Пример 2.

Тема: Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста (4-7 лет).

Пример 1.

Гипотеза исследования состоит в том, что:

● показатели личностного развития (Я-концепция, Образ-Я, самооценка, личностная рефлексия) связаны с творческим потенциалом и влияют на его реализацию;

● положительное отношение к себе и окружающему миру, развитая личностная рефлексия обусловливают развитие творческого мышления (креативности);

● стиль семейного воспитания, особенности детско-родительских отношений оказывают существенное влияние на темп и динамику развития личности ребенка и его творческого потенциала.

2. Тема: Влияние переживания критических ситуаций на развитие девиантного поведения подростков.

Гипотезы исследования:

механизм переживания критических ситуаций может лежать в основе развития девианого поведения, в котором переживание выступает как псевдопреодоление ситуации;

влияние переживания критических ситуаций представляет собой трансформацию личности и изменения в психологическом времени личности, результатом которых является развитие девиантного поведения как формы компенсации и защиты;

переживание критических ситуаций имеет процессуально-деятельностную сторону и ряд форм, на каждой из которых возможно как преодоление, так и псевдопреодоление ситуации.

Следующий раздел «аппарата исследования» - это теоретические основы исследования.Этот раздел может формулироваться в относительно произвольной форме. Здесь имеются ввиду не все те научные публикации, на которые ссылается студент-дипломник в своей работе. Речь идет об одной, двух, трех, от силы четырех концепциях крупных ученых-психологов (возможно из какой-либо другой области научного знания), которые действительно лежат в основании дипломного исследования. Если студент работает под руководством крупного ученого, тогда в основании дипломного исследования будет его научная концепция, теория, но возможно, не только одна. В качестве примера приведем следующую работу:

 

Тема:Половозрастные и гендерные особенности тенденции к манипулятивному поведению.

Теоретическими основами исследованияявились представления о междисциплинарной специфике и необходимости комплексного подхода при изучении социально-психологического феномена манипуляции и макевиаллизма. Основу такого подхода составили разработанные отечественными и зарубежными исследователями:

● системный подход к изучению индивидуальности и жизненного пути человека, концепции социально-психологической адаптации, социализации и периодизации взрослого периода жизни, развития социальной и личностной идентичности (Б.Г.Ананьев, Л.И.Анциферова, Л.И. Божович, А.А.Крылов, А.Л.Свенцицкй, Е.Ф.Рыбалко, В.А.Ядов и др.);

● социально-психологические подходы к рассмотрению макевиаллизма и манипуляции (Ф.М.Бурлацкий, Е.Л.Доценко, В.В.Знаков, Е.В.Сидоренко и др.);

● направление, опирающееся на учет динамического взаимодействия биологических, психосоциальных и социокультурных причинных факторов в развитии (Б.Г.Ананьев, Дж.Батчер, Л.С.Выготский, Е.П.Ильин, И.С.Кон и др.);

● базовые представления о существовании и протекании кризисных периодов жизни человека и баланс между непрерывностью и изменениями черт личности в течении жизни (Р.А.Ахмеров, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, В.И.Слободчиков и др.);

● интегративные подходы в области изучения дифференциальной и гендерной психологии и гендерной идентичности (Б.Г.Ананьев, Э.Берн, Л.Ф.Бурлачук, Е.П.Ильин, И.С.Клецина и др.).

 

Другими не менее важными разделами «аппарата исследования» выступают его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

Говоря оновизне идеи (темы исследования), нельзя забывать положение о том, что «не всякое новое прогрессивно, так же как и не всякое старое консервативно…новое сильно тем, что оно обычно несет в себе все прогрессивное старого, поэтому за ним будущее» (5, с.37).

Для большого количества наук, в том числе и для психологии, научнаяновизнапроявляется в наличии теоретических положений, которые впервые сформулированы и содержательно обоснованы, методических рекомендаций, которые внедрены в практику и оказывают существенное влияние на достижение новых психологических, педагогических и социально-психологических результатов.

Раздел «Новизна исследования» строится в формулировках: разработаны (основы чего-то), раскрыты (состав и структура чего-либо), обоснованы (положения о том-то и о том-то), определены (психологические условия чего-то), выявлены (совокупность чего-то), установлены (критерии…) и т.д. Ниже приведен пример описания научной новизны.

Тема: Влияние переживания критических ситуаций на развитие девиантного поведения подростков.

Научная новизна исследованиязаключается в том, что:

· выявлен механизм влияния переживания критических ситуаций на развитие девиантного поведения;

· девиантное поведение рассматривается как бессознательно выработанный и неадекватно используемый способ переживания ситуаций, выступая при этом как защитно-компенсаторное образование;

· в зависимости от влияния переживания критических ситуаций на личность и поведение были выделены пограничная, депрессивно-оппозиционная, напряженно-концентричная, напряженно-фобическая и тревожно-неустойчивая группы подростков с отклоняющимся поведением;

· было установлено, что переживание критических ситуаций имеет три формы (реактивная, совладающая и защитно-компенсаторная), на каждой из них возможно как преодоление, так и псевдопреодоление ситуации.

 

Оценивая теоретическую и практическую значимость выбранной темы, следует знать, что эта значимость зависит от того, какой характер имеет конкретное научное исследование. В качестве примера описания теоретической и практической значимости работы приведем следующий.

Тема: Субъективно-психологические факторы формирования родительства.

Теоретическая значимость исследования заключается в описании феномена «родительство» как интегрального психологического образования, его рассмотрение на индивидуальном и надындивидуальном уровнях; изучении психологической структуры родительства, взаимосвязи ее компонентов; выделении системы факторов, определяющих картину родительства в однодетных и двухдетных семьях.

Практическая значимость работы состоит в разработке технологии формирования осознанного родительства. Технология может использоваться в работе с родителями в развивающих, профилактических и коррекционных целях.

 

В главах основной части дипломной работы подробно рассматривается методика и техника исследования, а также проводится анализ полученных экспериментальных данных. Все материалы, не являющиеся важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложения.

Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме дипломной работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение студента сжато, логично и аргументировано излагать материал.

Дипломная работа заканчивается заключительной частью, которая представляет собой два самостоятельных раздела (главы). Это «Выводы» и «Заключение».

Обратимся к выводам. Выводы – это утверждения, выражающие в краткой форме содержательные итоги исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что получено самим автором. Частой ошибкой является то, что автор включает в выводы общепринятые в психологической науке положения – уже не нуждающиеся в доказательствах. Ошибочно полагать, что раздел «Выводы» может быть заменен разделом «Заключение». Выводы – это не перечисление того, что сделано, не организационные итоги: все поставленные в исследовании задачи решены или часть их (7).

Общие выводы лучше представить в тексте как самостоятельный раздел.

1. Количество выводов может быть разным, но лучше воспринимается количество, равное 5-7. При большем их количестве желательно вводить в перечень выводов дополнительное структурирование – разбивать их на группы по некоторому логическому основанию.

2. Выводы должны содержать оценку соответствия результатов поставленным задачам, оценку продвижения в решении проблемы.

3. Решение каждой из перечисленных в начале письменного изложения задач должно быть определенным образом отражено в выводах.

Выводы должны быть конкретными. Их пишут в форме утверждений. Например:

Тема: Влияние переживания критических ситуаций на развитие девиантного поведения подростков.

Выводы:

1. Механизм переживания критических ситуаций лежит в основе стилевых защитных автоматизмов, предполагающих использование подростками ситуационных защитных автоматизмов и копинг-стратегий, которые определяют индивидуальный стиль переживания, срабатывающий в ситуации психологической угрозы независимо от воли и желаний человека.

2. Переживание критической ситуации подразумевает трансформацию личности, благоприятность или неблагоприятность которой будет определяться либо преодолением, либо псевдопреодолением ситуации. Результатом псевдопреодоления критических ситуаций выступает отклоняющееся поведение как форма компенсации и защиты.

3. В переживании критических ситуаций подростками выделяются три формы: «реактивная», «совладающая» и «защитно-компенсаторная». В каждой из них возможно как преодоление, так и псевдопреодоление критической ситуации.

4. Процессуально-деятельностная сторона переживания критических ситуаций реализуется в системе «ситуация–личность-поведение». На поведенческом уровне процессуальный аспект переживания критических ситуаций представлен ситуационными защитными автоматизмами. Деятельностный аспект реализуется в копинг-стратегиях, «техниках жизни», компенсаторном поведении и стилевых защитных автоматизмах.

5. Переживание критической ситуации, влияя на психологическое время личности, отражается на временной перспективе и ретроспективе, тем самым формируя и изменяя индивидуальную концепцию психологического времени. При этом в психологическом времени могут возникать феномены «текущего», «фиксированного» или «дезактуализированного» настоящего, а также либо деиндивидуализация, либо индивидуализация (при переживании-преодолении ситуации) самосознания.

6. На основе механизма влияния переживания ситуаций были выявлены следующие группы подростков: пограничная, депрессивно-оппозиционная, напряженно-концентричная, напряженно-фобическая и тревожно-неустойчивая.

7. Мишенями коррекции девиантного поведения подростков выступают: в эмоциональной сфере – состояния, в этиологии которых лежит психотравмирующее переживание; в поведенческой сфере - это пассивное дезадаптивное и псевдоадаптивное копинг-поведение, предполагающее исход в виде дезадаптации, социальной изоляции и отклоняющегося поведения.

 

Заключение – это краткий обзор выполненного исследования, общая оценка эффективности выбранного подхода. В заключении автор может вновь обратиться к актуальности изучения проблемы в целом или ее отдельных аспектов, подчеркнуть перспективность использованного подхода, высказать предположение о возможных путях его модификации, поделиться мнением о необходимости апробировать иной исследовательский подход, о целессобразности применения тех или иных методов и методик, о полезности обращения к тем или иным контингентам испытуемых и т.п. В конце заключения следует указывать, чем завершена работа: получением научных данных о новых объектах, процессах, явлениях, закономерностях; разработкой научных основ, новых методов и принципов исследования; получением качественных и количественных характеристик явлений; составлением инструкций, руководящих материалов, рекомендаций, методик и т.д; внедрением в практику вновь созданных или усовершенствованных продуктов, разработок; получением прочих положительных результатов (7).

Эта часть дипломной работы выполняет роль концовки, обусловленной логикой проведения исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации. «Этот синтез – последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Именно здесь содержится так называемое «выводное» знание, которое является новым по отношению к исходному знанию» (5,с.62).

Это знание не должно подменяться механическим суммированием выводов, представляющих краткое резюме, а должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования. Они, в свою очередь, часто оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев. Их последовательность определяется логикой построения дипломного исследования; при этом указывается вытекающая из конечных результатов его научная новизна, теоретическая значимость и практическая ценность.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части дипломной работы, помещают в раздел «Приложения». По содержанию приложения очень разнообразны. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты.

«В приложения лучше вносить таблицы с теми данными, которые только лишь дополняют основные результаты. Таблицы с данными, занимающими центральное место в используемых вами доказательствах, надо поместить в основном тексте, как можно ближе к тем его частям, в которых вы обсуждаете полученные числовые результаты или какую-либо классификацию, представленную в табличной форме» (7, с.130).

В приложения нельзя включать библиографический список использованной литературы, вспомогательные указатели всех видов, справочные комментарии и примечания, которые являются не приложениями к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата дипломной работы, помогающими пользоваться только ее основным текстом.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения, они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.