III. Диагностика развития процессуальной игры
Шкала оценки сенсорного развития ребенка двух-трех лет
Параметры | Степени овладения параметрами: | Баллы |
Цветовой гнозис | Отсутствует: Ребенок не ориентируется в цветах; делает много ошибок при раскладывании | |
Минимальная степень овладения: Допускает ошибки, путает 1-2 цвета | ||
Недостаточная степень овладения: Все шары правильно раскладывает по цветам, но при попытки назвать - путается, допускает ошибки | ||
Максимальная степень: Правильно определяет и называет все предложенные цвета, иногда может допустить одну-две ошибки. | ||
Наименование геометрических форм | Отсутствует: Не знает названия геометрических фигур | |
Минимальная степень овладения: Допускает 2-3 ошибки в определении геометрических фигур по названию; | ||
Недостаточная степень овладения: Правильно выбирает геометрическую фигуру, допускает ошибки при самостоятельном назывании фигур; | ||
Максимальная степень: Легко выбирает названную геометрическую фигуру, сам правильно называет основные фигуры | ||
Зрительно-пространственная ориентация | Отсутствует: Допускает большое количество ошибок при сборе пирамидки, определении большого и маленького кольца; | |
Низкий уровень: Показывает большое и маленькое кольцо, собирает пирамидку с 1-2 ошибками; | ||
Средний уровень: Может правильно собрать пирамидку из 5 частей, но не выкладывает кольца в дорожку | ||
Высокий уровень: Правильно собирает пирамидку, выкладывает кольца в дорожку от большого к маленькому |
Расчет степени овладения параметром в баллах:
1. Степень овладения параметромцветовой гнозис:
3 балла – максимальная степень;
2 балла – недостаточная степень овладения;
1 балл – минимальная степень;
0 баллов – параметр отсутствует, степень овладения не определяется.
2. Степень овладения параметромнаименования геометрических форм:
3 балла – максимальная степень;
2 балла – недостаточная степень овладения;
1 балл – минимальная степень;
0 баллов – параметр отсутствует, степень овладения не определяется.
3. Степень овладения параметромзрительно-пространственная ориентация:
3 балла – максимальная степень;
2 балла – недостаточная степень овладения;
1 балл – минимальная степень;
0 баллов – параметр отсутствует, степень овладения не определяется.
Уровни сенсорного развития ребенка в баллах:
8 – 9 балл – высокий уровень
5 – 7 баллов – средний уровень
2 – 4 баллов – низкий уровень
0 – 1 балл – очень низкий, уровень не определяется.
1. Параметры диагностики потребности в игре с сюжетными игрушками:
инициативность в игре;
длительность игры;
эмоциональное состояние в ходе игры.
2. Оценка степени развития воображения проводится на основе изучения особенностей использования ребенком двух-трех лет предметов-заместителей.
3. Принятие игровой инициативы взрослого.
Проводимое исследование основывается на понимание того, что третий год жизни — время расцвета процессуальной игры детей. Процессуальной игрой называются действия с игрушками, имитирующими людей, животных, реальные предметы, с помощью которых ребенок в условном плане воспроизводит знакомые ему по опыту действия взрослых или ситуации, почерпнутые из стихов, песен, мультфильмов и др. (например, готовит куклам еду, кормит, купает их, катает на машинке, стирает белье, строит из кубиков домик). Процессуальная игра — необходимый этап в возникновении сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.
Потребность в игре с сюжетными игрушками.Наличие у ребенка потребности в игре выявляется на основании следующих показателей: 1) инициативность в игре, 2) длительность игры.
Характер игровых действий.
В процессе обследования выделяются следующие показатели данного параметра:
- вариативность игровых действий, т. е. наличие разнообразных вариантов действий с предметами. Например, если ребенок 10 раз поднес ложку ко рту куклы, то вариативность равна 1, а если он сначала покормил куклу из тарелки, затем напоил из чашки, а потом уложил в кроватку, то число вариантов действий равно 3);
- речевая активность ребенка в игре (обращения к персонажам, сопровождение собственных действий высказываниями, объяснение своих действий взрослому, вопросы по ходу игры).
Развитие воображения. Основным показателем данного параметра является использованиеребенком предметов-заместителей.
Проводимое исследование основывается на понимание того, что использование предметов-заместителей - важнейшее приобретение в игровой деятельности детей. Оно чрезвычайно важно для развития наглядно-образного мышления ребенка, его творческих способностей, умения в будущем пользоваться абстрактными знаками и символами. При диагностике этого показателя воображения мы учитываем, что в начале и конце третьего года жизни имеются различия в уровне развития действий замещения. В начале третьего года жизни у ребенка, использующего какой-либо предмет вместо другого, не всегда есть четкое представление о том, какой именно предмет он замещает.
Таким образом, в первой половине третьего года жизни действие замещения может опережать его ясное осознание и словесное оформление. Дети, у которых хорошо развито воображение, часто находят оригинальные предметы-заместители, умеют отступать от стереотипного воспроизведения одного и того же сюжета, придумывают новые, подчас неожиданные его варианты.
Принятие игровой инициативы взрослого. Учитывая этот параметр, мы определяем «зону ближайшего развития» игровой деятельности, т. е. прогноза в развитии игры ребенка и его умственных способностей. Если ребенок проявляет слабый интерес к игрушкам, не владеет игровыми действиями и не пользуется предметами-заместителями, то включение логопеда в игровую ситуацию поможет понять, насколько ребенок готов к принятию нового для него вида деятельности и к продвижению в этой области. Иногда достаточно одного-двух показов игрового сюжета, для того чтобы ребенок увлекся игрой и начал активно осваивать новую для него сферу.
При оценке данного параметра учитываются такие показатели, как включение ребенка в совместную игру, подражание действиям взрослого.
Диагностические ситуации
Ситуация 1. «Индивидуальная игра»
Цель: определение уровня самостоятельной процессуальной игры ребенка.
Оборудование. «Уход за куклой». На маленьком детском столике располагаются атрибуты игры, соответствующие сюжету.
Игровой материал:
• реалистические игрушки: 1—2 персонажа игры (небольшая кукла в платье, шапочке, туфельках; собачка или медвежонок); набор посуды (2 тарелки, чашка, кастрюлька, ложка, вилка, нож); предметы туалета (зубная щетка, расческа, зеркальце, ванночка); кроватка.
• неоформленный материал, который может быть использован в качестве предметов-заместителей: несколько кубиков разных цветов, палочка, шарик, отдельные детали конструкторов или мозаик разной формы (квадратной, прямоугольной, круг, колечко), кусочек ткани, катушка, несколько больших пуговиц.
Процедура проведения обследования.
Проба проводится в знакомом ребенку помещении. Педагог присаживается рядом с малышом, показывает ему игрушки, вместе с ним разглядывает, называет их, давая ребенку возможность освоиться в ситуации. Иногда ребенок не сразу начинает процессуальную игру. Возможно, ему необходимо время, для того чтобы рассмотреть игрушки, поманипулировать ими. Убедившись, что ребенок чувствует себя комфортно, экспериментатор предлагает ему поиграть с игрушками, а сам располагается неподалеку от него таким образом, чтобы не мешать малышу играть, но иметь возможность наблюдать за его действиями и присоединиться к ним в случае необходимости.
Показатели игры фиксируются в течение 10 минут с начала первого игрового действия. Если в течение минуты ребенок не начинает играть, а ограничивается манипуляциями, взрослый может задать один —два наводящих вопросов, стимулирующих игру ребенка. Если же ребенок не реагирует на наводящие вопросы, продолжает манипулировать игрушками, взрослый переходит к следующей пробе. В случае, когда малыш сразу же вовлекает взрослого в процессуальную игру, взрослый также меняет порядок проб и начинает диагностику с ситуации «Совместная игра».
Ситуация 2. «Совместная игра»
Цели:определение уровня совместной игры ребенка со взрослым, выявление зоны ближайшего развития игры.
Оборудование:
• реалистические игрушки: 1—2 персонажа игры (небольшая кукла в платье, шапочке, туфельках; собачка или медвежонок); набор посуды (2 тарелки, чашка, кастрюлька, ложка, вилка, нож); предметы туалета (зубная щетка, расческа, зеркальце, ванночка); кроватка.
• неоформленный материал, который может быть использован в качестве предметов-заместителей: несколько кубиков разных цветов, палочка, шарик, отдельные детали конструкторов или мозаик разной формы (квадратной, прямоугольной, круг, колечко), кусочек ткани, катушка, несколько больших пуговиц.
Процедура проведения обследования.
Педагог присаживается рядом с ребенком и, обращаясь к кукле, спрашивает, не хочет ли она покушать. Ответив от ее лица, что она проголодалась, взрослый предлагает ребенку вместе с ним покормить куклу. Получив его согласие, взрослый начинает играть, стараясь вовлечь ребенка в совместное занятие, задавая наводящие вопросы, предлагая варианты игры, обращаясь к малышу от имени куклы и т. д.
Комментарии к процедуре обследования. При проведении обследования учитывается тот факт, что в некоторых случаях ребенок не использует в игре предметы-заместители, ограничиваясь игрой с реалистическими игрушками. Поэтому для диагностики игры выясняется, способен ли ребенок совершать действия замещения. С помощью наводящих вопросов экспериментатор стимулирует их поиск. Например, обращаясь к кукле: «Лялечка, ты хочешь конфетку?» Затем берет руку куклы и протягивает ее ребенку со словами: «Да, я очень люблю конфеты, дай мне, пожалуйста, конфетку». Озабоченно разглядывая стол, перебирает возможные предметы-заместители и приговаривает: «Где же у нас конфетка?» Затем обращается к ребенку: «Ваня, давай найдем конфетку для Лялечки. Что может быть конфеткой?» Предполагается, что в этом случае ребенок присоединяется к поиску и сам или с помощью экспериментатора находит подходящий предмет. После этого взрослый кормит куклу «конфеткой», изобразив ее удовольствие и благодарит ребенка от ее лица.
В том случае, когда ребенок играет молча, возникает проблема с интерпретацией тех или иных действий. Это относится, прежде всего, к использованию предметов-заместителей. Например, если малыш накрывает тарелкой лежащую на столе куклу, это может быть как случайной манипуляцией, так и замещением (тарелка может служить одеялом). В этом случае экспериментатор интересуется у ребенка, что он делает, задавая вопрос в косвенной форме. Например, если малыш только тем и занят, что режет ножом пластмассовые детали конструктора, у него не спрашивают: «Что ты сейчас делаешь?», а обращаются со словами: «Ты что-то режешь ножом, наверное, готовишь еду для куклы? Ей интересно, что же ты готовишь». Ответ ребенка поможет понять, какого рода действие он совершает. Если он скажет, что режет, к примеру, морковку, его действие соответствует параметру «использование предметов-заместителей». В данном случае не важно, что экспериментатор, возможно, подтолкнул ребенка к более четкому осознанию действия, главное, что ребенок понял и принял вопрос. Если же он не знает, что ответить, или говорит, что режет кубик, то данное действие не учитывается в качестве замещающего.