Шкалы оценки параметров процессуальной игры ребенка двух-трех лет
Параметры | Показатели параметров | Степени овладения параметрами: | Баллы |
Потребность в игре | Инициативность | Отсутствует: ребенок не играет по собственной инициативе даже после показа взрослого после показа взрослого. | |
Минимальная степень овладения: первые игровые действия совершаются по инициативе взрослого, собственные инициативные действия единичны. | |||
Недостаточная степень: ребенок начинает играть по собственной инициативе, но по ходу игры часто ждет инициативы взрослого. | |||
Максимальная степень овладения: ребенок сам разворачивает игру, выбирает сюжет, подбирает игровые атрибуты. | |||
Длительность игры | Отсутствие игры: в течение обеих диагностических проб ребенок не играет, занимается другими делами (манипулирует игрушками, общается со взрослым другим путем) поводам и т.д.). | ||
Минимальная степень длительности: большую часть времени ребенок занят предметными манипуляциями, игра занимает менее 5 минут. | |||
Недостаточная степень: процессуальная игра перемежается манипуляций с предметами, периоды игры и манипуляции приблизительно равны. | |||
Максимальная степень: большую часть времени ребенок занят процессуальной игрой. | |||
Характер игровых действий | Вариативность действий | Отсутствует: Ребенок совершает лишь один вид игровых действий (например, только причесывает куклу). | |
Минимальная степень овладения: ребенок совершает только 2-3 вида игровых действий (например, на протяжении всей игры подносит ложку ко рту куклы и поит ее из чашки). | |||
Недостаточная степень: ребенок опробует 2—3 варианта одного и того же действия (например, кормит куклу ложкой то из тарелки, то из кастрюльки) и 2-3 вида игровых действий (например, сначала варит в кастрюльке еду, затем кормит куклу, потом причесывает ее) . | |||
Максимальная степень овладения: Ребенок постоянно разнообразит игровые действия, каждый раз внося в них элементы новизны, варьируя порядок. | |||
Речевая активность | Отсутствует: Ребенок играет молча | ||
Минимальная степень овладения: Ребенок произносит несколько отдельных слов, обращенных к кукле или взрослому | |||
Недостаточная степень: Ребенок по ходу игры обращается к кукле и взрослому более развернутыми фразами словными высказываниями | |||
Максимальная степень овладения: Ребенок постоянно и развернуто обращается к персонажам игры и взрослому, объясняя смысл и порядок своих действий, планирует их последовательность, комментирует. |
Воображение | Использование предметов-заместителей | Минимальная степень овладения: Ребенок играет только реалистическими игрушками; замещениям взрослого не подражает; | |
Недостаточная степень: Ребенок предпочитает играть реалистическими игрушками, но иногда использует 1-2 разученных ранее или типичных для данного возраста замещения; | |||
Максимальная степень овладения: Ребенок постоянно включает в игру разнообразные предметы-заместители. Легко заменяет значение одного и того же предмета, придумывает оригинальные замещения. | |||
Принятие инициативы взрослого | Отсутствует: Ребенок не проявляет интереса к игре взрослого, не отвечает на его инициативу, продолжает манипулировать предметами. | ||
Недостаточная степень: Ребенок спокойно или с интересом наблюдает за игрой взрослого, но не присоединяется к ней. После показа совершает несколько подражаний и переходит к манипуляциям с предметами. | |||
Недостаточная степень: Ребенок с интересом наблюдает за игрой взрослого. После показа подражает его действиям | |||
Максимальная степень овладения: Ребенок сразу же с удовольствием присоединяется к игре взрослого, игра становится совместной. |
Расчет степени овладения параметром в баллах:
1. Степени овладения параметроминициативность в игре:
5-6 баллов – максимальная степень;
3- 4 балла – недостаточная степень овладения;
1-2 балла – минимальная степень;
0 баллов – параметр отсутствует, степень овладения не определяется.
2. Степени овладения параметромдлительность игры:
5-6 баллов – максимальная степень;
3- 4 балла – недостаточная степень овладения;
1-2 балла – минимальная степень;
0 баллов – параметр отсутствует, степень овладения не определяется.
3. Степени овладения параметромвариативность действий в игре:
5-6 баллов – максимальная степень;
3- 4 балла – недостаточная степень овладения;
1-2 балла – минимальная степень;
0 баллов – параметр отсутствует, степень овладения не определяется.
4. Степени овладения параметромречевая активность в игре:
5-6 баллов – максимальная степень;
3- 4 балла – недостаточная степень овладения;
1-2 балла – минимальная степень;
0 баллов – параметр отсутствует, степень овладения не определяется.
5. Степени овладения параметром использование предметов-заместителей:
5-6 баллов – максимальная степень;
3- 4 балла – недостаточная степень овладения;
1-2 балла – минимальная степень;
0 баллов – параметр отсутствует, степень овладения не определяется.
6. Степени овладения параметром принятие инициативы взрослого:
5-6 баллов – максимальная степень;
3- 4 балла – недостаточная степень овладения;
1-2 балла – минимальная степень;
0 баллов – параметр отсутствует, степень овладения не определяется.
Уровни развития процессуальной игры в баллах:
25 – 36 балл – высокий уровень
15 – 25 баллов – средний уровень
3 – 14 баллов – низкий уровень
0 – 2 балл – очень низкий, уровень не определяется.
[1]М.Питерси, Р.Трилор, Маленькие ступеньки: Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии: Кн. 4: Навыки общей моторики (пер. с англ. Грозной Н.) Изд. 2-е, Изд.: Ассоциация Даун Синдром, Общегуманитарных исследований Институт, 2001 г.