Т е м а 7
щенной Римской империи». Поэтому литература, которую обычно называют бюргерской, нередко являлась собственно народной в широком смысле этого слова. Она и создавалась при непосредственном участии скромных тружеников, вроде Ганса Сакса, подчас представляя собой литературную обработку различных фольклорных произведений. Даже ученые гуманисты, гордившиеся тем, что они пишут на классическом языке Цицерона и Квинтилиана, прислушивались к голосу народа. В их произведениях то и дело возникали образы и мотивы, почерпнутые из народного обихода.
Все это свидетельствует о том, что в эпоху Реформации в Германии демократические массы играли огромную роль не только в политической, но и в эстетической сфере, именно они были застрельщиками прогресса, а посему любое значительное произведение, созданное прогрессивным автором, в той или иной мере становилось народным. Отсюда и устойчивость литературных жанров, возникших в свое время в демократической среде (шванк, фастнахтшпиль и др.); и пристрастие к площадной буффонаде, скоморошескому комизму, к карнавальным маскам; и плебейский задор «народных книг»; и грубоватый лубочный реализм многих произведений, вызывающих в памяти многочисленные немецкие гравюры на дереве XV и XVI веков (М. Вольгемут, Л. Кранах и др.), которые в качестве народных картинок широко распространялись среди населения...
Именно в XVI веке сложилась народная легенда о Фаусте, заключавшая в себе революционный протест против косности средневекового мира и «прославление великих творческих сил человека».
Во фрагменте воссоздана историческая эпоха Ренессанса, особенности национальной немецкой истории и «момента» их встречи в культуре страны, переживавшей углубление кризиса феодальной империи и ощущавшей присутствие мощных народных сил, возрождение литературных жанров, возникших в демократической среде и связь их не только с площадной буффонадой и скоморошеством, но «народной книгой» и гравюрами на дереве. Эти многочисленные линии сплетены, сфокусированы при помощи академических методов, что делает текст чрезвычайно «емким».
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД
Уже из приведенных примеров видно, что не только научиться писать подобным образом, но, даже читая, понять глубину изложения — дело отнюдь не простое, требующее методики, которую Д.С. Лихачев назвал методикой «пристального чтения».
Вопросы к теме: 1. В чем сходство и отличие подхода Сент-Бёва и Тэна?
2. Какой смысл Тэн вкладывает в понятия
«раса», «среда», «момент»?
3. Почему в культурно-историческом методе
главное место отводится документу эпохи, а
не художественному произведению?
Литература по теме
1. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. — М., 1967.
2. Пуришев Б. И. Литература эпохи Возрождения: Курс лекций. — М.,
1996.
3. Тэн И. История. английской литературы. Введение // Зарубежная
эстетика и теория литературы XIX—XX веков. Трактаты. Статьи.
Эссе / Сост. и общ. ред. Г.К. Косикова. — М., 1987.
Дополнительная литература
1. Лихачев Д. С. Эпохи и стили. — М., 1973.
2. Пуришев Б.И. Очерки немецкой литературы XV—XVII веков. — М.,
1955.
3. Тэн И. Философия искусства. — М., 1933.
Тема 8
СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: историческая поэтика, сопоставление,
повторяемость, воздействие, ряд, психологический параллелизм, мотив, сюжет.
Сравнительно-исторический метод сложился в литературоведческих школах русских университетов в последней трети
Александр Николаевич Веселовский (1838—1906) — выдающийся историк и теоретик литературы, академик Петербургской Академии наук, автор капитальных исследований по исторической поэтике и истории всемирной литературы. Научный горизонт исследователя охватывал большие и малые культуры, фольклорные традиции, сложившиеся на разных континентах. А.Н. Веселовский — создатель сравнительно-исторического метода. Сопоставляя эпические формулы и мотивы, романы и повести разных эпох и народов, автор «Исторической поэтики» исследовал «повторяющиеся отношения» элементов в разных рядах (литературном, бытовом, социальном). Веселовский заложил основы генетического и типологического изучения словесности, показав, что «миграция» и «самозарождение» мотивов дополняют друг друга. Научные идеи А.Н. Веселовского были восприняты щюдставителями самых разных литературоведческих методов и школ. |
XIX века. Родоначальником его стал академик Александр Николаевич Веселовский. Выпускник Московского университета, оставленный в нем для подготовки к профессорскому званию, А.Н. Веселовский, мечтавший специализироваться в области западно-европейских литератур, поступает гувернером к детям русского вельможи князя Голицына, что дает ему возможность посетить Испанию, Италию, Францию и Англию. Расширение культурного кругозора А.Н. Веселовский считал необходимым условием формирования ученого-филолога.
СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД
Среди его учеников и продолжателей следует назвать Ф.А. Брауна, Д.К. Петрова, В.Ф. Шишмарева, В.М. Жирмунского и многих других. Наиболее известные работы собраны в следующих изданиях: А.Н. Веселовский: Избранные статьи / Вступ. статья В. М. Жирмунского. — Л., 1939; А.Н. Веселовский. Историческая поэтика / Вступ. статья И.К. Горского. — М., 1989. |
Получив в дальнейшем казенную стипендию для поездки за границу, А.Н. Веселовский слушает лекции по германской и романской филологии в Берлинском университете, посещает Прагу и Сербию, чтобы углубить знания по славистике, живет в Италии, где занимается проблемами итальянского Возрождения.
Широта интересов и культурный кругозор определяют основное направление научной деятельности Веселовского — историка и теоретика литературы, лингвиста и издателя русских и западных средневековых текстов. Его литературное наследие, насчитывающее сотни работ, должно было составить 26 томов.
Среди разрабатываемых Веселовским проблем наибольшее значение для формирования нового метода имела его историческая поэтика. Основы метода изложены в программной лекции, прочитанной А.Н. Веселовским при вступлении в должность профессора Петербургского университета, «О методе и задачах истории литературы как науки» (1870). В лекции А.Н. Веселовский заявляет о своей приверженности к культурно-исторической школе. Историю литературы он видит «как историю общественной мысли в образно-поэтических формах». В дальнейшем во «Введении к исторической поэтике» и в серии университетских курсов и статей А.Н. Веселовский намечает теоретическое обобщение огромного материала, изученного им самим и этнографами, лингвистами и литературоведами с использованием достижений культурно-исторической школы. Рассмотрев генезис поэтических категорий, А.Н. Веселовский первым показал, что они «суть исторические категории»1.
Признавая принцип историзма основой метода, он подмечает, что культурно-историческая школа проходит мимо повторяемостияв-
1 Фрейденберг ОМ. Поэтика сюжета и жанра / Подготовка текста и общ. ред. Н.В. Брагинской. - М., 1997. С. 20-21.