Диагностическая проба
Шкала оценки тонкой моторики рук ребенка двух-трех лет
Диагностическая проба
Цели:определение уровня овладения хватательным движением, способа захвата мелких предметов, умение складывать предметы в отверстие маленького диаметра.
Оборудование:мелкие бусинки, горох и т.п. рассыпанные по полу, бутылочка диаметром 1,5-2 см; кукла-Золушка.
Процедура проведения обследования:в большой оборудованной комнатепедагог предлагает ребенку помочь Золушке убраться в комнате, собрать все бусинки и горошинки в бутылочку.
Параметры | Степени овладения параметрами: | Баллы |
Захват мелких предметов | Отсутствует: Подгребает предмет к ладони и берет его при условии, что направление его руки изредка корректируется | |
Минимальная степень овладения: Ребенок подгребает предмет к ладони и берет его без посторонней помощи. При этом все пальцы в виде «грабелек», большой противопоставляется остальным. | ||
Недостаточная степень овладения: Пользуется большим пальцем с одной стороны и остальными с другой, чтобы схватить маленький предмет | ||
Максимальная степень: Точный захват «в клещи».предмет захватывает большим пальцем и кончиком указательного, а остальные пальцы при этом подгибаются. | ||
Вкладывание мелких предметов в емкость малого диаметра | Отсутствует: Ребенок чаще всего не доносит предмет до емкости | |
Минимальная степень овладения: Не всегда получается попасть сразу в отверстие. Предмет либо не доносит до баночки, либо требуется посторонняя помощь | ||
Недостаточная степень овладения: Допускает 2-3 ошибки, не сразу попадает в баночку. | ||
Максимальная степень: Легко вкладывает изюминки, сразу попадает в отверстие, амплитуда движения руки оптимальна. |
Расчет степени овладения параметром в баллах:
1. Степень овладения захватом мелких предметов:
3 балла – максимальная степень;
2 балла – недостаточная степень овладения;
1 балл – минимальная степень;
0 баллов – параметр отсутствует, степень овладения не определяется.
2. Степень овладения умениемвкладывать мелкие предметы в емкость малого диаметра:
3 балла – максимальная степень;
2 балла – недостаточная степень овладения;
1 балл – минимальная степень;
0 баллов – параметр отсутствует, степень овладения не определяется.
Уровни развития тонкой моторики в баллах:
5 – 6 балл – высокий уровень
3 – 4 баллов – средний уровень
1 – 2 баллов – низкий уровень
0 баллов – очень низкий, уровень не определяется.
Цели:определение уровня овладения знаниями об основных цветах, геометрических формах, величине предметов; уровне развития зрительно-пространственных ориентировок;
Оборудование:геометрические формы, шары 4 основных цветов, пирамидка из 5 колец разного цвета.
Процедура проведения обследования:педагог предлагает ребенку:
1) разложить шары в коробку соответствующего цвета, по возможности – назвать цвет;
2) выбрать нужную геометрическую фигуру;
3) собрать/разобрать пирамидку, выложить кольца от большого к маленькому, показать самое большое и самое маленькое кольцо.