О МЕТОДАХ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ В ПСИХОЛОГИИ

Возрастная периодизация

Таблица 1

 

Название возраста Возрастной диапазон
Новорожденный 0-10 дней
Грудной 11 дней - 1 год
Раннее детство 1-3 года
Первый период детства 4-7 лет
Второй период детства 8-12 лет для мальчиков 8-11 лет для девочек
Подростковый 13-16 лет для мальчиков 12-15 лет для девочек
Юношеский 17-21 год для мужчин 16-20 лет для женщин
Средний (зрелый) возраст:
Первый период зрелости 22-34 года для мужчин 21-34 года для женщин
Второй период зрелости 35 - 59 лет для мужчин 35-54 года для женщин
Пожилой возраст 60 - 74 года для мужчин 55 - 74 года для женщин
Старческий возраст 75-89 лет для мужчин и женщин
Долгожители 90 лет и старше

Примечание.Верхняя граница возраста означает число полных лет плюс неполный год (все месяцы и дни до нового дня рождения).

 

Даже если рассмотрение возрастной специфичности феномена не вхо­дит в число исследовательских задач, не следует набирать испытуемых без соотнесения с какой-либо принимаемой вами периодизацией. В любой ру­кописной или опубликованной работе должны быть указаны: размах выборки по возрастным параметрам, средний возраст испытуемых (а нередко и более точные возрастные характеристики выборки).

Когда выборка укла­дывается в один или ряд определенных возрастных периодов, легче давать содержательную интерпретацию, поскольку в числе других можно более обоснованно использовать и положения, концепции, объяснительные схе­мы возрастной психологии. Но если выборка небольшая и в ней есть не­большое число испытуемых из разных возрастных групп, то из-за малочис­ленности каждой возрастной группы нет возможности сопоставить их между собой и нет возможности подтвердить или исключить существование воз­растных различий. При выборке, целиком укладывающейся в один возраст­ной период, есть определенное основание считать выявленные черты отно­сящимися к этому возрастному периоду, оставляя вопрос о возрастной ди­намике для следующего вашего или других авторов исследования. Если в число задач специально не входило изучение возрастной специфичности, то исследование можно будет считать в этом аспекте законченным.


 

В большинстве психологических исследований применение методов математической статистики бывает вызвано необходимостью установления достоверности отличий в контрольной и экспериментальной группах. Причем нередко студенты заимствуют друг у друга используемые статистические критерии достоверности различий, не ориентируясь, какой критерий можно и нужно использовать в том или ином случае.

Цель данного раздела – раскрыть наиболее часто используемые методы математической статистики, используемые в психологических исследованиях.