Я младшая группа
Экспресс-диагностика игровой деятельности.
Ведущим методом экспресс-диагностики является наблюдение. Воспитатель осуществляет наблюдение за самостоятельными играми детей. Результаты наблюдения за поведением ребенка фиксируются при помощи диагностической карты (Приложение 1). Наблюдение за играми детей, организуется по следующим параметрам:
· Любят ли дети играть? (стремление играть, увлеченность игрой, эмоциональный фон игры)
· Какие сюжетно-ролевые и режиссерские игры являются любимыми у детей?
· Достаточно ли детям времени, которое отводится для игры?
· С какими игрушками дети любят играть больше всего?
· Насколько продолжительны игры?
· Насколько разнообразны сюжеты игр?
· Есть ли у ребенка любимые роли? Как часто он обращается к ним? С чем связано частое обращение к этим ролям?
· Есть ли в группе дети, которые постоянно играют вместе? С чем это связано? Какие отношения сложились между ними?
· Есть ли группе дети, которые играют в одиночку? С чем это связано?
· В чем заключаются индивидуальные проявления ребенка в игровой деятельности: любит сочинять сюжеты, любит разыгрывать роли, стремится быть организатором игр?
Данные наблюдения могут быть при необходимости дополнены диагностическими ситуациями. Диагностические ситуации создаются в том случае, если необходимые для регистрации проявления детей в игре не выявляются методом наблюдения. Диагностические ситуации носят проблемно-игровой характер, основанный на задачах образовательной программы. Диагностические ситуации включаются в педагогический процесс по мере решения задач развития игровой деятельности детей.
Примеры диагностических ситуаций:
Диагностическая ситуация 1. «Кукла спать хочет. Я её уложу баю-бай. И зайка спать хочет: «Уложи его»
Диагностическая ситуация 2.Включение в игру 2 взаимосвязанных ситуаций: «сварить кашу - покормить кукол»; «постирать-погладить бельё». Воспитатель подхватывает игровые действия ребёнка, затем вовлекает ребёнка в продолжение игрового действия («Я покормлю, а ты – уложи»).
Диагностическая ситуация 3. Воспитатель приписывает ответные реакции кукле, задаёт ей ответную роль. Игровая ситуация «купание куклы» За себя воспитатель говорит обычным голосом, за куклу - тоненьким. Привлекает ребёнка к выполнению игровых действий.
Диагностическая ситуация 4.Побуждать ребенка к поиску предметов заместителей при помощи проблемно-игровых ситуаций: «в кукольном уголке нет кроваток, как уложить спать кукол?» - построить кроватки из кирпичиков; «к кукле Маше пришли гости, а ложек на всех нет, где взять ложки?»
Диагностическая ситуация 5Разыгрывание сюжетных ситуаций «Поездка на автобусе, прогулка по лесу, угощение мороженым». Включение в игру «воображаемых действий» с воображаемыми предметами - расчёсывание расчёской, которой нет; облизывание воображаемого мороженого.
Диагностическая ситуация 6.Изучение предметного взаимодействия с детьми: Например, «Вася уже тарелку для каши приготовил. Маша положи кашу». «Серёжа нагружай кирпичики и перевози их Гале. Галя будет строить для куклы дом».