Активные индивидуальные методы
Таблица 4. Сравнительные характеристики пассивных методов извлечения знаний
Лекции
Лекция является самым старым способом передачи знаний. Лекторское искусство издревле очень высоко ценилось во всех областях науки и культуры. Но нас сейчас интересует не столько способность к подготовке и чтению лекций, сколько способность эту лекцию слушать, конспектировать и усваивать. Уже говорилось, что чаще всего эксперта не выбирают, и поэтому учить эксперта чтению лекции инженер по знаниям не может. Но если эксперт имеет опыт преподавателя (например, профессор клиники или опытный руководитель производства), то можно воспользоваться таким концентрированным фрагментом знаний, как лекция. В лекции эксперту также предоставлено много степеней свободы для самовыражения; при этом необходимо сформулировать эксперту тему и задачу лекции. Например, тема лекции «Постановка диагноза — воспаление легких», тема конкретной лекции «Рассуждения по анализу рентгенограммы», задача — научить слушателей по перечитанным экспертом признакам ставить диагноз воспаления легких и делать прогноз. При такой постановку опытный лектор может заранее структурировать свои знаний и ход рассуждений. От инженера по знаниям в этой ситуации требуется лишь грамотно законспектировать лекцию и в конце задать необходимые вопросы.
Студенты хорошо знают, что конспекты лекций одного и того же лектора у различных студентов существенно отличаются. Списать конспект лекций просят, как правило, у одного-двух студентов из группы. Люди, умело ведущие конспект, обычно сильные студенты. Обратное не верно. В чем же заключается искусство ведения конспекта? В «помехоустойчивости». Записывать главное, опускать второстепенное, выделять фрагменты знаний (параграфы, под-параграфы), записывать только осмысленные предложения, уметь обобщать.
Хороший вопрос по ходу лекции помогает и лектору и слушателю. Серьезные и глубокие вопросы могут существенно поднять авторитет инженера по знаниям в глазах эксперта.
Опытный лектор знает, что все вопросы можно условно разбить на три группы:
· умные вопросы, углубляющие лекцию;
· глупые вопросы или вопросы не по существу;
· вопросы «на засыпку» или провокационные.
Если инженер по знаниям задает вопросы второго типа, то возможны две реакции. Вежливый эксперт будет разговаривать с таким аналитиком как с ребенком, который сейчас не понимает и все равно ничего уже не поймет. Заносчивый эксперт просто выйдет из контакта, не желая терять время. Если же инженер по знаниям захочет продемонстрировать свою эрудицию вопросами третьего типа, то ничего, кроме раздражения и отчуждения, он, по0видимому, в ответ не получит.
Продолжительность лекции рекомендуется стандартная — от 40 до 50 минут и через 5-10 минут — еще столько же. Курс обычно от двух до пяти лекций.
Метод извлечения знаний в форме лекций, как и все пассивные методы, используют в начале разработки как эффективный способ быстрого погружения инженера по знаниям в предметную область.
В заключение несколько советов, как слушать лекции [Ребельский, 1989].
1. К лекции подготовьтесь, то есть познакомьтесь с предметной областью.
2. Слушайте с максимальным вниманием, для этого: устраните мешающие факторы (скрип двери, шорохи и т. д.); удобно устройтесь; поменьше двигайтесь.
3. Учитесь отдыхать по время слушания (например, когда лектор приводит цифры, которые можно взять из справочника).
4. Слушайте одновременно и лектора, и самого себя (параллельно с мыслями лектора по ассоциации возникают собственные мысли).
5. Слушайте и одновременно записывайте, но записывайте текст сокращенно, используя условные значки (для этого вовсе не следует непременно быть стенографом, достаточно только установить для себя ряд условных значков и или неизменно пользоваться).
6. Расшифруйте записи лекции в тот же день.
7. Не спорьте с лектором в процессе лекции.
8. Рационально используйте перерывы в лекции для подведения итогов прослушанного.
Сравнительные характеристики пассивных методов извлечения знания представлены в табл. 4.
Пассивный метод извлечения знаний | Наблюдения | «Мысли вслух» | Лекции |
Достоинства | Отсутствие влияния аналитика и его субъективной позиции | Свобода самовыражения для эксперта | Свобода самовыражения для эксперта |
Максимальное приближение аналитика к предметной области | Обнаженность структур рассуждений | Структурированное изложение. Высокая концентраций | |
Отсутствие влияния аналитика и его субъективной позиции | Отсутствие влияния аналитика и его субъективной позиции | ||
Недостатки | Отсутствие обратной связи | Отсутствие обратной связи | «Зашумленность» деталями |
Фрагментарность полученных комментариев | Возможность ухода «в сторону» в рассуждениях эксперта | Слабая обратная связь | |
Недостаток хороших лекторов среди экспертов-практиков | |||
Требования к эксперту (типы и основные качества) | Собеседник или мыслитель (способность к вербализации + мыслей + аналитичность + открытость + рефлексивность) | Собеседник или мыслитель (способность к вербализации + мыслей + аналитичность + открытость + рефлексивность) | Мыслитель (лекторские способности) |
Требования к аналитику (типы и основные качества) | Мыслитель (наблюдательность + поленезависимость) | Мыслитель или собеседник (контактность + поленезависимость) | Мыслитель (поленезависимость + способность к обобщению) |
Характеристика предметной области | Слабо и средне структурированные; слабо и средне документированные | Слабо и средне структурированные; слабо и средне документированные | Слабо документированные и слабо структурированные |
Активные индивидуальные методы извлечения знаний на сегодняшний день — наиболее распространенные. В той или иной степени к ним прибегают при разработке практически любой ЭС.
К основным активным методам можно отнести:
· анкетирование;
· интервью;
· свободный диалог;
· игры с экспертом.
Во всех этих методах активную функцию выполняет инженер по знаниям, который пишет сценарий и режиссирует сеансы извлечения знаний. Игры с экспертом существенно отличаются от трех других методов. Три оставшихся метода очень схожи между собой и отличаются лишь по степени свободы, которую может себе позволить инженер по знаниям при проведении сеансов извлечения знаний. Их можно назвать вопросными методами поиска знаний.