Т с м а 9
но и роман «Что делать?» следует также включить в их число. Однако ученый ставит дальнейшие вопросы, намечая перспективу новых изысканий. «Не следует ли поискать следов мыслей Н.Г. Чернышевского и в более поздних произведениях Э. Золя, например в «Труде» (1901), с его повествованием о новых началах гражданственности, с его идеями солидарности и бодрого общественного труда?».
«Медленное чтение» статьи М.П. Алексеева показывает, что генетическое сравнение требует от литературоведа огромных знаний, осмотрительности, точности и осторожности в выводах. Выделенные курсивом опорные понятия указывают на этапы и приемы компаративистского анализа этого типа.
Вопросы к теме: 1. Почему диалог, сравнение, сопоставление принадлежат к основополагающим принципам культуры?
2. Почему возникновение «южных поэм»
А.С. Пушкина нельзя объяснить только вли
янием «восточных поэм» Дж. Г. Байрона?
3. Какими факторами можно объяснить момен
ты сходства в эпических памятниках разных
стран и народов?
4. Назовите основные этапы и приемы компа
ративного анализа в работе над темой «Пуш
кин и французская литература». Предложите
свои варианты тем для сопоставительного
исследования.
5. Определите элементы системы «литература»,
связи и отношения между которыми можно
исследовать с помощью компаративистики.
КОМПАРАТИВИСТИКА
Литература по теме
1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г. Бочаров. —
2-е изд. — М., 1986.
2. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. — Л., 1979.
3. Дюришин Диониз. Теория сравнительного изучения литературы /
Предисл. Ю.В. Богданова. — М., 1979.
Дополнительная литература
1. Алексеев М.П. Сравнительное литературоведение / Отв. ред. акаде
мик Г. В. Степанов. - Л., 1983.
2. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки русской литера
туры XX века. - М., 1994.
3. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. — 2-е изд. — Л., 1978.
4. Конрад Н.И. Запад и Восток: Статьи. — 2-е изд., испр. и доп. — М.,
1972.
5. Михайлов А.В. Обратный перевод. Русская и западно-европейская
культура: Проблема взаимосвязей / Сост., подгот. текста Д.Р. Пет
рова и И.С. Хурумова. — М., 2000.
6. Смирнов И.П. Порождение интертекста: Элементы интертекстуаль
ного анализа с примерами из творчества Б.Л. Пастернака. — 2-е изд. —
СПб., 1995.
7. Tonep П.М. Перевод в системе сравнительного литературоведения. —
М., 2000.
8. Gerard Genette. Palimpsestes. La litterature au second degre. — Paris, 1982.
Тема 10 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:социально-исторический контекст
(среда, фон), материальный мир, социальная типизация, теория отражения, классовый подход, социологическая поэтика, базис и надстройка.
Социологический метод связан с пониманием литературы как одной из форм общественного сознания. Во «взаимной соотнесенности» с другими подходами, а не как единственный и универсальный, он приобретает смысл и значение1. Этот метод акцентирует прежде всего связи литературы с социальными явлениями определенных эпох. История его возникновения восходит ближайшим образом к культурно-исторической школе в литературоведении. Закономерно, что в XIX столетии важнейшей философской основой этого метода был позитивизм. С культурно-исторической школой социологический метод сближают историзм, стремление рассматривать литературу как выражение закономерностей материальной культуры народа, внимание к процессам, а не к индивидуальностям, готовность объяснять художественное творчество при помощи законов других наук (в первую очередь — экономики, социологии и т.д.), интерес к воздействию литературы на политическую ситуацию и — шире — общественную жизнь. Социологический метод может быть использован как для анализа самого произведения «на фоне» общественной жизни, так и для изучения его
1 Ю.М. Лотман отмечает, что выражение «иметь значение» означает наличие определенной смысловой «направленности», то есть системности. При этом элементы всякой системы существуют не в их «изолированной сущности», а во «взаимной соотнесенности». См.: Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. — М., 1988. С. 57. Эту мысль можно отнести и к системе методов изучения литературы.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД
воздействия на читателей, публику. Здесь он соприкасается с психологическими подходами к литературе, а также с рецептивной эстетикой. В первом случае в произведении выделяются прежде всего исторические тенденции, социально обусловленные моменты, изображение действия экономических и политических законов, характеры, тесно связанные с «общественной атмосферой». Во втором случае речь вдет о проблеме рецепции произведения различными группами (слоями, сословиями, классами) читателей.
Понятый таким образом социологический метод и сравнительное литературоведение в целом ряде случаев решают сходные задачи2. Смысловые области и зоны применения различных школ и методов в литературоведении пересекаются, налагаются друг на друга. Подобно тому как жанровая природа сложного произведения может содержать различные аспекты, восходить одновременно к разным родам и видам литературы, так и исследование этого произведения можно осуществлять с помощью различных типов анализа. Важно, чтобы пересекающиеся методы были взаимно «соотносимы», чтобы они непротиворечиво дополняли друг друга.
Социологический метод, который имеет свою законную сферу применения, не раз выдавали за единственно возможный, универсальный подход к литературе. При этом происходила неизбежная в таких случаях вульгаризация. Русская критическая традиция XIX века, представленная работами В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, НА. Добролюбова, Д.И. Писарева, при всех оттенках и отличиях между ними, готовила появление социологического метода в литературе. Полемика с собственно эстетическими моментами в искусстве, отчасти характерная уже и для Н.Г. Чернышевского и НА. Добролюбова, усилилась, как известно, в критике Д.И. Писарева3.
2 Отметим в этой связи работы В.М. Жирмунского и М.П. Алексеева. См.:
Жирмунский В.М. «Гете в русской литературе». — Л., 1981; Жирмунский В.М.
Сравнительное литературоведение. — Л., 1979. См. также:. Алексеев М.П. Рус
ская культура и романский мир. — Л., 1985; Robert Jaufi. Literaturgeschichte als
Provokation. — Fr.a.M., 1970; Wolfgang her. Der Akt des Lesens. — Miinchen, 1994.
3 Отметим в этой связи, что в статье «Мотивы русской драмы» (1864) Д.И. Пи
сарев критикует Н.А. Добролюбова за то, что в работах об А.Н. Островском он
«...поддался порыву эстетического чувства...» и выступил против собственных
идей. Писарев Д.И. Литературная критика: В 3 т. / Сост. Ю.С. Сорокина. Т. 1. —
Л., 1981. С. 323.
100 Тема 10
Чтобы проиллюстрировать основные черты этого метода, необходимо обратиться к его становлению. Социологическое мышление, как и всякое другое, особенно интересно тогда, когда оно предстает не как готовый рецепт, а в «неготовом», динамическом состоянии. Так, в 40—60-е годы XIX века социологический метод как таковой в России еще только складывается. Подобно своим учителям В.Г. Белинскому и Н.Г. Чернышевскому, Н .А. Добролюбов был далек от упрощений вульгарного социологизма. Обозначая свою критику как «реальную», он соотносил картину, представленную тем или иным автором, с действительностью. Исследуя, например, вопрос о том, «...возможно ли» то или иное лицо, автор статьи «Луч света в темном царстве» (1860) переходит к «собственным соображениям о причинах», породивших тот или иной характер. Следовательно, очевидным постулатом «реальной» критики является мысль о том, что причины существования всякого характера лежат в самой жизни, во внетекстовой действительности. НА. Добролюбов стремится «...определить собственную норму этих произведений, собрать их существенные характерные черты...», отражающие реальность4.
Очевидно, что критика интересует лишь взаимоотношение «текст—реальность». Тем самым в поле зрения Н.А. Добролюбова попадает лишь одна часть коммуникативной цепи в литературе. И это вовсе не свидетельствует о «слепоте» критика. Напротив, речь идет о программном, принципиальном моменте, об аналитическом «видении».
В качестве примера сошлемся на статью Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве», в которой, как известно, дана блестящая трактовка драмы Н.А. Островского «Гроза». Значение этой статьи для истории русской литературы неоспоримо. Возвращение к ней сегодня оправдано уже потому, что к идеям, высказанным Добролюбовым, одновременно восходят концепции вульгарного социологизма и яркие теории, возникшие в кругу М.М. Бахтина5.
4 Добролюбов Н.А. Темное царство // Добролюбов Н.А. Литературная кри
тика. - М., 1979. С. 58.
5 См.: Волошинов В.Н. Философия и социология гуманитарных наук / Сост.
Д.А. Юнов. - СПб., 1995. С. '59—86. Медведев /Т.Н. Формальный метод в
литературоведении. — М, 1993.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД
Н.А. Добролюбов начинает статью с рассуждений о «служебной» роли литературы, «...которой значение состоит в пропаганде, а достоинство определяется тем, что и как она пропагандирует»6. Вместе с тем он указывает, что величайшие гении над этой «служебной» ролью возвышались, изображая «полно и многосторонне» существенные стороны жизни. Таков был великий Шекспир. Таков и драматург Островский.
Чтобы этого достичь, Н.А. Островский отказывается от традиционных драматургических жанров. «Гроза», по мнению Н.А. Добролюбова, не укладывается в традиционные схемы «комедии интриг» или «комедии характеров». Островский создает в своем творчестве новый жанр, который в статье обозначен как «пьесы жизни». Отметим, что это жанровое наименование и само по себе весьма характерно для социологического мышления. Если «интрига» или «характер» категории в большей степени внутрили-тературные, то понятие «пьеса жизни» выводит анализ на иной уровень. Дело даже не в том, что, по мнению Н.А. Добролюбова, Островский обращается к «житейской, экономической стороне вопроса», а, скорее, в том, что его привлекает «...общая, не зависящая ни от кого из действующих лиц, обстановка жизни». «Положение» действующих лиц, добавляет автор статьи, господ -
6 Добролюбов Н.А. Собрание сочинений: В 9 т.: Т. 6 / Под ред. Б.И. Бур-сова. — М.; Л., 1963. С. 309—360. См. также: Полянский Валерьян. Добролюбов // Литературная энциклопедия. Т. 3 / Отв. ред. А.В. Луначарский. — С. 322— 339; Lukdcs Georg. Der russische Realismus in der Weltliteratur. —- Berlin, 1952. S.77; Зельдович М., Черняков М. Н.А. Добролюбов: Семинарий. — Харьков, 1961. С. 358— 362; Лотман Л. Островский и русская драматургия его времени / Под ред. Б.М. Эйхенбаума. — М.; Л., 1961. С. 168—178; Емельянов Б. Островский и Добролюбов // А.Н. Островский: Сборник статей и материалов / Ред.-сост. А.Л. Штейн. — М., 1962. С. 68—115; Тотубалин Н.И. Добролюбов о «Грозе» Островского и ее критиках // НА. Добролюбов — критик и историк русской литературы / Под ред. доц. Н.И. Тотубалина. — Л.,1963. С. 47—96; Журавлева А.И. Островский-комедиограф. — М., 1981. С. 23; Лакшин В. А.Н. Островский. — М., 1982. С. 362—366; Сухих И.Н. И давний-давний спор//Драма А.Н. Островского «Гроза» в русской критике / Сост. И.Н. Сухих. — Л., 1990. С. 17; Буртин Ю.Г., Краснов Г.В. Добролюбов // Русские писатели: 1800—1917: Биографический словарь / Главный редактор П.А. Николаев. — М., 1992. С. 135—141. Современная литература об А.Н. Островском приведена в книге: А. Островский. Драматургия: Критика и комментарии. Темы и развернутые планы сочинений. Материалы для подготовки к уроку: Клига для учителя и ученика / Сост. Н. Ми-рова. - М., 1997. С. 731-732.
102 Тема 10
ствует над ними, то есть над их характерами. Это важный принцип социологического метода: не столько индивидуальное, сколько социально-типическое интересно в литературе.
Благодаря социологическому методу критик определенные моменты в пьесе «Гроза» акцентирует и замечает, а другие, по-своему тоже важные, не фиксирует. Следует вспомнить, что НА. Добролюбов принял участие в литературной борьбе, развернувшейся вокруг творчества Н.А. Островского. В спорах вокруг пьесы «Гроза» столкнулись авторы, принадлежавшие к разным идеологическим и литературным направлениям7. Вполне понятно, что некоторые идеи Н.А. Добролюбова даны в полемическом заострении, что, однако, на основные тезисы не влияет.
Критик вплотную подходит к мысли о соответствии характера героини жанровой природе «Грозы». Действительно, в «пьесе жизни», как и в душе героини, нет ничего изначально заданного, «формулированного», восходящего к твердым логическим основаниям. Катерина во всем подчиняется своей натуре, «водится» ею. Основой ее характера является страсть, придающая этой героине глубину и одновременную алогичность. Однако и в русской жизни многое неподвластно логике. Если Н.А. Добролюбов уверенно соотносит развитие русской жизни с характером Катерины, то два литературных момента — характерологический и жанровый — он между собой не сопоставляет и не сводит. Скорее всего это кажется ему чем-то само собой разумеющимся и очевидным. Для социологического метода собственно литературные характеристики кажутся банальными и вторичными признаками. Это искажение обусловлено особой оптикой социологического метода, его местом в осмыслении литературы как системы.
В качестве центральных критик выдвигает понятия «фона» и «почвы». В «пьесе жизни» «...борьба, требуемая теориею драмы... совершается... не в монологах действующих лиц, а в фактах, господствующих над ними». Эти «факты» составляют «почву» русской жизни, как ее изображает Островский. Очень тонким представляется замечание Н.А. Добролюбова о персонажах, которые не вовлечены непосредственно в главный конфликт. Они и составляют тот самый «фон», «толпу», которые определяют судьбу
7 См.: А.Н. Островский в русской критике: Сборник статей / Под ред. Г.И. Владыкина. — М., 1948.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД
главной героини. Критик высказывает оригинальные соображения о «массе» как факторе искусства и жизни, что позднее станет одним из важнейших мотивов социологического анализа литературы.
Н.А. Добролюбова более всего интересует, как формируются представления о добре и зле, экономические и бытовые привычки «толпы». Он замечает, что представители «темного царства» в пьесе «тяжело дышат», так как чувствуют, что есть сила выше их — «...закон времени, закон природы и истории...». Социологический метод в литературоведении стремится вскрыть закономерности, стоящие за литературным произведением, «обстоятельства», внеположенные ему. Критик и самих действующих лиц произведения рассматривает как элементы «обстановки» (курсив — Н.А. Добролюбова), как говорящие и двигающиеся «обстоятельства», делающие необходимым «фатальный конец» героини. По его мнению, именно «среда», подчиненная силе Диких и Кабановых, «...производит обыкновенно Тихонов и Борисов...»8. Анализируя драму Катерины, критик глубоко постигает ее гармоничный, вольнолюбивый характер. Однако подлинной причиной трагедии он считает положение, занимаемое героиней в том укладе, который установился под влиянием Диких и Кабановых. Этот акцент на социальном положении персонажа, стремление прежде всего таким образом уяснить суть конфликта являются важными элементами социологического метода.
Н.А. Добролюбов подчеркивает, что Н.А. Островский избегает «дагерротипной точности», прибегая к «...художественному соединению однородных черт, проявляющихся в разных положениях русской жизни, но служащих выражением одной идеи». Н.А. Добролюбов называет этот принцип обобщения «возведением в тип», приданием какому-либо единичному признаку родового, постоянного значения9. Как известно, этот принцип обобщения социальных моментов называется типизацией. Такую
8 В статье о романе И.А. Гончарова критик также подчеркивал, что над
фигурами русской жизни и литературы «...тяготеет одна и та же обломовщи
на...». См.: Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? // Добролюбов НА.
Литературная критика. — М., 1979. С. 27.
9 Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? //Добролюбов Н.А. Литературная
критика... С. 7.
104 Тема 10
типизацию принято считать основой «критического реализма». Несомненно, что социологический метод способен, как никакой другой, объяснить взаимоотношения произведения с внешней действительностью, указать на диалог автора с реальностью. Социологический метод, подобно всем другим вариантам анализа, выдвигает собственные принципы генерализации. Однако они затрагивают лишь один аспект литературы как системы: взаимоотношения автора произведения с реальностью. Отвечая на полемические выпады оппонентов, Н.А. Добролюбов признает, что его трактовка «Грозы» приведена в соответствие с некоей идеей.
В этой связи законным представляется вопрос и о том, что Н.А. Добролюбов в своей статье не упоминает, чего он не замечает? Очевидно, что определенные моменты художественной структуры драмы Островского критик решительно оставляет без внимания.
Нельзя утверждать, что Н.А. Добролюбов в целом игнорирует «...мир, художником создаваемый». В этом автора «Луча света...» упрекал другой выдающийся интерпретатор «Грозы», поэт и критик Ап. Григорьев10. И все же верно, что «художественный мир» пьесы как таковой, самоценный, самодостаточный и по-иному реальный Н.А. Добролюбова не привлекает. Очевидно, что Н.А. Добролюбов оставляет без внимания символизм, действительно характерный для «Грозы». Автора знаменитой статьи это явление не интересует. Отметим, что и позднее литературная критика не вполне овладела инструментарием, необходимым для такого анализа11. Между тем теория литературы XX века утверж-
J0 Григорьев А.А. После «Грозы» Островского. Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу//Драма А.Н. Островского «Гроза» в русской критике / Сост. И.Н. Сухих. — Л., 1990. С. 85. См. также: Скафтымов А.Н. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках / Сост. Е. По-кусаева. — М., 1972. С. 519; Костелянвц Б. «Бесприданница» А.Н. Островского. — Л., 1982. С. 129.
11 В исследованиях, посвященных творчеству А.Н. Островского, эта важная тема затрагивалась лишь эпизодически. — См.: Шамбинаго С. А.Н. Островский. — М., 1937. С. 61; Ревякин А.Н. Искусство драматургии А.Н. Островского. — М., 1974. С.186—187; Анастасъев А. «Гроза» Островского. — М., 1975. С. 80; Лакшин В. А.Н. Островский. - М., 1982. С. 350-351; Штейн А.Л. Мастер русской драмы. Этюды о творчестве Островского. — М., 1973. С. 136—137, 156; Журавлева А.И., Макеев М.С. Александр Николаевич Островский: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. — М, 1997. С. 35—55.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД 105
дает, что собственно поэтическая функция языка заключена во взаимосвязи между «наименованием и окружающим его контекстом». Чем выше поэтичность наименования, тем более «ослабленным» может быть отношение к реальности12. Символизация представляет собой, скорее всего, внутритекстовый аналог типизации. Если типизация предполагает «возведение в род», «придание» единичному факту всеобщего значения, собирание разрозненных фактов действительности воедино, в целостный эстетический факт, то символизация представляет собой сквозную семантизацию значимо повторяющихся элементов текста. При этом возникает феномен, который в этой книге обозначен как «художественный мир».
Типизацию Н.А. Добролюбов описал превосходно. Описанием символизации, характерной для художественного текста, он в данном случае пренебрег. Для символического плана пьесы очень важно упоминание о грозе и «громовых отводах» в разговоре между Кулигиным и Диким (д. 4, явл. 2). По мнению последнего, не в «елестричестве» дело, поскольку гроза людям в «наказание посылается». Кулигин, напротив, считает, что «гроза» — вовсе не угроза, а «благодать» (д. 4, явл. 4). Обращаясь к собравшейся толпе, он восклицает: «У вас все гроза!» Здесь это слово символизирует страх, который в разнообразных обличьях наполняет сердца калиновцев, соединяясь с глубочайшим невежеством. Добавим, что Н.А. Добролюбов превосходно чувствует социальную символику драмы. Однако он не исследует ее в самом тексте произведения. Критик выводит ее вовне, проецируя на «общественную атмосферу», русскую жизнь.
«Река» и «ключ» также приобретают в пьесе символическое значение. Катерина получает от Варвары ключ от калитки в саду. Он жжет ей руки, она поначалу хочет бросить его далеко, «...в реку кинуть...» (д. 2, явл. 10). Однако в реку, в омут кинется она сама.
Поэтика предзнаменований значима и на звуковом уровне. Так, в тексте пьесы сближаются лексемы «враг — овраг», «отымут — омут» и др. Катерина очень чутка к тому символизму, который составляет самую сердцевину традиционного уклада жизни. Суть его состоит в «приметах», которые, по словам Кабановой, на все
12 Мукаржовский Ян Структуральная поэтика. — М., 1996. С. 134.