Экспертные игры

Таблица 6. Сравнение активных групповых методов извлечения знаний

Активный групповой метод извлечения знаний «Круглый стол» «Мозговой штурм»
Достоинства Позволяет получить более объективные фрагменты знаний Позволяет выявлять глубинные пласты знаний (на уровне бессознательного)
  Оживляет процедуру извлечения Активизирует экспертов
  Позволяет участникам обмениваться знаниями Позволяет получать новое знание (гипотезы)
Недостатки Требует больших организационных затрат Возможен только для новых интересных исследовательских проблем
  Отливается сложностью проведения Не всегда эффективны (довольно низкий процент продуктивных идей)
Требования к эксперту (тип и качества) Собеседник или мыслитель (искусство полемики) Мыслитель (креативность, то есть способность к творчеству)
Требования к инженеру по знаниям (типы и качества) Собеседник (дипломатические способности) Собеседник или мыслитель (быстрая реакция и чувство юмора)
Характеристика предметной области Слабо структурированные и слабо документированные с наличием спорных проблем Слабо структурированные и слабо документированные с наличием перспективных «белых пятен»

Игрой называют такой вид человеческой деятельности, который отражает (воссоздает) другие ее виды [Комаров, 1989]. При этом для игры характерны одновременно условность и серьезность.

Понятие экспертной игры или игры с экспертами в целях извлечения знаний восходит к трем источникам — это деловые игры, широко используемые при подготовке специалистов и моделировании; диагностические игры и компьютерные игры, чаще применяемые в обучении.

В настоящее время в психолого-педагогических науках нет развитой теоретической концепции деловых игр и других игровых методов обучения. Тем не менее, на практике эти игры широко используются. Под деловой игрой чаще всего понимают эксперимент, где участникам предлагается производственная ситуация, а они на основе своего жизненного опыта, своих общих и специальных знаний и представлений принимают решения. Решения анализируются, и вскрываются закономерности мышления участников эксперимента. Именно эта анализирующая часть деловой игры полезна для получения знаний. И если участниками такой игры становятся эксперты, то игра из деловой превращается в экспертную. Из трех основных типов деловых игр (учебных, планово-производственных и исследовательских) к экспертам ближе всего исследовательские, которые используются для анализа систем, проверки правил принятия решений.

Диагностическая игра — это та же деловая игра, но применяемая конкретно для диагностики методов принятия решения в медицине (диагностика методов диагностики). Эти игры возникли при исследовании способов передачи опыта от опытных врачей новичкам. В нашем понимании диагностическая игра — это игра, безусловно, экспертная без всяких оговорок, только с жестко закрепленной предметной областью — медициной.

Плодотворность моделирования реальных ситуаций в играх подтверждается сегодня практически во всех областях науки и техники. Они развивают логическое мышление, умение быстро принимать решения, вызывают интерес у экспертов.

Будем разделять экспертные игра на:

· индивидуальные;

· групповые.

Кроме этого (рис. 15), продолжим и разовьем эту классификацию введением других критериев:

· использование специального оборудования;

· применение вычислительной техники.

Рис. 15 - Классификация экспертных игр.