Модуль 1
Темы лекций
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Введение в предмет. Туризм как объект управления (2 часа, лекция)
Предмет, задачи, структура курса «Технология и организация операторских и агентских услуг». Значение предмета для формирования общей культуры и навыков работы в сфере управления на различных территориальных уровнях (государственном, региональном, муниципальном) и отдельном туристском предприятии. Значение туризма в экономике стран и регионов мира. Туроператорская и турагентская деятельность: сущность и место в туристском комплексе. Функции туристской организации. Классификация, свойства туристских услуг. Особенность туристской деятельности как объекта управления.
Тема 2. Законодательное и нормативно-правовое регулирование туристской деятельности (2 часа, лекция)
Управление туристской деятельностью в РФ: структура управления, цели, методы, принципы, влияние на динамику развития туристского рынка Российской Федерации и Дальнего Востока. Коммерческие и общественные туристские организации: сущность, цели и задачи деятельности. Законодательные и нормативно-правовые документы в регулировании туристской деятельности на территории Российской Федерации.
Тема 3. Организация и управление туристской фирмой (2 часа, лекция-беседа)
Функции, принципы и методы менеджмента в туризме. Планирование: сущность, классификация планов, виды планирования. Организация деятельности туроператорской и турагентской фирмы, специфические особенности на различных этапах деятельности. Организационно-управленческая структура и должностные обязанности персонала различных квалификационных уровней. Управленческая решетка и стиль управления туристской фирмой. Кризисное управление и решение конфликтных ситуаций.
Тема 4. Туристский рынок (2 часа, лекция)
Туристский рынок: сущность и основные составляющие туристского рынка. Экономическая сущность туристского рынка: туристский спрос, предложение туристского продукта, цена и конкуренция. Жизненный цикл туристского продукта. Устойчивость и эффективность деятельности туристской фирмы. Виды конкуренции, конкурентное преимущество.
Тема 5. Безопасность в туризме (2 часа, лекция-конференция)
Общее понятие безопасности, законодательное регулирование аспектов безопасности в туристской деятельности на территории Российской федерации. Риски и меры по их предотвращению. Эпидемиологическая и бактериологическая безопасность туристов и меры по предотвращению рисков. Травмоопасность, воздействие окружающей среды, Психофизиологические факторы риска. Безопасность туристов во время перевозок. Безопасность туристов на предприятиях размещения, питания, при прохождении маршрутов. Экологический туризм и факторы риска на маршрутах в Приморском крае.
Тема 6. Туристские формальности(2часа, лекция-беседа)
Сущность и классификация туристских формальностей. Правовая сущность туристских формальностей. Паспортно-визовые формальности, таможенные формальности, валютный контроль. Санитарно-эпидемиологические формальности. Карантинный контроль. Страхование туристов и собственной ответственности туроператоров. Технология оформления туристских формальностей и ответственность туристской фирмы.
Тема 7. Технология разработки туристского продукта и обслуживания туристов (2 часа, лекция-беседа)
Туристский продукт: сущность, структура туристского продукта, основные и дополнительные услуги в структуре туристского продукта. Технология разработки туристского продукта. Технология, методы и принципы обслуживания туристов в туристской фирме. Законодательно-правовое регулирование ответственности туристских фирм перед потребителями и партнерами.
Тема 8. Ценообразование в туризме (3 часа, лекция)
Цена: сущность, функция цены, этапы ценообразования. Ценовые стратегии. Методы ценообразования в туризме. Маркетинговые методы установления цены. Затратные методы установления цены. Расчет стоимости группового тура. Калькуляция стоимости тура.