Банк идей и предложений

Банк идей

Замечали ли вы, что многие одинаковые по назначению и даже по конструкции изделия выглядят по-разному?

Спортивный автомобиль кажется легче и стремительнее своего легкового собрата, один телевизор кажется значительно больше другого при одинаковых размерах, а у некоторых автомобилей объем изнутри кажется больше, чем снаружи.

Мы часто наделяем изделия человеческими качествами. Нам представляется важным графин с водой, смешным — чайник, веселыми — чашки из сервиза, грустной — настольная лампа. Даже привычные буквы русского или латинского алфавита могут иметь самый различный характер.

А выражения «лиц» автобусов и трамваев? Не правда ли, одни из них добрые, другие — суровые, третьи — даже страшные? А знаете ли вы старый автомобиль «Фольксваген» (Германия), напоминающий жучка или божью коровку? А не встречали ли вы газонокосилку, похожую на насекомое с огромными усищами? А уж вертолет у всех ассоциируется со стрекозой.

Если же перейти к «одушевлению» проектируемого изделия, то можно пополнить банк идей с художественной стороны.

Дизайнер может заставить изделие органично гармонировать с окружающей предметной средой, а может противопоставить его другим окружающим предметам. Набор образов будущего изделия, конечно, входит в банк идей. От части из них, может быть, дизайнер откажется уже в самом начале, однако некоторые детали, нюансы, находки могут еще пригодиться.

Образ будущего изделия лучше всего, конечно, передает рисунок и на первых порах не следует отказываться от чертежей, сделанных от руки, рабочих зарисовок. И не беда, что пока вы плохо рисуете — чем больше вы будете

стараться передать свою мысль на бумаге, чем больше вас это будет увлекать, тем скорее придет умение рисовать.

Есть одно учебное задание, которым часто пользуются дизайнеры на этапе формирования банка идей, называемое клаузурой. Это сравнительно большой лист бумаги, на котором образ будущего изделия представлен свободными рисунками, а также прорисовками частей, деталей, элементов. Лист должен иметь законченную композицию и выразительность, допускает надписи, выделения цветом, даже наложение изображений, «рентгеновские рисунки». Другими словами, использовать можно любые изобразительные средства, лишь бы была достигнута предельная информативность.

Каждый новый в рассмотрении предмет-аналог, каждая новая ассоциация резко изменяют, особенно вначале, концепцию будущего изделия, но довольно скоро эта «качка» уменьшится — образ становится зримым и своим.

Когда образ стал на клаузурах завершенным, дизайнер переходит к выполнению рисунков и чертежей в масштабе, проработке компоновочных решений. Варианты компоновок могут также пополнять банк идей: автомобиль может быть заднеприводным, с двигателем, расположенным спереди или сзади. Можно по-разному компоновать салон, багажник и моторный отсек, при этом получая новые комбинации в банк идей.

Очень важно ничего не потерять. Поэтому не надо раньше времени выбрасывать рисунки, наброски, записи — все это может пригодиться на следующих шагах выполнения дизайнерского проекта (см. схему).