Шкала оценки параметров речевого развития детей

Параметры речевого развития Степени овладения параметрами: Баллы
  Активная речь Отсутствует: Ребенок не произносит ни слова
Минимальная степень овладения: Ребенок повторяет за взрослым отдельные слова и предложения
Недостаточная степень овладения: Ребенок самостоятельно произносит названия знакомых предметов и действий, может составить двусловное предложение
  Максимальная степень: Ребенок обращается с высказываниями ко взрослому, может составить 2-3 связных предложения
Понимание речи взрослого   Отсутствует: Ребенок вообще не понимает речи взрослого
  Минимальная степень овладения: Ребенок узнает знакомые предметы и животных по их названию, но не понимает слов, обозначающих признаки, действия и пр.
  Недостаточная степень овладения: Ребенок понимает обращенную к нему речь взрослого, легко находит нужные предметы и выполняет те действия, которые предлагает взрослый
  Максимальная степень: Ребенок понимает значение прилагательных и предлогов (под, над и др.).
  Способность к выполнению речевых инструкций взрослого     Отсутствует: Ребенок не реагирует на просьбы и обращения взрослого
  Минимальная степень овладения: Ребенок выполняет только простые, одноактные инструкции, типа: «Дай кубик»
  Недостаточная степень овладения: Ребенок, как правило, выполняет двухактные инструкции и ориентируется на название признаков предмета
  Максимальная степень: Ребенок легко и охотно выполняет все инструкции взрослого, включая пространственное расположение предмета

Расчет степени овладения параметром в баллах:

1. Степень овладения активной речью:

8-9 – баллов – максимальная степень;

5-7 баллов – недостаточная степень овладения;

2-4 балла – минимальная степень;

0-1 – параметр отсутствует, степень овладения не определяется.

2. Степень овладения пониманиемречи взрослых:

5-6 баллов – максимальная степень;

3- 4 балла – недостаточная степень овладения;

1-2 балла – минимальная степень;

0 баллов – параметр отсутствует, степень овладения не определяется.

3. Степень овладенияспособностью к выполнению речевых инструкцийвзрослого:

5-6 баллов – максимальная степень;

3- 4 балла – недостаточная степень овладения;

1-2 балла – минимальная степень;

0 баллов – параметр отсутствует, степень овладения не определяется.

Уровни развития речи в баллах:

16 – 21 балл – высокий уровень

9 – 15 баллов – средний уровень

2 – 8 баллов – низкий уровень

0 – 1 балл – очень низкий, уровень не определяется.

 

Обследование основывается на понимание того, что речевое развитие ребенка раннего возраста взаимосвязано с его когнитивным развитием. Поэтому в дополнение к обследованию речевого развития ребенка проводится анализ его предметно-практической деятельности, которая обслуживается язы­ком (по методике С.Н. Цейтлин, 2000).