Построение выступления на защите

Оформление дипломной работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать.

Объем выпускной квалификационной работы – 50-85 страниц печатного текста, включая список литературы (объем приложения не учитывается);

Нумерация страниц сквозная, включая приложение;

Формат текста: Word for Windows – 98,2000. Формат страницы - А4 (210*297мм);

Шрифт: тип - Times New Roman; размер (кегль – 14);

Поля: слева 2,5 см, справа 1см, сверху – 2,5 см, снизу 2 см.

Межстрочный интервал – полуторный. Название главы пишется заглавными буквами. Между названием главы и текстом пустая строка.

Ссылки на литературу проставляются в квадратных или круглых скобках;

Список литературы – по алфавиту и в соответствии со всеми библиографическими требованиями.

Работа должна содержать иллюстративный материал, список литературных источников (работы последних лет), а также по возможности и зарубежные источники.

 

Обратимся к одной из важнейших составляющих дипломного исследования – к защите работы. Часто бывают случаи, что дипломное исследование очень хорошее, а его защита – невыразительная, вялая, что снижает общую оценку дипломного исследования студента. Поэтому к выступлению на защите своего исследования следует относится очень внимательно.

Общий план выступления.Обязательными моментами выступления, требующими хотя бы кратко­го освещения в докладе, являются следующие:

1. Цель и задачи исследования (не более 5 задач).

2. Методы и методики (в большинстве случаев достаточно лишь назвать).

3. Выборка (испытуемых, обследованных или респондентов): количе­ство, состав по полу и возрасту, уровень образования, профессиональная принадлежность (если эта характеристика значима). Если были взяты экс­периментальная и контрольная группы, то охарактеризовать их сходство и различие по существенным моментам.

4. Процедура исследования (в общих чертах).

5. Процедура обработки данных. Описание процедуры обработки дан­ных необходимо, только если использовалась оригинальная или малоизвес­тная методика. Часто достаточно лишь перечислить, какие именно показа­тели подсчитывались.

6. Основные результаты исследования. Лучше этот раздел структури­ровать в соответствии с последовательностью задач вашего исследования, а не с использованными способами обработки данных.

7. Выводы. Это важнейшая часть выступления, она требует тщательно­го продумывания.

Время для выступления от 10 до 12 минут. Желательно вслух проговорить выступление заранее и отметить затраченное время, чтобы скорректиро­вать объем доклада.

Типичные ошибки выступающего:

1. Выступающий обстоятельно доказывает актуальность исследования. Лучше исходить из того, что ваше выступление слушают и оценивают специалисты. Специалистам актуальность и новизна работы достаточно по­нятны без длительных объяснений. Если вы в выступлении называете зада­чи исследования, то степень актуальности становится еще яснее без раз­вернутого аргументирования.

2. Выступающий пространно характеризует современное состояние обсуждаемой проблемы.

Достаточно оценить состояние обсуждаемой проблемы, не переходя к развернутому анализу. При небольшом времени доклада обзор неизбежно получается фрагментарным.

3. В докладе отсутствуют выводы или они изложены излишне кратко. Если их нет, комиссия вправе полагать, что поставлен­ная в исследовании цель не достигнута.

Параметры, по которым оценивают выступление:

Параметры, по которым оценивают выступление:

1. Четкое, ясное изложение содержания. Доклад будет понятнее, если вы обращаетесь к общеизвестным фактам и положениям или если вы ссы­лаетесь на те гипотезы, методические приемы и собственные полученные данные, о которых уже сообщили слушателям. Следует избегать противо­речивой информации. Можно пожертвовать красотой литературного стиля и не употреблять в описании синонимы важнейших терминов, даже если они встречаются по нескольку раз в одной фразе.

2. Умение анализировать результаты, давать их психологическую ин­терпретацию, то есть объяснять выявленные факты на языке научных поня­тий и закономерностей, а не только на языке зафиксированных проявлений или языке количественных характеристик.

3. Умение отвечать на вопросы, демонстрируя знание своей работы и знание современного состояния той проблемы (раздела психологии), к ко­торой ваша работа относится.

Рекомендуется подготовить иллюстративный материал в виде схем, ди­аграмм, таблиц или корреляционных плеяд. Это особенно желательно, если у вас много количественных данных или если вы предложили классифика­цию, даете описание каких-либо видов, типов...

Иллюстративный материал может быть изготовлен на бумаге крупных форматов (А1 или А2) для размещения на стенде или размножен на листах формата А4 или A3 (по количеству членов аттестационной комиссии). Кроме того, для представления наглядности своего исследования можно использовать слайды.