Подготовительная группа.
Старшая группа.
Диагностическая ситуация 1. Сначала нужно выяснить, какую сказку дети любят больше всего, а затем предложить вспомнить её вместе: сначала немножко расскажу я (воспитатель), затем Маша, затем Вася, потом опять немножко расскажу я. Задача воспитателя - передача хода пересказа от одного ребёнка к другому. Если дети испытывают затруднения - взрослый берёт ход вне очереди. Изучается способность к совместному построению игрового сюжета со сверстниками.
Диагностическая ситуация 2. Воспитатель включает детей в игру с разными по контексту ролями: «Баба-Яга и продавец» (участвуют 2-3 ребенка, которые взаимодействуют по желанию).
Диагностическая ситуация 3.Детям (участвуют 2-3 ребенка, которые взаимодействуют по желанию) предлагается сочинить «письмо» друзьям из другого детского сада и описать, как они играют в свою любимую игру. Изучается способность самостоятельно придумать и согласовать игровой сюжет.
Диагностическая ситуация 1. Воспитатель и дети садятся кружком, каждый придумывает кусочек общей истории, сколько захочет от 1-2 предложений до кусочка истории. Важно согласование замыслов. Изучаются особенности освоения сюжетосложения. (Участвуют 2-3 ребенка, которые взаимодействуют по желанию)
Диагностическая ситуация 2. Детям предлагается придумать и разыграть рассказ о том, как живущие в Цветочном городе Незнайка и его друзья решили отправиться в путешествие в Страну Дураков. Изучается способность самостоятельно придумывать, согласовывать и разыгрывать сюжет в режиссерской игре. (Участвуют 2-3 ребенка, которые взаимодействуют по желанию)
Диагностическая ситуация 3. Самостоятельные игры детей с использованием полифункционального игрового материала. возможностями для проявлений творчества. Изучается способность самостоятельно придумывать, согласовывать и разыгрывать сюжет в режиссерской игре. (Участвуют 2-3 ребенка, которые взаимодействуют по желанию)
Ребёнок, который овладел всеми видами творческих игр легко отличает учебную задачу от игровой, так как может абстрагироваться от содержания задачи и сосредоточиться на способе решения. Только «наигравшись» ребёнок начинает отвлекаться от содержания и концентрироваться на условиях, чему способствуют игры.
Приложение 1.
Диагностические карты
Особенности освоения детьми
творческой сюжетной игры
1 младшая группа
Условные обозначения:
«Критерий» не проявляется | - |
«Критерий» проявляется с помощью воспитателя, не всегда устойчиво | + |
«Критерий» проявляется самостоятельно | С |
Критерии оценки | Фамилия, имя, возраст ребенка | ||||
дата | дата | дата | дата | примечание | |
Отражает в игре бытовые действия взрослых | |||||
Отражает в игре сюжеты сказок, стихотворений | |||||
Передаёт в игре цепочку взаимосвязанных действий с игрушками | |||||
Использует предметные игровые действия | |||||
Использует действия с предметами-заместителями | |||||
Использует изобразительные игровые действия | |||||
Использует ролевую речь, направленную на игрушки | |||||
Проявляет эмоциональное отношение к игрушкам | |||||
Связывает игровые действия с конкретным образом (как мама, как доктор, как зайчик…) | |||||
Вступает в совместную со взрослым игру на основе действий с игрушками | |||||
Играет один (с игрушками) | |||||
Вступает во взаимодействие со сверстником на основе действий с игрушками |
Особенности освоения детьми
творческой сюжетной игры
2 младшая группа
Условные обозначения:
«Критерий» не проявляется | - |
«Критерий» проявляется с помощью воспитателя, не всегда устойчиво | + |
«Критерий» проявляется самостоятельно | С |
сюжетно-ролевая игра
Критерии оценки | Фамилия, имя, возраст ребенка | ||||
дата | дата | дата | дата | примечание | |
Отражает в игре бытовые действия взрослых | |||||
Отражает в игре профессиональные действия взрослого | |||||
Отражает в игре сюжеты сказок, мультфильмов | |||||
Предпочтительная тематика игр | |||||
Сюжет состоит из связанных между собой действий | |||||
Использует предметные игровые действия | |||||
Использует действия с предметами-заместителями | |||||
Использует изобразительные игровые действия | |||||
Обозначает свою игровую роль | |||||
Участвует в ролевом диалоге со сверстниками | |||||
Обозначает свои игровые действия | |||||
Договаривается со сверстником о совместных действиях | |||||
Средняя продолжительность игры (в мин.) |
Режиссёрская игра
Критерии оценки | Фамилия, имя, возраст ребенка | ||||
дата | дата | дата | дата | примечание | |
Отражает в игре бытовые действия взрослых | |||||
Отражает в игре сказочные сюжеты | |||||
Использует в игре игрушки | |||||
Использует «одушевлённые» предметы, замещающие игрушки | |||||
Разговаривает за игрушки | |||||
Меняет интонацию голоса, озвучивая игрушки | |||||
Рассказывает о происходящем в игре | |||||
Использует звукоподражания | |||||
Сюжетные действия взаимосвязаны | |||||
Примерная продолжительность игры (в мин.) |
Особенности освоения детьми
творческой сюжетной игры
Средняя группа
Условные обозначения:
«Критерий» не проявляется | - |
«Критерий» проявляется с помощью воспитателя, не всегда устойчиво | + |
«Критерий» проявляется самостоятельно | С |
«Критерий» проявляется творчески | Т |
Сюжетно-ролевая игра
Критерии оценки | Фамилия, имя, возраст ребенка | ||||
дата | дата | дата | дата | примечание | |
Отражает в игре бытовые действия взрослых | |||||
Отражает в игре трудовые процессы взрослых | |||||
Отражает в игре сказочные события, мультфильмы | |||||
Отражает в игре фантастические события | |||||
Предпочитаемые темы игр | |||||
Устойчивость игрового замысла | |||||
Обозначает тему игры до её начала | |||||
Обозначает роль до начала игры | |||||
Использует смену роли во время игры (для развития сюжета) | |||||
Создаёт обстановку для игры | |||||
Использует предметные игровые действия | |||||
Использует действия с предметами-заместителями | |||||
Использует изобразительные игровые действия | |||||
Использует действия речевого замещения («Как будто мы уже …») | |||||
Создаёт выразительный игровой образ | |||||
Участвует в ролевом диалоге со сверстником | |||||
Предпочитаемые игровые роли ребёнка | |||||
Проявляет инициативу в придумывании игровых событий | |||||
Действует согласованно со сверстником | |||||
Средняя продолжительность игры (в минутах) |
Режиссёрская игра
Критерии оценки | Фамилия, имя, возраст ребенка | ||||
дата | дата | дата | дата | примечание | |
Отражает в игре бытовые действия взрослых | |||||
Отражает в игре трудовые процессы взрослых | |||||
Отражает в игре самостоятельно придуманные события на основе контаминации бытовых, литературных и фантазийных сюжетов | |||||
Предпочитаемые темы режиссёрских игр | |||||
Использует в игре игрушки | |||||
Использует «одушевлённые» предметы, замещающие игрушки | |||||
Разыгрывает диалоги между персонажами | |||||
Использует средства выразительности для создания игрового образа | |||||
Использует оценочную речь | |||||
Объясняет происходящие в игре события | |||||
Предпочитаемые игрушки для режиссёрскихигр | |||||
Согласовывает со сверстником замыслы | |||||
Проявляет активность в выдвижении игровых инициатив | |||||
Средняя продолжительность игры (в минутах) |
Особенности освоения детьми
творческой сюжетной игры
старшая группа
Условные обозначения:
«Критерий» не проявляется | - |
«Критерий» проявляется с помощью воспитателя, не всегда устойчиво | + |
«Критерий» проявляется самостоятельно | С |
«Критерий» проявляется творчески | Т |
сюжетно-ролевая игра
Критерии оценки | Фамилия, имя, возраст ребенка | ||||
дата | дата | дата | дата | примечание | |
Сюжеты игр разнообразны | |||||
Проявляет инициативу в создании новых сюжетов | |||||
Придумывает «игры с продолжением» | |||||
Предпочитаемые игровые темы | |||||
Устойчивость игрового замысла | |||||
Участвует в определении общего замысла игры до её начала | |||||
Использует разнообразные способы распределения ролей (считалки, жребий и др.) | |||||
Создаёт игровую обстановку в зависимости от замысла | |||||
Включает трудовую или изобразительную деятельность в создание игровой обстановки | |||||
Придумывает по ходу игры целостные сюжетные события | |||||
Отражает в игре самостоятельно придуманные события на основе контаминации бытовых, литературных и фантазийных сюжетов | |||||
В игре переплетаются разные сюжетные линии (многособытийность) | |||||
Использует предметные игровые действия и действия с предметами-заместителями | |||||
Передаёт в игре взаимоотношения между людьми | |||||
Создаёт выразительный игровой образ | |||||
Использует смену роли для развития сюжета | |||||
Определяет словесно изображаемые события и место действия | |||||
Любимые роли ребёнка, их «ведущий» или «второстепенный» статус | |||||
Использует разнообразные способы привлечения внимания партнёров к себе | |||||
Согласовывает игровые инициативы с партнёрами | |||||
Доброжелателен в игровом общении с партнёрами | |||||
Средняя продолжительность игры (в минутах) |
режиссёрская игра
Критерии оценки | Фамилия, имя, возраст ребенка | ||||
дата | дата | дата | дата | примечание | |
Участвует в индивидуальных режиссёрских играх | |||||
Участвует в совместных режиссёрских играх | |||||
Сюжеты игр разнообразны | |||||
Придумывает «игры с продолжением» | |||||
Предпочитаемые игровые темы | |||||
Участвует в определении общего замысла игры до её начала | |||||
Использует разнообразные способы распределения игровых персонажей (считалки, жребий и др.) | |||||
Создает игровую обстановку | |||||
Включает трудовую или изобразительную деятельность в создание игровой обстановки | |||||
Сюжеты игр включают разнообразные ситуации | |||||
Придумывает по ходу игры целостные сюжетные события | |||||
Использует речь от имени игровых персонажей | |||||
Передаёт в игре систему отношений между персонажами | |||||
Использует средства выразительности для создания игрового образа | |||||
Определяет словесно изображаемые события и место действия | |||||
Любимые персонажи ребёнка, их «ведущий» или «второстепенный» статус | |||||
Стремится к проявлению инициативы в организационном общении по поводу игры | |||||
Согласовывает игровые инициативы с партнёрами | |||||
Доброжелателен в игровом общении с партнёрами | |||||
Средняя продолжительность игры (в минутах) |
[1] Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А.Репиной. – М.: Педагогика, 1987. С.20.
[2] Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Избранные психологические произведения в 2-х т.т.: Т. 1. - М.: Педагогика, 1983. - С. 303-323.
[3] Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред. Н.Н.Поддьякова, Н.Я.Михайленко. - М.: Педагогика, 1987.