Шкала оценки параметров речевого развития детей
Параметры речевого развития | Степени овладения параметрами: | Баллы |
Активная речь | Отсутствует: Ребенок не произносит ни слова | |
Минимальная степень овладения: Ребенок повторяет за взрослым отдельные слова и предложения | ||
Недостаточная степень овладения: Ребенок самостоятельно произносит названия знакомых предметов и действий, может составить двусловное предложение | ||
Максимальная степень: Ребенок обращается с высказываниями ко взрослому, может составить 2-3 связных предложения | ||
Понимание речи взрослого | Отсутствует: Ребенок вообще не понимает речи взрослого | |
Минимальная степень овладения: Ребенок узнает знакомые предметы и животных по их названию, но не понимает слов, обозначающих признаки, действия и пр. | ||
Недостаточная степень овладения: Ребенок понимает обращенную к нему речь взрослого, легко находит нужные предметы и выполняет те действия, которые предлагает взрослый | ||
Максимальная степень: Ребенок понимает значение прилагательных и предлогов (под, над и др.). | ||
Способность к выполнению речевых инструкций взрослого | Отсутствует: Ребенок не реагирует на просьбы и обращения взрослого | |
Минимальная степень овладения: Ребенок выполняет только простые, одноактные инструкции, типа: «Дай кубик» | ||
Недостаточная степень овладения: Ребенок, как правило, выполняет двухактные инструкции и ориентируется на название признаков предмета | ||
Максимальная степень: Ребенок легко и охотно выполняет все инструкции взрослого, включая пространственное расположение предмета |
Расчет степени овладения параметром в баллах:
1. Степень овладения активной речью:
8-9 – баллов – максимальная степень;
5-7 баллов – недостаточная степень овладения;
2-4 балла – минимальная степень;
0-1 – параметр отсутствует, степень овладения не определяется.
2. Степень овладения пониманиемречи взрослых:
5-6 баллов – максимальная степень;
3- 4 балла – недостаточная степень овладения;
1-2 балла – минимальная степень;
0 баллов – параметр отсутствует, степень овладения не определяется.
3. Степень овладенияспособностью к выполнению речевых инструкцийвзрослого:
5-6 баллов – максимальная степень;
3- 4 балла – недостаточная степень овладения;
1-2 балла – минимальная степень;
0 баллов – параметр отсутствует, степень овладения не определяется.
Уровни развития речи в баллах:
16 – 21 балл – высокий уровень
9 – 15 баллов – средний уровень
2 – 8 баллов – низкий уровень
0 – 1 балл – очень низкий, уровень не определяется.
Обследование основывается на понимание того, что речевое развитие ребенка раннего возраста взаимосвязано с его когнитивным развитием. Поэтому в дополнение к обследованию речевого развития ребенка проводится анализ его предметно-практической деятельности, которая обслуживается языком (по методике С.Н. Цейтлин, 2000).