Средняя группа.
Я младшая группа.
Диагностическая ситуация 1. Ребёнок-«доктор», воспитатель приносит кукол-пациентов. Пациенты - разные: капризные, озорные, трусливые - в соответствии с личным опытом самого ребёнка. Изучается ролевое поведение «доктора». его ответные реакции.
Диагностическая ситуация 2. Воспитатель комментирует действия ребёнка:«Ты шофёр? У тебя автобус или такси? Довези меня, пожалуйста, до магазина». Пассажир разговаривает с водителем – какой марки машина, часто ли ломается, кто её чинит, куда она отправляется на ночь. Изучается способность вести ролевой диалог.
Диагностическая ситуация 3.Вспитатель подключает детей к игровому взаимодействию друг с другом. Какие ещё звери лечились у Айболита. Давай Наташа принесла… У него болит…Как Айболит жалел зверей?Изучается ролевое взаимодействие между детьми.
Диагностическая ситуация 4. Создается игровая проблемная ситуация:игрушки заболели, у мишки повязано ушко, а доктора нет: «Полечишь?» Вт, у меня и зеркальце есть (крупная пуговица, прикреплённая к резинке или баночка от крышки с детским соком и пипетка есть (счётная палочка). Изучается способность принимать роль, вести ролевой диалог с игрушкой. Использовать предметы-заместители.
Диагностическая ситуация 5.Разыгрывание бытовых и сказочных ситуаций при помощи мелкого игрового материала. Создание сюжета ведётся на основе словесного источника (использование строчек из потешек, произведений В.Берестова, Е.Благининой, и др.). Изучается способность включаться в режиссерскую игру, придвигать игрушки и озвучивать их.
Диагностическая ситуация 1. Воспитатель принимает на себя дополнительные роли, подключаясь к уже начатой игре ребёнка. Разыгрывает вместе с ребёнком ситуацию. Затем предлагает новую сюжетную ситуацию: «Давай, как будто нас остановил милиционер, проверить права; давай как будто я милиционер, проверяю права». Воспитатель обозначает новую игровую ситуацию, свою новую роль. Воспитатель «как милиционер» разворачивает ролевой диалог, возвращается к роли пассажира. Затем меняет роль - водитель соседней машины, разворачивает диалог. Изучается способность ребенка к смене роли по ходу игры.
Диагностическая ситуация 2. Воспитатель вовлекает в игру разных детей, передавая им свою (дополнительную) роль: «А теперь, давайте, Маша будет пациент». Изучается способность к смене ролей в игре со сверстниками.
Диагностическая ситуация 3. Игры-драматизации с игрушками по мотивам знакомых детям стихотворений и сказок («Девочка-рёвушка» А.Барто; «Маша обедает» С.Капутикян; «Красная шапочка» Ш.Перро; «Три медведя» Л.Толстого и др.) Воспитатель располагает игрушки на плоскости (столе, коврике, создавая ситуацию), предлагает ребёнку отгадать, из какой сказки игрушки, вспомнить или придумать, что было дальше. В процессе разыгрывания педагог пользуется ролевой и оценочной речью, подсказывает ребёнку реплики персонажей, побуждает к ролевой и оценочной речи: что сказал? Хороший или плохой? Изучается участие ребенка в режиссерской игре.