Детоцентристская и супружеская семья
В последние десятилетия в развитии института семьи появились новые тенденции, что, в свою очередь, вызвало новые подходы к ее изучению. Об этом обычно судят на основании динамики демографических показателей – общего снижения рождаемости, увеличения удельного веса разводов и неполных семей, уменьшения числа детей в семьях и их нуклеаризации (о чем шла речь выше). Феномен, который сложнее зафиксировать, опираясь на данные статистики, – это повсеместно происходящий процесс размывания поведенческих норм в сфере брака и семьи и представлений о содержании семейных ролей.Одна из таких тенденций – тренд к детоцентристскому типу семьи. Для него характерно возвышение роли частной жизни, чувственной стороны брака и интимности. Более или менее равноправные отношения между мужем и женой привели к осознанию необходимости планировать время рождения детей и их количество. В силу этого ограничивается репродуктивный период непродолжительным временем (в пределах 5-10 лет) и рождением одного-двух детей. Желанный ребенок превращается в объект родительской любви и стойкой привязанности. Детоцентристская семья по природе малодетна.В нашей стране поведение родителей, мотивированное интимно-эмоциональной привязанностью к детям, получило массовое распространение со второй половины XX столетия. Даже в деревенских семьях, где в недавнем прошлом детям не уделялось особого внимания, с 60-х гг. XX в. многие родители, в том числе и те, кто сам окончил лишь начальную школу, мечтают дать своим детям максимальные возможности для образования. Дети, судя по высказываниям большинства опрошенных сельских жителей, – главный смысл семьи. В детоцентристской семье, как показывают социологические исследования, сколь бы скромным ни был ее бюджет, изыскиваются средства на покупку одежды детям, посещение ими развивающих кружков и школ, театров, концертов и т. п. Многие родители стремятся дать им образование и специальность.Стремление заботиться о материальной и духовной стороне жизни своих детей – явление положительное. Однако гипертрофированное чувство долга, дополненное отходом от аскетической традиции, подчас приводит к противоположным результатам. Вредит как избыток нежности, так и излишняя авторитарность. Нередко родители не общаются с ребенком на равных. Они навязывают ему свое мнение, не позволяя ребенку проявить самостоятельность.Появление детоцентристского типа семьи предопределило новую семейную стратегию – адаптацию (психологическую совместимость) супругов. Совместное проживание мужа и жены в условиях отсутствия ожиданий и однозначно закрепленных ролей требует адаптации их индивидуальных планов и поведенческих стереотипов относительно друг друга. Иначе говоря, должен возникнуть ряд тесно связанных между собой приспособительных отношений, каждое из которых в большей или меньшей степени оказывает воздействие на стабильность семьи. И действительно, судя по эмпирическим материалам (опросы, проведенные С. И. Голодом[11]), существует семь адаптационных ниш: духовная, психологическая, сексуальная, информационная, родственная, культурная и бытовая. Эти ниши имеют подвижную иерархизированную структуру, а сдвиги в ней предопределяются стадией развития той или иной семьи.В последнее время наблюдается зарождение еще одного типа моногамии – супружеская семья. В такого рода семье взаимоотношения определяется не родством (как в патриархальной) и не родительст-вом (как в детоцентристской), а в большей степени отношениями между мужем и женой, т. е. родители в такой семье отказываются полностью подчинять собственные интересы интересам детей. Часть социологов считают, что такая семья определяет лицо современной цивилизации.Супружеская семья – исторически наименее стереотипизирован-ное образование. Если иметь в виду зрелую ее стадию, то здесь открываются уникальные возможности для отхода от господства зависимых отношений и раскрытия деятельной палитры по всем структурным составляющим семейных отношений: муж – жена, родители – дети, супруги – родственники, дети – прародители. Иными словами, в границах одного семейного типа возникают разнообразные и богатые отношения между полами и между поколениями, возможности самореализации для всех.
> Супружество – это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое имманентными ему ценностями.
Отсюда следует его институциональный характер, симметричность прав и ответственности обоих супругов. Это, кстати, и указывает на исторически недавнее происхождение данного феномена.
В самом деле, принципы, лежащие в основе супружества в современном его понимании, могли практически реализовываться лишь в результате социальных сдвигов, сопровождающихся индивидуализацией мужчин (расширение избирательности, внутренней ответственности, усиление самоконтроля) и распространением обозначенных качеств на женщин, что было бы невозможно без их экономической и гражданской эмансипации.
6.4.2. Альтернативные формы семьиЗа последние десятилетия возникало несколько различных альтернатив семейной жизни.Так, например, в Швеции с 1988 г. наряду с гражданским и церковным браком узаконена форма брачных отношений, называемая «самбо», – именно ее чаще предпочитают шведы и шведки традиционной семье. Самбо не влечет за собой никаких юридических обязательств супругов, предполагает раздельное владение имуществом, сбережениями, заработками, свободу взаимоотношений и выхода из брака. Закон только обязывает супругов, заключивших самбо, заботиться о совместных детях.В Швеции есть и такая форма полубрачных отношений, как «сербо», предполагающая, что супруги могут навещать друг друга по определенным дням. Различные формы брака могут скрепляться специальным контрактом.Совместная жизнь без вступления в брак. В России такая форма семьи получила название «гражданский брак». Напомним, что под гражданским браком, в отличие от брака, освященного церковью (церковного брака), со времени Великой французской революции понимались брачные отношения, утвержденные государством (брак, заключенный в мэрии). Более того, церковь, да и государство, долгое время не признавали законность того, что сегодня в России понимают под гражданским браком. По римскому праву, например, не зарегест-рированное длительное сожительство мужчины и женщины (конкубинат) допускалось, но дети от этого сожительства считались незаконнорожденными. За последние годы значительно увеличилось число гетеросексуальных пар, живущих вместе, но не вступающих в брак. Так, в США, с 1970 по 1981 г. их число выросло с 523 тыс. до 1 млн 808 тыс. чел., т. е. увеличивалась на 246 %. Большинство таких пар не имеет детей. Однако они бросают вызов монополии семьи на регулирование интимных связей между взрослыми людьми. Особое внимание вызывает юридический аспект этих связей, поскольку нет закона, контролирующего поведение партнеров. Ясно, что партнеры и их дети имеют меньше юридических прав в случае разрыва, чем супружеские пары.
Коммуны. Это форма расширенной семьи. Члены коммун полагают, что они уходят от узости, одиночества, материализма и лицемерия общества и его семейной основы. Нормы отношений между членами в коммунах разные. Во многих главной задачей считается воспитание детей, при этом каждый из родителей отвечает за всех детей. Однако проблемы все равно возникают. Выявлена нестабильность коммун, хотя некоторые существуют годы. Трудно координировать повседневную жизнь, избежать ревности и конфликтов. Есть проблемы работы и лидерства. Большинство коммун (например, в США их 3000) – сельскохозяйственные и воспроизводят патриархальность. Много проблем возникает в коммунах и с сексуальной свободой.Растет число так называемых пробных браков, суть которых заключается во временном сожительстве партнеров. Когда они решают иметь детей, оформляется законный брак. Маргарет Мид назвала эту форму «двухшаговый брак».Отмеченная тенденция разделения институтов брака и семьи, давно наблюдаемая на Западе, ныне характерна и для России. В то же время необходимо подчеркнуть, что в нынешних российских условиях роль института брака возрастает прежде всего в регулировании отношений собственности.Все отмеченные тенденции не могут не вести к многообразию семейных форм. Сегодня, очевидно, более уместно говорить не о «семье», в определение которой уже трудно даже в рамках конкретной культуры вложить всевозможные вариации, а о различных формах семьи. Ответить на вопрос, что такое семья, можно либо сузив объем понятия, как предлагают некоторые западные ученые (например, считать семьей лишь такие общности, где есть зависимые члены – несовершеннолетние, инвалиды или пожилые), либо выделив различные типы семей как особого рода малые группы. Последнее важно при проведении эмпирических исследований.