ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПОДСИСТЕМЫ САПР
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тульский государственный университет»
Политехнический институт
Кафедра"Автоматизированные станочные системы"
Ямникова О.А.
профессор каф. АСС, д.т.н.
по дисциплине
Направление подготовки: 230100 – «Информатика и вычислительная техника»
Специальность: 230104 «Системы автоматизированного проектирования»
Форма обучения: очная
Тула 2012
Рассмотрено на заседании кафедры "Автоматизированные
станочные системы
протокол №1 от "31" августа 2012 г.
Зав. кафедрой ________________________ А.Н. Иноземцев
Содержание
Лекция № 1. 5
1. ВВЕДЕНИЕ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ. Методы искусственного интеллекта, базы знаний, экспертные системы: искусственный интеллект как научное направление. 5
1.1. история искусственного интеллекта.Метод резолюции. 5
1.2. Основные направления исследований в области искусственного интеллекта. Предмет исследования искусственного интеллекта. 12
Лекция № 2. 15
1.3. Данные и знания. Базы знаний. 15
Лекция № 3. 17
2. Представление знаний и вывод на знаниях.. 17
2.1. Представление знаний, рассуждений и задач. Эпистомологическая полнота представления знаний и эвристически эффективные стратегии поиска решения задач. 17
2.2.Классификация моделей представления знаний. 18
2.2.1 Продукционные системы и методы поиска решений. 18
2.2.2 Семантические сети.Графовые и гиперграфовые модели. И-ИЛИ деревья. 19
2.2.3 Фреймовые модели представления знаний. 21
2.2.4 Формальные логические модели.Формальные системы.. 24
Лекция № 4. 25
3. ЛОГИКА ПРЕДИКАТОВ.. 25
3.1. Синтаксис и семантика. 26
3.1.1 Объектные переменные. 26
3.1.2. Функции. 27
3.1.3 Объектные константы.. 27
3.1.4. Термы.. 28
3.1.5. Предикатный символ. 28
3.1.6. Атомы.. 29
3.1.7. Кванторы.. 29
3.1.8. Равенство. 33
3.1.9. Аксиомы, теоремы, факты и цели. 34
Лекция № 5. 35
3.2. Представление задач в пространстве состояний. Переход от естественного языка к языку логики предикатов. 35
3.3. Постановка задачи для среды чудовища в логике предикатов. 37
Лекция № 6. 42
4. Вывод на знаниях. Сценарии. 42
4.1 Машина вывода.Автоматическое доказательство теорем.. 42
Лекция № 7. 46
4.2 Стратегии управления выводом.. 46
Какими методами можно повысить эффективность поиска решения? Эти методы определяются выбранной стратегией. 46
4.3 Прямой и обратный вывод. 46
4.4 Методы поиска в пространствах состояний. 48
Лекция № 8. 50
4.5. ВЫВОД В ЛОГИКЕ ПРЕДИКАТОВ.. 50
4.5.1.Исчисление предикатов первого порядка. 51
4.5.2 Пример прямого и обратного вывода в среде кубиков. 77
4.5.3. Полнота и непротиворечивость исчисления. 83
4.5.4. Вывод на основе правила резолюции. 85
Лекция № 9. 96
5. Экспертные системы: искусственный интеллект как научное направление. 96
5.1. Введение в экспертные системы. Определение и структура. 100
Лекция № 10. 103
5.2. Классификация иструктураэкспертныхсистем. Подсистемы накопления знаний, общения, объяснения. 103
Лекция № 11. 110
5.3. Коллектив разработчиков. 110
Лекция № 12. 116
5.4.Технология проектирования и разработки. Инструментальные средства проектирования, разработки и отладки. Этапы разработки; примеры реализации. 116
Лекция № 13. 127
5.5 Технологии инженерии знаний. 127
Лекции № 14-15. 132
5.5.2. Коммуникативные методы.. 132
Лекция № 16. 162
5.5.3 Текстологические методы.. 162
Лекция № 17. 167
5.5.4. Простейшие методы структурирования. 167