Интеллектуальный тип
Этап.
Этап
Опросник Голланда
Опросник ДДО (дифференциально-диагностический опросник)
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить определенный знак: если очень нравится - +++, если очень не нравится - --- (и промежуточные значения).
Пример: Я предпочту
1а. Ухаживать за животными | 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2а. Помогать больным людям | 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для ЭВМ |
…и т.д.
Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов, каждый из которых соответствует определенному типу профессий:
1. Человек-природа. Все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.
2. Человек-техника. Все технические профессии.
3. Человек-человек. Все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.
4. Человек-знак. Все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.
5. Человек - художественный образ. Все творческие специальности.
Карта интересов: описание методики
Для проведения исследования потребуется карта интересов – вопросник из 174 вопросов, отражающих направленность интересов в 29 сферах деятельности и лист ответов, представляющий собой матрицу из шести строк и двадцати девяти колонок. Каждая колонка соответствует одной из сфер интересов: 1. Биология 2. География 3. Геология 4. Медицина 5. Легкая и пищевая промышленность 6. Физика 7. Химия и др.
В заполненном листе ответов в каждом из столбцов подсчитывается количество положительных ответов. Анализируяполученные данные, необходимо выделить те сферы, которые содержат наибольшее количество положительных ответов. Если сфер окажется несколько, то следует считать, что более выраженным интересам соответствуют те из них, которые содержать наименьшее количество отрицательных ответов.
Пример: ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ? НРАВИТСЯ ЛИ ВАМ? ХОТЕЛИ БЫ ВЫ?
1. Знакомиться с жизнью растений или животных.
2. Уроки географии, чтение учебника по географии.
3. Читать художественную или научно-популярную литературу о геологических экспедициях и т.д.
Испытуемым предлагается «примерить» на себя шесть утверждений, касающихся различных типов профессий, найти им место в таблице и отметить «абсолютно верно», «скорее верно», «неверно», «не знаю». Пример утверждений: «Ты - практик, склонный заниматься конкретными делами. Тебя не пугает физический труд и т.д». «Ты, скорее, теоретик, чем практик…» и т.д.
Испытуемый должен из предложенных пар профессий надо выбрать одну, которая ему больше подходит, и поставить «плюс». Инженер (1) - Социолог (2) Кондитер (1) – Священнослужитель (З) Статистик (4) Фотограф (1) и т.д. Максимальное количество плюсов указывает на принадлежность к одному из шести профессиональных типов.
/. Реалистический тип
Профессионалы данного типа склонны заниматься конкретными вещами, отдают предпочтение занятиям, требующим применения физической силы, ловкости. Чаще люди этого типа выбирают профессии механика, электрика, инженера, агронома, садовода, кондитера и др. Общение не является ведущим в структуре деятельности.
Профессионалы данного типа отличаются рационализмом, независимостью, оригинальностью. Обладают развитыми математическими способностями, склонностью к решению логических задач. Предпочитают профессии научно-исследовательского направления: ботаник, физик, философ, программист и другие.