МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ А. Я. ВАРГА И В. В. СТОЛИНА

МЕТОДИКА PARI

Методика PARІ (parental attitude research instrument) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семей­ной роли). Авторы — американские психологи Е.С. Шефер и Р.Е. Белл. В методике выделены 23 аспекта-признака, касающихся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 описывают отношение к семей­ной роли и 15 — касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на 3 группы: I — оптимальный эмоциональный контакт, II — излишняя эмоциональная дис­танция с ребенком; III — излишняя концентрация на ребенке.

Шкалы эти выглядят следующим образом.

ОТНОШЕНИЕ К СЕМЕЙНОЙ РОЛИ. Шкалаописывается с помощью 8 признаков: ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье (3); ощущение самопожертвования в роли матери (5); неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13) и др.

ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К РЕБЕНКУ. I. Оптимальный эмоциональный контакт: партнерские отношения (14); раздражительность, вспыльчивость (8); суровость, излишняя строгость (9); уклонение от контакта с ребенком (16). Излишняя концентрация на ребенке: чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2); преодоление сопротивления, подавление воли (4) и др.

Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 сужде­ний. Суждения расположены в определенной последователь­ности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия.

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представ­ляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения.

Опросник состоит из 5 шкал.

1. «Принятие-отвержение».Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержащие одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. По большей части роди­тель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду.

2. «Кооперация»— социально желательный образ родительского отношения. Родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, высоко оценивает способности ребенка, испытывает чувство гордости за него.

3. «Симбиоз»— шкала отражает межличностную дис­танцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком, ощущает себя с ним единым целым, стремится ог­радить его от трудностей и неприятностей жизни.

4. «Авторитарная гиперсоциализация»— отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, при­стально следит за социальными достижениями ребенка, его привычками, мыслями, чув­ствами.

5. «Маленький неудачник»— отражает особенности восприятия ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Ро­дитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость.