Диагностическая проба

Шкала оценки тонкой моторики рук ребенка двух-трех лет

Диагностическая проба

 

Цели:определение уровня овладения хватательным движением, способа захвата мелких предметов, умение складывать предметы в отверстие маленького диаметра.

Оборудование:мелкие бусинки, горох и т.п. рассыпанные по полу, бутылочка диаметром 1,5-2 см; кукла-Золушка.

Процедура проведения обследования:в большой оборудованной комнатепедагог предлагает ребенку помочь Золушке убраться в комнате, собрать все бусинки и горошинки в бутылочку.

 

Параметры Степени овладения параметрами: Баллы
  Захват мелких предметов     Отсутствует: Подгребает предмет к ладони и берет его при условии, что направление его руки изредка корректируется    
Минимальная степень овладения: Ребенок подгребает предмет к ладони и берет его без посторонней помощи. При этом все пальцы в виде «грабелек», большой противопоставляется остальным.
Недостаточная степень овладения: Пользуется большим пальцем с одной стороны и остальными с другой, чтобы схватить маленький предмет
Максимальная степень: Точный захват «в клещи».предмет захватывает большим пальцем и кончиком указательного, а остальные пальцы при этом подгибаются.
Вкладывание мелких предметов в емкость малого диаметра Отсутствует: Ребенок чаще всего не доносит предмет до емкости
Минимальная степень овладения: Не всегда получается попасть сразу в отверстие. Предмет либо не доносит до баночки, либо требуется посторонняя помощь
Недостаточная степень овладения: Допускает 2-3 ошибки, не сразу попадает в баночку.
Максимальная степень: Легко вкладывает изюминки, сразу попадает в отверстие, амплитуда движения руки оптимальна.

Расчет степени овладения параметром в баллах:

1. Степень овладения захватом мелких предметов:

3 балла – максимальная степень;

2 балла – недостаточная степень овладения;

1 балл – минимальная степень;

0 баллов – параметр отсутствует, степень овладения не определяется.

2. Степень овладения умениемвкладывать мелкие предметы в емкость малого диаметра:

3 балла – максимальная степень;

2 балла – недостаточная степень овладения;

1 балл – минимальная степень;

0 баллов – параметр отсутствует, степень овладения не определяется.

 

Уровни развития тонкой моторики в баллах:

5 – 6 балл – высокий уровень

3 – 4 баллов – средний уровень

1 – 2 баллов – низкий уровень

0 баллов – очень низкий, уровень не определяется.

 

Цели:определение уровня овладения знаниями об основных цветах, геометрических формах, величине предметов; уровне развития зрительно-пространственных ориентировок;

Оборудование:геометрические формы, шары 4 основных цветов, пирамидка из 5 колец разного цвета.

Процедура проведения обследования:педагог предлагает ребенку:

1) разложить шары в коробку соответствующего цвета, по возможности – назвать цвет;

2) выбрать нужную геометрическую фигуру;

3) собрать/разобрать пирамидку, выложить кольца от большого к маленькому, показать самое большое и самое маленькое кольцо.