Рекомендации по работе с литературой
Схема оценивания реферата
Схема оценивания презентации
Примерные варианты тестов для студентов всех форм обучения
1. Основными функциями менеджмента в туризме являются:
а) систематизация, прогнозирование;
б) мотивация, контроль, ценообразование;
в) планирование, организация, стимулирование;
г) планирование, организация, мотивация, контроль.
2. Термин «услуга» согласно ГОСТА Р – 50646 – 94:
а) результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя;
б) результат деятельности предприятия по удовлетворению потребностей туристов;
в) совокупность основных и дополнительных услуг, включаемых в турпродукт;
3. Туристский ваучер, согласно ФЗ РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»:
а) документ, устанавливающий право туриста на услуги входящие в состав тура, и подтверждающий факт их оказания;
б) документ, удостоверяющий право туриста на питание и размещение;
в) документ финансовой отчетности туристских предприятий в России.
4. В зависимости от целей организации могут быть:
а) закрытые и открытые;
б) коммерческие и общественные;
в) частные и общественные;
г) все ответы верны.
5. Инициативные туроператоры:
а) туроператоры, отправляющие туристов за рубеж и в другие регионы своей страны по договорам с принимающими турфирмами или напрямую с производителями туристских услуг;
б) туроператоры на приеме;
в) турагентские фирмы.
6. Социальный туризм:
а) путешествия, субсидированные из средств, выделяемых государством на социальные нужды;
б) путешествия, осуществляемые за счет средств спонсорской помощи;
в) путешествия групп туристов, организованные различными предприятиями.
7. Основные различия между туроператорами и турагентами:
а) турагент действует на рынке как розничный продавец и его прибыль формируется из комиссионного вознаграждения за продажу чужого туристического продукта;
б) турагент реализует собственный туристский продукт;
в) существенных различий в деятельности нет.
8. Что из нижеперечисленного относится к целям государственного регулирования:
а) обеспечение прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;
б) охрана окружающей природной среды;
в) развитие туристской индустрии.
9. Содержит ли ФЗ РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» статью «Особенности реализации туристского продукта»
а) такой статьи в Законе нет;
б) статья 10;
в) статья 1;
г) статья 7.
10. Планирование – это:
а) определение и упорядочивание основных задач организации;
б) поэтапное достижение цели;
в) совокупность мер по исследованию рынка туристических услуг;
г) комплекс мер стимулирования продаж.
11. Основные этапы процесса планирования:
а) разработка общих целей;
б) определение конкретных задач;
в) выбор основных путей и средств достижения задач;
г) требуемые ресурсы и их источники;
д) контроль за выполнением задач;
е) все ответы верны.
12. SWOT-анализ включает:
а) анализ сильных и слабых сторон предприятия;
б) анализ внутренней среды;
в) анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз предприятия.
13. Функции туристского маркетинга:
а) стратегическое планирование и контроль;
б) мотивация, организация, сбытовая политика;
в) анализ финансовой деятельности;
г) установление цен на услуги, учет рыночного спроса, сбытовая политика, анализ конкуренции, выбор сегмента рынка и специализации.
14. Какие существуют подходы к сегментации туристского рынка?
а) продуктовый и рыночный;
б) рыночный;
в) межотраслевой;
г) балансово-экономический.
15. Ценовая стратегия «снятие сливок» предлагает:
а) на начальном этапе установление низких цен до насыщения рынка;
б) установление высокой цены до момента насыщения рынка и появления аналогичного продукта;
в) установление на начальном этапе среднерыночных цен для поддержания стабильности.
16. Юридическим лицом (ст. 48 ГК РФ) признается:
а) организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по всем своим обязательствам этим имуществом; от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права; несет обязанности быть истцом и ответчиком в суде; имеет самостоятельный баланс или смету;
б) организация, которая имеет в собственности имущество, от своего имени имеет право приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права. Юридические лица имеют самостоятельный баланс и смету;
в) организации, преследующие извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности;
г) организация, которая несет обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет устав, счет в банке, платит налоги.
17. Наиболее распространенными организационно-правовыми формами туристских предприятий в России являются:
а) общества с ограниченной ответственностью;
б) закрытые акционерные общества;
в) открытые акционерные общества;
г) кооперативы и коммандитные товарищества.
18. Какую форму могут иметь договора в туризме?
а) договора купли-продажи;
б) договор комиссии;
в) договор обмена;
г) все ответы верны.
19. Международный «Кодекс отношений между гостиницами и турагентами (туроператорами)» от 1993 г. обязывает гостиницы при заключении договоров:
а) давать точную информацию по категории отеля;
б) по качеству предоставляемых услуг;
в) давать точную информацию о расположении отеля;
г) все ответы верны.
20. В категорию туристских формальностей входят:
а) паспортно-визовые формальности;
б) таможенные формальности;
в) валютный контроль;
г) санитарный и эпидемиологический контроль;
д) страхование туристов;
е) все перечисленные виды.
21. Туристская виза – это:
а) отметка в паспорте дипломатическими представителями иностранных государств, дающие право на временный въезд в страну с целью туризма и отдыха;
б) документ, дающий право на временный въезд в страну;
в) документ, дающий право на временный въезд в страну и право заниматься на данный период времени трудовой деятельностью в стране временного проживания.
22. К основным видам страхования в сфере туризма относится:
а) страхование туриста и его имущества, в том числе страхование жизни и здоровья (медицинская страховка);
б) страхование профессиональной ответственности;
в) страхование от невыдачи въездной визы;
г) все ответы верны.
23. При подборе партнеров по сбыту необходимо учитывать:
а) правоспособность фирмы;
б) кредитоспособность фирмы;
в) дееспособность фирмы;
г) все ответы верны.
24. Формы участия туристских фирм в выставке:
а) только очная;
б) только заочная;
в) возможны обе формы участия.
25. Согласно ст.14 Закона РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» под безопасностью туризма понимается:
а) личная безопасность туристов, сохранность их имущества и ненанесение ущерба окружающей природной среде при совершении путешествий;
б) санитарно-эпидемиологическая безопасность туристов и сохранность их имущества;
в) медицинское страхование;
г) обеспечение личной безопасности и здоровья туристов.
26. При каких обстоятельствах не наступает материальная ответственность страховой компании перед туристом:
а) умышленном причинении себе вреда;
б) управлении транспортным средством в нетрезвом состоянии;
в) самоубийстве;
г) во всех перечисленных случаях.
4.3. Контрольные вопросы и задания студентам
всех форм обучения
1. Каковы свойства туризм как объекта управления?
2. Приведите классификация туристских организаций (общественные и коммерческие).
3. Каковы цели, задачи и миссия туристской организации?
4. Раскройте значение туризма в экономике стран и отдельных регионов мира.
5. Приведите классификация туризма.
6. Раскройте основные функции менеджмента в туризме.
7. Раскройте сущность организации деятельности как функцию менеджмента в туризме.
8. Раскройте планирование деятельности как функцию менеджмента в туризме.
9. Раскройте мотивация как функцию менеджмента в туризме: сущность, классификация.
10. Раскройте мотивация трудовых отношений: функции, принципы, методы
11. В чем особенность мотивации потребителей в туризме?
12. Раскройте контроль как функцию менеджмента в туризме.
13. Дайте определение туристской индустрии (понятие, структура, особенности взаимодействия).
14. Законодательное и нормативно-правовое регулирование туристской деятельности в России.
15. Государственное регулирование туристской деятельности в РФ: цели, принципы, методы.
16. Каковы технологические этапы создания туристской фирмы?
17. Каковы особенности договорной деятельности в туризме?
18. Каковы виды сделок в туризме?
19. Какова сущность сделки на условиях «Договора агентских соглашения»?
20. Какова правовая сущность сделки на условиях «Договора купли-продажи»?
21. Сделка на условиях «Договора обмена».
22. Каковы особые условия договора туристской фирмы с гостиничным предприятием?
23. Договор туристской фирмы с транспортной компанией (авиакомпанией, железной дорогой, автотранспортным предприятием). Принципиальные условия договора.
24. Раскройте принципы подбора партнеров по бизнесу в туризме.
25. Что такое безопасность в туризме: законодательное и нормативно-правовое регулирование в РФ, понятие, основные аспекты?
26. Что такое страхование в туристской деятельности, законодательное регулирование страхования?
27. Что такое страхование туристов: виды, правовая основа.
28. Страхование рисков туристской ответственности. Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (о внесении изменений в ФЗ Гл.VII, ст.17 Финансовое обеспечение)
29. Какие методы продвижения туристского продукта: рекламные и не рекламные методы продвижения.
30. Охарактеризуйте туристский рынок: понятие, структура, свойства.
31. Какова технология сбыта туристского продукта?
32. Выбор стратегии туристской фирмы
33. Качество туристской услуги (продукта): понятие, оценка и контроль качества.
34. Каковы основные формы деятельности туристских предприятий.
35. Что понимается под туристскими формальностями?
36. Расскажите правила оформления туристской визы.
37. Что понимается под санитарно-эпидемиологическими формальностями?
38. В чем заключается валютный контроль?
39. Таможенный контроль и таможенные формальности.
40. Охарактеризуйте туристский рынок РФ.
41. Охарактеризуйте туристский рынок Дальнего Востока.
42. Охарактеризуйте туристский рынок Приморского края.
43. Что понимается под безопасностью в туристской деятельности?
44. Дайте классификацию рисков в туризме и меры их предотвращения.
45. Охарактеризуйте методы контроля качества туристского продукта (услуги).
46. Охарактеризуйте крупнейшие туристские выставки в мире и РФ.
47. Каковы функции общественных туристских организаций?
4.4. Методические рекомендации по организации
самостоятельной работы студентов
Задачами СРС являются:
· систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
· углубление и расширение теоретических знаний;
· формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
· развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
· формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
· развитие исследовательских умений;
· использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях, при написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.
В процессе самостоятельной работы студент приобретает навыки самоорганизации, самоконтроля, самоуправления, саморефлексии и становится активным самостоятельным субъектом учебной деятельности.
Выполняя самостоятельную работу под контролем преподавателя студент должен:
– освоить минимум содержания, выносимый на самостоятельную работу студентов и предложенный преподавателем в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по данной дисциплине.
– планировать самостоятельную работу в соответствии с графиком, предложенным преподавателем.
– самостоятельную работу студент должен осуществлять в организационных формах, предусмотренных учебным планом и рабочей программой преподавателя.
– выполнять самостоятельную работу и отчитываться по ее результатам в соответствии с графиком представления результатов, видами и сроками отчетности.
При изучении дисциплины необходимо, чтобы освоение студентами теории дополнялось приобретением личностных и профессиональных компетенций, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
В качестве выходного проекта для студентов дневной формы обучения предусмотрено выполнение коллективного проекта «Разработка и документальное оформление туристской фирмы». Работа над проектом начинается с изучения нормативно-правовой базы и теории вопроса, изложенной в учебной литературе.
Элементы оценивания проекта:
1. Полнота и завершенность работы
2. Структура работы;
3. Наличие полного пакета необходимой документации.
4. Достоверность и аргументированность содержания;
5. Ссылки на источники (научность);
6. Понимание содержания работы;
7. Защита проекта (доклад и презентация).
Целостная схема оценивания проекта
Баллы | Описание |
Проект представлен с полным пакетом необходимых для регистрации документов и публично защищен с презентацией. | |
Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены, но незначительные замечания по элементам оценивания: | |
В проекте отсутствуют отдельные разделы (например: необходимый для регистрации предприятия пакет документов, маркетинговые исследования рынка и др.) | |
Проект не защищен | |
Представлены лишь отдельные элементы проекта | |
Проект не представлен |
Проект оформляется в соответствии с СТО 1.005-2007 Система вузовской учебной документации. Общие требования к оформлению текстовой части дипломных, курсовых работ, рефератов, контрольных работ, отчетов по практикам, лабораторным работам. Структура и правила оформления.
К проекту и для оценки знаний по отдельной теме предлагается разработать презентацию (не более 15–20 слайдов), подготовленных в программе Power Point.
Оформление слайдов | Показатели |
Стиль | Соблюдайте единый стиль оформления. Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации |
Фон | Для фона выбирайте более холодные тона (синий, серый, зеленый). На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста. Для фона и текста используйте контрастные тона |
Содержание информации | Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных |
Расположение информации на странице | Предпочтительно горизонтальное расположение информации. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Если на слайде располагается картинка, то надпись оформляется под ней |
Шрифты | Для заголовков – не менее 24. Для информации – не менее 18. Шрифта без засечек легче читать с большого расстояния. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание |
Объем информации | Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде |
Критерии оценивания презентаций | Значимость и актуальность выдвинутых проблем; адекватность изложенной информации на поставленный вопрос; творчество участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями (иллюстрации, рисунки, собственный опыт и пр.); соблюдение рекомендаций по дизайну презентации; умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность ответов по теме; наличие ссылок на информационные ресурсы |
Работа над рефератом начинается с выбора темы. После выбора темы студент приступает к изучению информационного материала. Весь собранный материал обобщается и анализируется.
В реферате необходимо раскрыть следующие вопросы:
1. Сущность данного вида туризма.
2. Место в классификации видов туризма.
3. Особенности данного вида туризма, его отличие от других видов.
4. Развитие данного вида за рубежом.
5. Характеристика данного вида туризма в России.
6. Оценка современного состояния и перспектив развития вида туризма в Приморском крае
В реферате обязательно должны быть рассмотрены примеры туристского продукта, разработанного на рынке по изучаемому виду туризма.
Объем реферата 15–25 стр. Время выполнения: 10 ч. Работа выполняетсяна листах формата А4, в программе Microsoft Word, шрифт Times New Roman, размер шрифта №12. Структура реферата: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список использованных источников (не менее 10 источников). Защита реферата в виде публичного доклада на 5–7 минут.
Элементы оценивания реферата:
1. Объем реферативной работы;
2. Структура работы;
3. Соответствие содержания теме реферата;
4. Достоверность и аргументированность содержания;
5. Ссылки на источники (научность);
6. Понимание содержания работы;
7. Способность отвечать на поставленные вопросы.
Баллы | Описание |
Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены | |
Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены. Имеются незначительные замечания по элементам оценивания № 1 и 2 | |
Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены не в полном объеме | |
Требования, предъявляемые к заданию, не выполнены: элементы №3-6 не раскрыты | |
Реферат не соответствует предложенной теме | |
Не представлена реферативная работа |
Реферат оформляется в соответствии с СТО 1.005-2007 Система вузовской учебной документации. Общие требования к оформлению текстовой части дипломных, курсовых работ, рефератов, контрольных работ, отчетов по практикам, лабораторным работам. Структура и правила оформления.
К реферату предлагается разработать презентацию не более 20-25 слайдов, подготовленных в программе Power Point.
В процессе изучения дисциплины «Технология и организация операторских и агентских услуг» основным является учебник: Жукова А.А. Технология и организация операторских и агентских услуг: учебное пособие для студентов вузов.Учебник представляет собой сочетание теории и практических аспектов создания, управления и технологии взаимодействия туроператорских и турагентских фирм. Особый интерес представляют учебники Е.И. Ильиной, в частности Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: учебник, где изложены технологические особенности деятельности туристских фирм, даются ссылки на нормативно-правовую литературу.
Непременным условием в процессе изучения дисциплины, особенно для подготовки к практическим работам, и в процессе самостоятельной работы над коллективным проектом, является использование всей совокупности рекомендованной литературы.