Загадки-описания».
Лото». Обычная игра в лото, но психолог молча поднимает картинку и ^отдает ее только в том случае, если ребенок правильно называет изображенный на ней предмет.
230. «Назови пять предметов». Ребенку предлагают назвать пять предметов: ^больших (маленьких); красных (зеленых, светлых, разноцветных и т.д.); квадратных (круглых, овальных); сладких (горьких, соленых, кислых); пушистых ^гладких, холодных) и т.д.
Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Еж.)
То рыжая, то серая, а по названию — белая. (Белка.)
Новая посудина, а вся в дырках. (Дуршлаг.)
Был шар бел. Ветер подул, и шар улетел. (Одуванчик.)
Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь. (Осел.)
232. «Нарисуй названный предмет». Предложите ребенку сначала изобразить предметы, которые значительно различаются по внешнему виду, функциональному назначению (стул, яблоко, дерево), а затем те, у которых отличительные признаки менее выражены (кастрюля, кружка, ковш). Обсудите с ним, чем отличаются эти предметы.
Далее ребенку предлагается по названному слову нарисовать предметы, которые четко различаются, например: дом, корабль, груша. Затем те, которые внешне похожи, например: часы, монета, солнышко; кот, котенок, львица; ромашка, пальма, роза; гитара, балалайка, скрипка. Обсудите: «В чем же их различия?»
233. «Найди и надпиши». Ребенка просят выделить нужный предмет (по картинкам или вербально) из группы функционально связанных предметов, например чайную чашку из посуды (чашка, блюдце, ложка и т.д.). Затем ему предлагается нарисовать чашку и сделать подпись-наименование.
234. «Текст с картинками». Чтение ребенком текста, в котором слова-наименования заменены соответствующими изображениями (рис. 24).
Хвастунишка
Ю. Дружников
Наступила весна. Пригрело. Вырос на поляне первый
А мимо него пробегал . «Ты кто?» — спросил