Библиографический поиск научных источников и работа с научной литературой

 

Работа с литературой по изучаемой проблеме – обязательный компонент научно-исследовательской работы. Научная литература выступает в качестве средства поддержания существования и развития науки. Она служит, во-первых, средством распространения и хранения достигнутого научного знания, во-вторых, средством коммуникации, научного общения между учеными.

Знакомство с литературой по теме выпускной квалификационной работы начинается с разработки идеи – замысла предполагаемого психологического исследования, который находит свое выражение в теме и рабочем плане дипломной работы. Это позволяет более целеустремленно искать литературные источники по выбранной теме и глубже осмысливать тот материал, который содержится в опубликованных работах различных ученых-психологов, а также в научных публикациях по смежным дисциплинам. Объясняется это тем, что основные вопросы проблемы почти всегда заложены в более ранних исследованиях.

Следует продумать порядок поиска и приступить к составлению списка литературных источников по теме. Хорошо составленный список даже при беглом обзоре заглавий источников помогает охватить тему в целом. На основе этого уже в самом начале исследования возможно уточнить план.

Библиографию нужно вести самым тщательным образом, чтобы в дальнейшем не обращаться вновь и вновь к первоисточникам, когда на это уже не будет времени.

Вначале новые научные факты, идеи, теории появляются в публикуемых тезисах выступлений на научных конференциях, семинарах, съездах и других видах публикаций, осуществляемых наиболее быстро. Затем уже в систематизированном виде они переходят в научные статьи, публикуемые в научных журналах и сборниках.

После этого в еще более обобщенном, систематизированном и проверенном виде факты, идеи, теории публикуются в монографиях. И только фундаментальные, общие и неоднократно проверенные новые компоненты научного знания попадают в учебники – вузовские, а уж самые значительные - в школьные. Эту динамику движения научного знания необходимо учитывать в работе с научной психологической литературой, разграничивая литературные источники по степени их важности, достоверности и признанности в научном психологическом мире.

Искать необходимые литературные источники нужно в первую очередь в библиотечных каталогах (книги) и в последних номерах журналов за каждый год, где помещаются перечни всех статей, опубликованных в текущем году. Очень удобно использовать списки литературы, которые имеются в конце монографий, и списки цитированной литературы в различных научных журналах, посвященных выбранной вами проблематике.

Кроме того, целесообразно использовать реферативные издания, которые содержат публикации рефератов, включающих сокращенное изложение содержания первичных документов (или их частей) с основными фактическими сведениями и выводами. К реферативным изданиям относятся реферативные журналы, реферативные сборники, экспресс-информация, информационные листки.

Реферативные журналы в Российской Федерации по естественным и техническим наукам издает ВИНИТИ под общим заголовком «Реферативный журнал» (РЖ). РЖ ВИНИТИ – основное и самое распространенное в нашей стране реферативное издание, которое наиболее полно отражает всю мировую литературу по естествознанию и технике, публикуя рефераты, аннотации и библиографические описания, составляемые на статьи, монографии, сборники. Среди существующих научных изданий и прежде всего журналов отметим следующие: Психологический журнал, Мир психологии, Журнал практического психолога, Вопросы психологии, Вопросы философии, Вестник практической психологии образования и др.

Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам:

1. Общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению.

2. Беглый просмотр всего содержания.

3. Чтение в порядке последовательности расположения материала.

4. Выборочное чтение какой-либо части произведения.

5. Выписка представляющих интерес материалов.

6. Критическая оценка записанного, его редактирование и «чистовая» запись как фрагмента будущей дипломной работы.

Ф.А. Кузин (1999) рекомендует такой способ изучения – страницу тетради надо поделить пополам вертикальной чертой. С левой стороны делать выписки из прочитанного, а с правой – свои замечания, выделяя подчеркиванием слов особо важные места текста.

При изучении литературы не нужно стремиться только к заимствованию материала. Параллельно следует обдумать найденную информацию. Этот процесс должен совершаться в течение всей работы над темой, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения нового знания.

При изучении литературы по выбранной теме используется не вся информация, в ней заключенная, а только та, которая имеет непосредственное отношение к теме дипломного исследования и является потому наиболее ценной и полезной. Критерием оценки прочитанного является возможность его практического использования в исследовании.

В ходе исследования библиография работы будет разрастаться, и на завершающем этапе выступает как список цитируемой литературы. А.М. Новиков (1999) в этом отношении дает ряд технических советов:

Во-первых, не пытайтесь искусственно расширять этот список из «престижных» или каких-то иных соображений за счет работ, на которые нет прямых ссылок в тексте дипломного исследования.

Во-вторых, список цитированной литературы, расположенный в алфавитном порядке, неоднократно будет уточняться, нумерация неизбежно будет меняться; какие-то источники придется добавить, а что-то сократить. Могут появиться новые публикации, которые также необходимо вставить. Поэтому, печатая текст работы, даже в первом варианте желательно оставлять пустое место в скобках, где должен быть номер цитируемого источника, и вписывать его затем карандашом.