Рекомендации по работе с литературой

Схема оценивания реферата

Схема оценивания презентации

Примерные варианты тестов для студентов всех форм обучения

1. Основными функциями менеджмента в туризме являются:

а) систематизация, прогнозирование;

б) мотивация, контроль, ценообразование;

в) планирование, организация, стимулирование;

г) планирование, организация, мотивация, контроль.

2. Термин «услуга» согласно ГОСТА Р – 50646 – 94:

а) результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя;

б) результат деятельности предприятия по удовлетворению потребностей туристов;

в) совокупность основных и дополнительных услуг, включаемых в турпродукт;

3. Туристский ваучер, согласно ФЗ РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»:

а) документ, устанавливающий право туриста на услуги входящие в состав тура, и подтверждающий факт их оказания;

б) документ, удостоверяющий право туриста на питание и размещение;

в) документ финансовой отчетности туристских предприятий в России.

 

4. В зависимости от целей организации могут быть:

а) закрытые и открытые;

б) коммерческие и общественные;

в) частные и общественные;

г) все ответы верны.

5. Инициативные туроператоры:

а) туроператоры, отправляющие туристов за рубеж и в другие регионы своей страны по договорам с принимающими турфирмами или напрямую с производителями туристских услуг;

б) туроператоры на приеме;

в) турагентские фирмы.

6. Социальный туризм:

а) путешествия, субсидированные из средств, выделяемых государством на социальные нужды;

б) путешествия, осуществляемые за счет средств спонсорской помощи;

в) путешествия групп туристов, организованные различными предприятиями.

7. Основные различия между туроператорами и турагентами:

а) турагент действует на рынке как розничный продавец и его прибыль формируется из комиссионного вознаграждения за продажу чужого туристического продукта;

б) турагент реализует собственный туристский продукт;

в) существенных различий в деятельности нет.

8. Что из нижеперечисленного относится к целям государственного регулирования:

а) обеспечение прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;

б) охрана окружающей природной среды;

в) развитие туристской индустрии.

9. Содержит ли ФЗ РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» статью «Особенности реализации туристского продукта»

а) такой статьи в Законе нет;

б) статья 10;

в) статья 1;

г) статья 7.

10. Планирование – это:

а) определение и упорядочивание основных задач организации;

б) поэтапное достижение цели;

в) совокупность мер по исследованию рынка туристических услуг;

г) комплекс мер стимулирования продаж.

11. Основные этапы процесса планирования:

а) разработка общих целей;

б) определение конкретных задач;

в) выбор основных путей и средств достижения задач;

г) требуемые ресурсы и их источники;

д) контроль за выполнением задач;

е) все ответы верны.

12. SWOT-анализ включает:

а) анализ сильных и слабых сторон предприятия;

б) анализ внутренней среды;

в) анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз предприятия.

13. Функции туристского маркетинга:

а) стратегическое планирование и контроль;

б) мотивация, организация, сбытовая политика;

в) анализ финансовой деятельности;

г) установление цен на услуги, учет рыночного спроса, сбытовая политика, анализ конкуренции, выбор сегмента рынка и специализации.

14. Какие существуют подходы к сегментации туристского рынка?

а) продуктовый и рыночный;

б) рыночный;

в) межотраслевой;

г) балансово-экономический.

15. Ценовая стратегия «снятие сливок» предлагает:

а) на начальном этапе установление низких цен до насыщения рынка;

б) установление высокой цены до момента насыщения рынка и появления аналогичного продукта;

в) установление на начальном этапе среднерыночных цен для поддержания стабильности.

16. Юридическим лицом (ст. 48 ГК РФ) признается:

а) организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по всем своим обязательствам этим имуществом; от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права; несет обязанности быть истцом и ответчиком в суде; имеет самостоятельный баланс или смету;

б) организация, которая имеет в собственности имущество, от своего имени имеет право приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права. Юридические лица имеют самостоятельный баланс и смету;

в) организации, преследующие извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности;

г) организация, которая несет обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет устав, счет в банке, платит налоги.

17. Наиболее распространенными организационно-правовыми формами туристских предприятий в России являются:

а) общества с ограниченной ответственностью;

б) закрытые акционерные общества;

в) открытые акционерные общества;

г) кооперативы и коммандитные товарищества.

18. Какую форму могут иметь договора в туризме?

а) договора купли-продажи;

б) договор комиссии;

в) договор обмена;

г) все ответы верны.

19. Международный «Кодекс отношений между гостиницами и турагентами (туроператорами)» от 1993 г. обязывает гостиницы при заключении договоров:

а) давать точную информацию по категории отеля;

б) по качеству предоставляемых услуг;

в) давать точную информацию о расположении отеля;

г) все ответы верны.

20. В категорию туристских формальностей входят:

а) паспортно-визовые формальности;

б) таможенные формальности;

в) валютный контроль;

г) санитарный и эпидемиологический контроль;

д) страхование туристов;

е) все перечисленные виды.

21. Туристская виза – это:

а) отметка в паспорте дипломатическими представителями иностранных государств, дающие право на временный въезд в страну с целью туризма и отдыха;

б) документ, дающий право на временный въезд в страну;

в) документ, дающий право на временный въезд в страну и право заниматься на данный период времени трудовой деятельностью в стране временного проживания.

22. К основным видам страхования в сфере туризма относится:

а) страхование туриста и его имущества, в том числе страхование жизни и здоровья (медицинская страховка);

б) страхование профессиональной ответственности;

в) страхование от невыдачи въездной визы;

г) все ответы верны.

23. При подборе партнеров по сбыту необходимо учитывать:

а) правоспособность фирмы;

б) кредитоспособность фирмы;

в) дееспособность фирмы;

г) все ответы верны.

24. Формы участия туристских фирм в выставке:

а) только очная;

б) только заочная;

в) возможны обе формы участия.

25. Согласно ст.14 Закона РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» под безопасностью туризма понимается:

а) личная безопасность туристов, сохранность их имущества и ненанесение ущерба окружающей природной среде при совершении путешествий;

б) санитарно-эпидемиологическая безопасность туристов и сохранность их имущества;

в) медицинское страхование;

г) обеспечение личной безопасности и здоровья туристов.

26. При каких обстоятельствах не наступает материальная ответственность страховой компании перед туристом:

а) умышленном причинении себе вреда;

б) управлении транспортным средством в нетрезвом состоянии;

в) самоубийстве;

г) во всех перечисленных случаях.

4.3. Контрольные вопросы и задания студентам
всех форм обучения

1. Каковы свойства туризм как объекта управления?

2. Приведите классификация туристских организаций (общественные и коммерческие).

3. Каковы цели, задачи и миссия туристской организации?

4. Раскройте значение туризма в экономике стран и отдельных регионов мира.

5. Приведите классификация туризма.

6. Раскройте основные функции менеджмента в туризме.

7. Раскройте сущность организации деятельности как функцию менеджмента в туризме.

8. Раскройте планирование деятельности как функцию менеджмента в туризме.

9. Раскройте мотивация как функцию менеджмента в туризме: сущность, классификация.

10. Раскройте мотивация трудовых отношений: функции, принципы, методы

11. В чем особенность мотивации потребителей в туризме?

12. Раскройте контроль как функцию менеджмента в туризме.

13. Дайте определение туристской индустрии (понятие, структура, особенности взаимодействия).

14. Законодательное и нормативно-правовое регулирование туристской деятельности в России.

15. Государственное регулирование туристской деятельности в РФ: цели, принципы, методы.

16. Каковы технологические этапы создания туристской фирмы?

17. Каковы особенности договорной деятельности в туризме?

18. Каковы виды сделок в туризме?

19. Какова сущность сделки на условиях «Договора агентских соглашения»?

20. Какова правовая сущность сделки на условиях «Договора купли-продажи»?

21. Сделка на условиях «Договора обмена».

22. Каковы особые условия договора туристской фирмы с гостиничным предприятием?

23. Договор туристской фирмы с транспортной компанией (авиакомпанией, железной дорогой, автотранспортным предприятием). Принципиальные условия договора.

24. Раскройте принципы подбора партнеров по бизнесу в туризме.

25. Что такое безопасность в туризме: законодательное и нормативно-правовое регулирование в РФ, понятие, основные аспекты?

26. Что такое страхование в туристской деятельности, законодательное регулирование страхования?

27. Что такое страхование туристов: виды, правовая основа.

28. Страхование рисков туристской ответственности. Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (о внесении изменений в ФЗ Гл.VII, ст.17 Финансовое обеспечение)

29. Какие методы продвижения туристского продукта: рекламные и не рекламные методы продвижения.

30. Охарактеризуйте туристский рынок: понятие, структура, свойства.

31. Какова технология сбыта туристского продукта?

32. Выбор стратегии туристской фирмы

33. Качество туристской услуги (продукта): понятие, оценка и контроль качества.

34. Каковы основные формы деятельности туристских предприятий.

35. Что понимается под туристскими формальностями?

36. Расскажите правила оформления туристской визы.

37. Что понимается под санитарно-эпидемиологическими формальностями?

38. В чем заключается валютный контроль?

39. Таможенный контроль и таможенные формальности.

40. Охарактеризуйте туристский рынок РФ.

41. Охарактеризуйте туристский рынок Дальнего Востока.

42. Охарактеризуйте туристский рынок Приморского края.

43. Что понимается под безопасностью в туристской деятельности?

44. Дайте классификацию рисков в туризме и меры их предотвращения.

45. Охарактеризуйте методы контроля качества туристского продукта (услуги).

46. Охарактеризуйте крупнейшие туристские выставки в мире и РФ.

47. Каковы функции общественных туристских организаций?

4.4. Методические рекомендации по организации
самостоятельной работы студентов

Задачами СРС являются:

· систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

· углубление и расширение теоретических знаний;

· формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

· развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

· формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

· развитие исследовательских умений;

· использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях, при написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.

В процессе самостоятельной работы студент приобретает навыки самоорганизации, самоконтроля, самоуправления, саморефлексии и становится активным самостоятельным субъектом учебной деятельности.

Выполняя самостоятельную работу под контролем преподавателя студент должен:

– освоить минимум содержания, выносимый на самостоятельную работу студентов и предложенный преподавателем в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по данной дисциплине.

– планировать самостоятельную работу в соответствии с графиком, предложенным преподавателем.

– самостоятельную работу студент должен осуществлять в организационных формах, предусмотренных учебным планом и рабочей программой преподавателя.

– выполнять самостоятельную работу и отчитываться по ее результатам в соответствии с графиком представления результатов, видами и сроками отчетности.

При изучении дисциплины необходимо, чтобы освоение студентами теории дополнялось приобретением личностных и профессиональных компетенций, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

В качестве выходного проекта для студентов дневной формы обучения предусмотрено выполнение коллективного проекта «Разработка и документальное оформление туристской фирмы». Работа над проектом начинается с изучения нормативно-правовой базы и теории вопроса, изложенной в учебной литературе.

Элементы оценивания проекта:

1. Полнота и завершенность работы

2. Структура работы;

3. Наличие полного пакета необходимой документации.

4. Достоверность и аргументированность содержания;

5. Ссылки на источники (научность);

6. Понимание содержания работы;

7. Защита проекта (доклад и презентация).

Целостная схема оценивания проекта

Баллы Описание
Проект представлен с полным пакетом необходимых для регистрации документов и публично защищен с презентацией.
Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены, но незначительные замечания по элементам оценивания:
В проекте отсутствуют отдельные разделы (например: необходимый для регистрации предприятия пакет документов, маркетинговые исследования рынка и др.)
Проект не защищен
Представлены лишь отдельные элементы проекта
Проект не представлен

Проект оформляется в соответствии с СТО 1.005-2007 Система вузовской учебной документации. Общие требования к оформлению текстовой части дипломных, курсовых работ, рефератов, контрольных работ, отчетов по практикам, лабораторным работам. Структура и правила оформления.

К проекту и для оценки знаний по отдельной теме предлагается разработать презентацию (не более 15–20 слайдов), подготовленных в программе Power Point.

Оформление слайдов Показатели
Стиль   Соблюдайте единый стиль оформления. Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации
Фон   Для фона выбирайте более холодные тона (синий, серый, зеленый). На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста. Для фона и текста используйте контрастные тона
Содержание информации Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных
Расположение информации на странице Предпочтительно горизонтальное расположение информации. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Если на слайде располагается картинка, то надпись оформляется под ней
Шрифты Для заголовков – не менее 24. Для информации – не менее 18. Шрифта без засечек легче читать с большого расстояния. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание

 

Объем информации Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде
Критерии оценивания презентаций Значимость и актуальность выдвинутых проблем; адекватность изложенной информации на поставленный вопрос; творчество участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями (иллюстрации, рисунки, собственный опыт и пр.); соблюдение рекомендаций по дизайну презентации; умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность ответов по теме; наличие ссылок на информационные ресурсы

 

Работа над рефератом начинается с выбора темы. После выбора темы студент приступает к изучению информационного материала. Весь собранный материал обобщается и анализируется.

В реферате необходимо раскрыть следующие вопросы:

1. Сущность данного вида туризма.

2. Место в классификации видов туризма.

3. Особенности данного вида туризма, его отличие от других видов.

4. Развитие данного вида за рубежом.

5. Характеристика данного вида туризма в России.

6. Оценка современного состояния и перспектив развития вида туризма в Приморском крае

В реферате обязательно должны быть рассмотрены примеры туристского продукта, разработанного на рынке по изучаемому виду туризма.

Объем реферата 15–25 стр. Время выполнения: 10 ч. Работа выполняетсяна листах формата А4, в программе Microsoft Word, шрифт Times New Roman, размер шрифта №12. Структура реферата: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список использованных источников (не менее 10 источников). Защита реферата в виде публичного доклада на 5–7 минут.

Элементы оценивания реферата:

1. Объем реферативной работы;

2. Структура работы;

3. Соответствие содержания теме реферата;

4. Достоверность и аргументированность содержания;

5. Ссылки на источники (научность);

6. Понимание содержания работы;

7. Способность отвечать на поставленные вопросы.

Баллы Описание
Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены
Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены. Имеются незначительные замечания по элементам оценивания № 1 и 2
Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены не в полном объеме
Требования, предъявляемые к заданию, не выполнены: элементы №3-6 не раскрыты
Реферат не соответствует предложенной теме
Не представлена реферативная работа

 

Реферат оформляется в соответствии с СТО 1.005-2007 Система вузовской учебной документации. Общие требования к оформлению текстовой части дипломных, курсовых работ, рефератов, контрольных работ, отчетов по практикам, лабораторным работам. Структура и правила оформления.

К реферату предлагается разработать презентацию не более 20-25 слайдов, подготовленных в программе Power Point.

В процессе изучения дисциплины «Технология и организация операторских и агентских услуг» основным является учебник: Жукова А.А. Технология и организация операторских и агентских услуг: учебное пособие для студентов вузов.Учебник представляет собой сочетание теории и практических аспектов создания, управления и технологии взаимодействия туроператорских и турагентских фирм. Особый интерес представляют учебники Е.И. Ильиной, в частности Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: учебник, где изложены технологические особенности деятельности туристских фирм, даются ссылки на нормативно-правовую литературу.

Непременным условием в процессе изучения дисциплины, особенно для подготовки к практическим работам, и в процессе самостоятельной работы над коллективным проектом, является использование всей совокупности рекомендованной литературы.