Новые принципы организации современного производства

1. Что вы понимаете под моральным старением техники и технологий?

2. Как вы думаете, кооперируются ли в изготовлении деталей и узлов... конкурирующие фирмы?

3. Признаете ли вы удачным решение, когда в рядовой конструкции узла используются «свои» детали, например болты, ручки или провода

 

Мы узнали о новых технологиях, освоенных современным производством. Но ведь меняются не только технологии, меняется и сама организация производства.

Понятие индустриальное общество было введено французским философом К.А. Сен-Симоном в XIX веке для обозначения социума, в котором основным видом хозяйственной деятельности является промышленное производство. Индустриальное общество существовало не всегда. Оно пришло на смену доиндустриальному и просуществовало в промышленно развитых странах с начала XIX века вплоть до конца 60-х годов XX века.

Характерной особенностью, предопределившей путь развития индустриального общества, стал новый способ организации промышленного производства, получивший название массового производства; иногда этот способ производства называют фордизм — по имени Генри Форда, впервые применившего его в 1913 году на своем автомобилестроительном заводе в Детройте. Неотъемлемыми элементами этого способа производства были рационализация, стандартизация и конвейеризация поточного (непрерывного) производства.

При рационализации производства каждую трудовую операцию, выполняемую рабочим, раскладывают на простейшие действия. Затем определяют последовательность действий, приводящую к наиболее быстрому выполнению операций, и затем внедряют в производство. В результате производительность труда значительно возрастает.

Стандартизация деталей и технологических операций позволяет сократить разнообразие трудовых действий, что уменьшает время их выполнения, а также повышает производительность.

Производственный конвейер позволяет еще больше специализировать технологические операции, увеличивая за счет этого производительность производства и снижая себестоимость изготовления продукции.

Авторство идеи конвейера не принадлежит Форду. Впервые движущаяся «демонтажная» линия была применена в самом начале XX века американским мясным магнатом Г. Свифтом для разделки свиных туш. Форд применил идею наоборот — по мере движения по конвейеру остов автомобиля «обрастал» комплектующими деталями.

Приоритетом способа организации массового производства были рост производительности труда при экономии на масштабах производства (т. е. чем быстрее производится продукция, тем ниже ее себестоимость) и выпуск потребителю однотипной, стандартной продукции.

Однако резкое увеличение производительности труда стало создавать определенные проблемы для экономики: массовое производство товаров должно сопровождаться столь же массовым их потреблением. Рынки потребительских товаров перенасытились стандартизованной продукцией и потребительский спрос стал смещаться в сторону эксклюзивной (оригинальной) продукции и товаров, сделанных на заказ.

Столкнувшись с проблемой индивидуализации спроса, большинство промышленных компаний пошло по пути внедрения гибких производственных систем, основу которых составляет многоцелевое оборудование с числовым программным управлением. Суть нового метода в следующем.

В отличие от одноцелевого оборудования, применявшегося в массовом производстве, многоцелевые машины могут быстро переналаживаться на выпуск новых модификаций и типов продукции. Это позволяет использовать выгоды экономии за счет широты ассортимента, не отказываясь от преимуществ экономии на масштабах производства (объемы производства могут оставаться очень большими). Если говорить образно, то портновский костюм по индивидуальному заказу будет сшит на швейной фабрике — предприятии массового производства.

Широкое внедрение в современной промышленности гибких производственных систем имело своим результатом ассортиментный «взрыв» на мировых рынках. Например, 36 моделей автомобилей, производившихся японской компанией «Тойота» в середине 90-х годов прошлого века, были доступны в четырех (!) модификациях каждая.

Таким образом, мы столкнулись с новым и важным явлением в развитии техносферы, именуемым в специальной литературе постфордизмом. Этот способ организации производственного процесса подразумевает сокращение числа комплектующих и такую их стандартизацию, которая позволяет использовать их не в одном, как было ранее, а в целом ряде изделий. При такой организации производства можно собирать несколько модификаций каждой модели (например, автомобилей, компьютеров, аудиосистем и др.), сочетая узлы различным образом.

При этом отношения головной компании и ее субподрядчиков (поставщиков) строятся на основе новых правил — точно в срок и в точной последовательности, что подразумевает поставку (может быть, с другого конца света) комплектующих изделий на конвейер сборочного предприятия непосредственно в тот момент, когда в них возникает необходимость.

Многочисленные субподрядчики на конвейер монтажного предприятия поставляют не отдельные детали, как в период позднего фордизма, а готовые узлы, да еще в нескольких вариантах (при полной ответственности за их качество). Это позволяет сборочному предприятию производить широкий ассортимент продукции, имея по сравнению с предприятиями старого, фордистского, типа значительно меньшие фонды, меньшее число рабочих и меньшее количество субподрядчиков.

Такое предприятие связано не с интернациональной, а с глобальной системой мирового хозяйства, в результате которой устанавливается всеобъемлющая связь между элементами мирового хозяйства (национальными экономиками и транснациональными корпорациями).

В сфере промышленного производства глобализация выражается, в частности, в том, что во многих отраслях зарубежные филиалы полностью «врастают» в экономику стран-реципиентов, а выпускаемые ими продукты теряют ярко выраженную национальную принадлежность. Поэтому мы чаще видим на маркировке товара не «Made in», a «Made by», т. е. указывается не страна-изготовитель, а название транснациональной компании. Для примера: наверное, сегодня сложно ответить, кто действительный производитель телевизоров воронежской сборки, калининградских автомобилей марки BMW или компьютеров IBM.