Подготовительная группа.

Старшая группа.

Диагностическая ситуация 1. Сначала нужно выяснить, какую сказку дети любят больше всего, а затем предложить вспомнить её вместе: сначала немножко расскажу я (воспитатель), затем Маша, затем Вася, потом опять немножко расскажу я. Задача воспитателя - передача хода пересказа от одного ребёнка к другому. Если дети испытывают затруднения - взрослый берёт ход вне очереди. Изучается способность к совместному построению игрового сюжета со сверстниками.

Диагностическая ситуация 2. Воспитатель включает детей в игру с разными по контексту ролями: «Баба-Яга и продавец» (участвуют 2-3 ребенка, которые взаимодействуют по желанию).

Диагностическая ситуация 3.Детям (участвуют 2-3 ребенка, которые взаимодействуют по желанию) предлагается сочинить «письмо» друзьям из другого детского сада и описать, как они играют в свою любимую игру. Изучается способность самостоятельно придумать и согласовать игровой сюжет.

Диагностическая ситуация 1. Воспитатель и дети садятся кружком, каждый придумывает кусочек общей истории, сколько захочет от 1-2 предложений до кусочка истории. Важно согласование замыслов. Изучаются особенности освоения сюжетосложения. (Участвуют 2-3 ребенка, которые взаимодействуют по желанию)

Диагностическая ситуация 2. Детям предлагается придумать и разыграть рассказ о том, как живущие в Цветочном городе Незнайка и его друзья решили отправиться в путешествие в Страну Дураков. Изучается способность самостоятельно придумывать, согласовывать и разыгрывать сюжет в режиссерской игре. (Участвуют 2-3 ребенка, которые взаимодействуют по желанию)

Диагностическая ситуация 3. Самостоятельные игры детей с использованием полифункционального игрового материала. возможностями для проявлений творчества. Изучается способность самостоятельно придумывать, согласовывать и разыгрывать сюжет в режиссерской игре. (Участвуют 2-3 ребенка, которые взаимодействуют по желанию)

 

Ребёнок, который овладел всеми видами творческих игр легко отличает учебную задачу от игровой, так как может абстрагироваться от содержания задачи и сосредоточиться на способе решения. Только «наигравшись» ребёнок начинает отвлекаться от содержания и концентрироваться на условиях, чему способствуют игры.

 

 


Приложение 1.

 

Диагностические карты

 

Особенности освоения детьми

творческой сюжетной игры

1 младшая группа

 

Условные обозначения:

«Критерий» не проявляется -
«Критерий» проявляется с помощью воспитателя, не всегда устойчиво +
«Критерий» проявляется самостоятельно С

 

 

  Критерии оценки Фамилия, имя, возраст ребенка
дата дата дата дата примечание
Отражает в игре бытовые действия взрослых          
Отражает в игре сюжеты сказок, стихотворений          
Передаёт в игре цепочку взаимосвязанных действий с игрушками          
Использует предметные игровые действия          
Использует действия с предметами-заместителями          
Использует изобразительные игровые действия          
Использует ролевую речь, направленную на игрушки          
Проявляет эмоциональное отношение к игрушкам          
Связывает игровые действия с конкретным образом (как мама, как доктор, как зайчик…)          
Вступает в совместную со взрослым игру на основе действий с игрушками          
Играет один (с игрушками)          
Вступает во взаимодействие со сверстником на основе действий с игрушками          

Особенности освоения детьми

творческой сюжетной игры

2 младшая группа

 

Условные обозначения:

«Критерий» не проявляется -
«Критерий» проявляется с помощью воспитателя, не всегда устойчиво +
«Критерий» проявляется самостоятельно С

 

сюжетно-ролевая игра

Критерии оценки Фамилия, имя, возраст ребенка
дата дата дата дата примечание
Отражает в игре бытовые действия взрослых          
Отражает в игре профессиональные действия взрослого          
Отражает в игре сюжеты сказок, мультфильмов          
Предпочтительная тематика игр          
Сюжет состоит из связанных между собой действий          
Использует предметные игровые действия          
Использует действия с предметами-заместителями          
Использует изобразительные игровые действия          
Обозначает свою игровую роль          
Участвует в ролевом диалоге со сверстниками          
Обозначает свои игровые действия          
Договаривается со сверстником о совместных действиях          
Средняя продолжительность игры (в мин.)          

Режиссёрская игра

 

  Критерии оценки   Фамилия, имя, возраст ребенка
дата дата дата дата примечание
Отражает в игре бытовые действия взрослых          
Отражает в игре сказочные сюжеты          
Использует в игре игрушки          
Использует «одушевлённые» предметы, замещающие игрушки          
Разговаривает за игрушки          
Меняет интонацию голоса, озвучивая игрушки          
Рассказывает о происходящем в игре          
Использует звукоподражания          
Сюжетные действия взаимосвязаны          
Примерная продолжительность игры (в мин.)          

 

 

Особенности освоения детьми

творческой сюжетной игры

 

Средняя группа

 

Условные обозначения:

«Критерий» не проявляется -
«Критерий» проявляется с помощью воспитателя, не всегда устойчиво +
«Критерий» проявляется самостоятельно С
«Критерий» проявляется творчески Т

Сюжетно-ролевая игра

 

  Критерии оценки Фамилия, имя, возраст ребенка
дата дата дата дата примечание
Отражает в игре бытовые действия взрослых          
Отражает в игре трудовые процессы взрослых          
Отражает в игре сказочные события, мультфильмы          
Отражает в игре фантастические события          
Предпочитаемые темы игр          
Устойчивость игрового замысла          
Обозначает тему игры до её начала          
Обозначает роль до начала игры          
Использует смену роли во время игры (для развития сюжета)          
Создаёт обстановку для игры          
Использует предметные игровые действия          
Использует действия с предметами-заместителями          
Использует изобразительные игровые действия          
Использует действия речевого замещения («Как будто мы уже …»)          
Создаёт выразительный игровой образ          
Участвует в ролевом диалоге со сверстником          
Предпочитаемые игровые роли ребёнка          
Проявляет инициативу в придумывании игровых событий          
Действует согласованно со сверстником          
Средняя продолжительность игры (в минутах)          

 

Режиссёрская игра

 

  Критерии оценки Фамилия, имя, возраст ребенка
дата дата дата дата примечание
Отражает в игре бытовые действия взрослых          
Отражает в игре трудовые процессы взрослых          
Отражает в игре самостоятельно придуманные события на основе контаминации бытовых, литературных и фантазийных сюжетов          
Предпочитаемые темы режиссёрских игр          
Использует в игре игрушки          
Использует «одушевлённые» предметы, замещающие игрушки          
Разыгрывает диалоги между персонажами          
Использует средства выразительности для создания игрового образа          
Использует оценочную речь          
Объясняет происходящие в игре события          
Предпочитаемые игрушки для режиссёрскихигр          
Согласовывает со сверстником замыслы          
Проявляет активность в выдвижении игровых инициатив          
Средняя продолжительность игры (в минутах)          

 


Особенности освоения детьми

творческой сюжетной игры

старшая группа

Условные обозначения:

«Критерий» не проявляется -
«Критерий» проявляется с помощью воспитателя, не всегда устойчиво +
«Критерий» проявляется самостоятельно С
«Критерий» проявляется творчески Т

 

сюжетно-ролевая игра

  Критерии оценки Фамилия, имя, возраст ребенка
дата дата дата дата примечание
Сюжеты игр разнообразны          
Проявляет инициативу в создании новых сюжетов          
Придумывает «игры с продолжением»          
Предпочитаемые игровые темы          
Устойчивость игрового замысла          
Участвует в определении общего замысла игры до её начала          
Использует разнообразные способы распределения ролей (считалки, жребий и др.)          
Создаёт игровую обстановку в зависимости от замысла          
Включает трудовую или изобразительную деятельность в создание игровой обстановки          
Придумывает по ходу игры целостные сюжетные события          
Отражает в игре самостоятельно придуманные события на основе контаминации бытовых, литературных и фантазийных сюжетов          
В игре переплетаются разные сюжетные линии (многособытийность)          
Использует предметные игровые действия и действия с предметами-заместителями          
Передаёт в игре взаимоотношения между людьми          
Создаёт выразительный игровой образ          
Использует смену роли для развития сюжета          
Определяет словесно изображаемые события и место действия          
Любимые роли ребёнка, их «ведущий» или «второстепенный» статус          
Использует разнообразные способы привлечения внимания партнёров к себе          
Согласовывает игровые инициативы с партнёрами          
Доброжелателен в игровом общении с партнёрами          
Средняя продолжительность игры (в минутах)          

 

режиссёрская игра

  Критерии оценки Фамилия, имя, возраст ребенка
дата дата дата дата примечание
Участвует в индивидуальных режиссёрских играх          
Участвует в совместных режиссёрских играх          
Сюжеты игр разнообразны          
Придумывает «игры с продолжением»          
Предпочитаемые игровые темы          
Участвует в определении общего замысла игры до её начала          
Использует разнообразные способы распределения игровых персонажей (считалки, жребий и др.)          
Создает игровую обстановку          
Включает трудовую или изобразительную деятельность в создание игровой обстановки          
Сюжеты игр включают разнообразные ситуации          
Придумывает по ходу игры целостные сюжетные события          
Использует речь от имени игровых персонажей          
Передаёт в игре систему отношений между персонажами          
Использует средства выразительности для создания игрового образа          
Определяет словесно изображаемые события и место действия          
Любимые персонажи ребёнка, их «ведущий» или «второстепенный» статус          
Стремится к проявлению инициативы в организационном общении по поводу игры          
Согласовывает игровые инициативы с партнёрами          
Доброжелателен в игровом общении с партнёрами          
Средняя продолжительность игры (в минутах)          

 


 


[1] Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А.Репиной. – М.: Педагогика, 1987. С.20.

[2] Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Избранные психологические произведения в 2-х т.т.: Т. 1. - М.: Педагогика, 1983. - С. 303-323.

[3] Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред. Н.Н.Поддьякова, Н.Я.Михайленко. - М.: Педагогика, 1987.