II. Исследование уровня сенсомоторного развития
1. Показатели состояния моторного развития ребенка двух-трех лет:
уровень развития общей мускулатуры: координация, согласованность, наличие/отсутствие добавочных движений;
уровень развития тонкой моторики пальцев рук: координация, согласованность, наличие/отсутствие добавочных движений, способ захвата мелких предметов.
2. Показатели сенсорного развития ребенка двух-трех лет:
состояние гностических функций: узнавание геометрических фигур и цветов;
уровень развития праксиса: ориентация в трехмерном пространстве и в двухмерном пространстве (на плоскости стола, на ковролинографе, расположенном вертикально относительно пола, горизонтально на полу).
Диагностика моторного развития включает исследование общей и мелкой моторики. Она основывается на понимание того, что:
общая моторика - это двигательная деятельность, которая осуществляется за счет работы крупных мышц тела. Навыки общей моторики в целом отличаются от навыков тонкой моторики, в которых главную роль играют мелкие мышцы руки и глаза, и все же их многое объединяет.
Моторное развитие ребенка происходит по вполне определенной схеме. Сначала ребенок учится управлять своей головкой, затем мышцами плеч, позже бедер. Когда он научится управлять этими крупными мышцами, он приобретет силу и устойчивость, необходимые для развития групп более мелких мышц - сначала локтей и коленей, затем запястий и лодыжек, и, наконец, кистей рук, стоп и языка. Именно эти мелкие мышцы несут ответственность за "качество" навыков, в то время как большие мышцы поддерживают равновесие ребенка.[1]
Умение держать равновесие. Умение хорошо сохранять равновесие очень важно для всех навыков общей моторики. Если малыш хорошо сохраняет равновесие, он будет уверенно вступать в игру со сверстниками, и не будет бояться, что его могут толкнуть. Он будет получать удовольствие от лесенок и горок на детской площадке, а не сторониться их.
Умение передвигаться по (через) бревнышкам. Подъем и спуск по ступенькам (по лестнице) развивает у ребенка силу и чувство равновесия. Умение преодолевать ступеньки пригодится малышу и в игре и при самостоятельном передвижении. Кроме того, это важно для безопасности ребенка в будущем, когда он станет старше и самостоятельнее.
Умения прыгать с высоты 15-20 см. Именно умение прыгать меняет переваливающуюся походку малыша, "везущего" ступни по поверхности, как будто он только что научился ходить, на уверенную ходьбу физически более развитого ребенка.