование как метод диагностики учебных достижений», «краткая спецификация теста», «тестовые формы», «технологические свойства тестовых форм», «коэффициент усвоения», «формулы коррекции индивидуальных баллов» и др.
Литература:
1. Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся: Инструктивно-методические материалы / Под ред. О.Е. Лисейчикова. – Мн. : НИО, 2002. – 400 с.
2. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов / М.Б. Челышкова. – М.: Логос, 2002 – 327 с.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М. : «Академия». – 2002.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
Сконструировать тест по одной из учебных дисциплин (по выбору). Задание выполняется индивидуально.
Требования:
q длина теста – не менее 30 заданий;
q в тесте должны быть представлены все формы тестовыхзаданий;
q в тесте должны быть представлены тестовые задания как репродуктивного, так и творческого характера;
q предварительно необходимо разработать краткую содержательную спецификацию теста (см. табл.);
q при разработке теста учитывайте технологические свойства тестовых форм
q при разработке теста учитывайте следующее: задания должны постепенно усложняться к «медиане» теста, далее – уровень заданий снижается;
q до обработки результатов и определения коэффициента усвоения обязательно необходимо представить качественную характеристику уровней освоения учебным материалом (например, «фрагментарный уровень»: у респондента доминируют знания-представления и т.д.);
q при разработке схемы обработки результатов тестирования учитывайте такой аспект, как «вес» (степень сложности) тестовых заданий.
Классификация тестовых заданий:
q задания закрытой формы (с множественным выбором), в которых учащиеся выбирают правильный ответ из данного набора ответов:
+ задания с тремя ответами;
+ задания с четырьмя или пятью ответами;
+ задания с выбором нескольких правильных ответов;
+ задания на выбор неправильного ответа;
q задания на дополнение (открытые задания), требующие при выполнении от ученика самостоятельного получения ответов;
+ задания на дополнение со свободно конструируемым ответом;
+ задания на дополнение с ограничениями на ответы;
q задания на установление соответствия (с множественным выбором), выполнение которых связано с выявлением соответствия между элементами двух множеств;
q задания на установление правильной последовательности, в которых от учащихся требуется указать порядок действий или процессов, перечисленных педагогом.
Образцы тестовых заданий:
1. Установите соответствие(укажите стрелками):
А) аист мышь;
Б) волк змея;
В) сова лягушка
Г) ёж заяц
2. Укажите правильные ответы:
Дождевые черви:
q перерабатывают отмершие остатки растений и животных в перегной;
q разрушают почву;
q повышают плодородие почвы.
3. Дополните:
Установите закономерность:
Исчезнут муравейники → ______________________ → ____________________.
4. Установите правильную последовательность: улетают ласточки, прилетают ласточки, появляются комары, исчезают комары.
1) ________________________________; 2) ______________________________;
3) ________________________________; 4) ______________________________ .
Вариант обработка результатов тестирования:
· длина теста – 30 заданий;
· сумма всех существенных операций (например, в 4-ом задании – 4 операции);
· коэффициент усвоения (К)– это частное от деления суммы правильно выполненных существенных операций (а) на сумму всех существенных операций (p); например, если К= 0,1 – 0,2 – у респондента фрагментарный уровень овладения; если К= 0,3 – 0,4 – начальный уровень; если К= 0,5 – 0,6 – базовый; если К= 0,7 – 0,8 – почти отличный; если К= 0,9 – отличный ; если К= 1,0 – идеальный уровень.