Экспертные игры
Таблица 6. Сравнение активных групповых методов извлечения знаний
Активный групповой метод извлечения знаний | «Круглый стол» | «Мозговой штурм» |
Достоинства | Позволяет получить более объективные фрагменты знаний | Позволяет выявлять глубинные пласты знаний (на уровне бессознательного) |
Оживляет процедуру извлечения | Активизирует экспертов | |
Позволяет участникам обмениваться знаниями | Позволяет получать новое знание (гипотезы) | |
Недостатки | Требует больших организационных затрат | Возможен только для новых интересных исследовательских проблем |
Отливается сложностью проведения | Не всегда эффективны (довольно низкий процент продуктивных идей) | |
Требования к эксперту (тип и качества) | Собеседник или мыслитель (искусство полемики) | Мыслитель (креативность, то есть способность к творчеству) |
Требования к инженеру по знаниям (типы и качества) | Собеседник (дипломатические способности) | Собеседник или мыслитель (быстрая реакция и чувство юмора) |
Характеристика предметной области | Слабо структурированные и слабо документированные с наличием спорных проблем | Слабо структурированные и слабо документированные с наличием перспективных «белых пятен» |
Игрой называют такой вид человеческой деятельности, который отражает (воссоздает) другие ее виды [Комаров, 1989]. При этом для игры характерны одновременно условность и серьезность.
Понятие экспертной игры или игры с экспертами в целях извлечения знаний восходит к трем источникам — это деловые игры, широко используемые при подготовке специалистов и моделировании; диагностические игры и компьютерные игры, чаще применяемые в обучении.
В настоящее время в психолого-педагогических науках нет развитой теоретической концепции деловых игр и других игровых методов обучения. Тем не менее, на практике эти игры широко используются. Под деловой игрой чаще всего понимают эксперимент, где участникам предлагается производственная ситуация, а они на основе своего жизненного опыта, своих общих и специальных знаний и представлений принимают решения. Решения анализируются, и вскрываются закономерности мышления участников эксперимента. Именно эта анализирующая часть деловой игры полезна для получения знаний. И если участниками такой игры становятся эксперты, то игра из деловой превращается в экспертную. Из трех основных типов деловых игр (учебных, планово-производственных и исследовательских) к экспертам ближе всего исследовательские, которые используются для анализа систем, проверки правил принятия решений.
Диагностическая игра — это та же деловая игра, но применяемая конкретно для диагностики методов принятия решения в медицине (диагностика методов диагностики). Эти игры возникли при исследовании способов передачи опыта от опытных врачей новичкам. В нашем понимании диагностическая игра — это игра, безусловно, экспертная без всяких оговорок, только с жестко закрепленной предметной областью — медициной.
Плодотворность моделирования реальных ситуаций в играх подтверждается сегодня практически во всех областях науки и техники. Они развивают логическое мышление, умение быстро принимать решения, вызывают интерес у экспертов.
Будем разделять экспертные игра на:
· индивидуальные;
· групповые.
Кроме этого (рис. 15), продолжим и разовьем эту классификацию введением других критериев:
· использование специального оборудования;
· применение вычислительной техники.
Рис. 15 - Классификация экспертных игр.