Анализ усвоения и правильного воспроизведения автоматизированных временных рядов.
Лингвистические представления (пространство языка).
Анализируются:
Ø возможность словообразования, в том числе формирование сравнительных степеней прилагательных;
Ø подбор антонимов;
Ø понимание и формирование пассивных и других сложных речевых (лексико-грамматических) конструкций;
Ø понимание и формирование пространственно-временных и причинно-следственных речевых конструкций.
Оценивается: понимание и возможность оперирования сложными речевыми конструкциями, квазипространственными (в том числе пространственно-временными и причинно-следственными).
Последовательность исследования:
Формирование сравнительных степеней прилагательных.
Инструкция: «Подбери нужное слово: «Карандаш длинный, а линейка еще…», «Стул жесткий, а стол еще …», «Стол гладкий, а стекло еще …?»
Подбор слов-антонимов:
Инструкция: «Подбери слово противоположным смыслом:
«Стул жесткий, а подушка…?», «Карандаш короткий, а линейка…?»
Узнавание и понимание сложных, в том числе пассивных речевых конструкций.
Методика исследования: ребенок должен отнести услышанную фразу к тому или иному изображению, находящемуся на листе. Ребенок должен показать на листе то изображение, которое соответствует услышанной фразе.
Инструкция: «Покажи, где: мамина дочка…, дочкина мама. Хозяин коровы…, корова хозяина». «Покажи: скатертью накрыта клеенка…, мальчик спасен девочкой…, книгой накрыта газета…».
Оценивается правильное понимание сложных речевых конструкций, предъявляемых устно: «Бегемотом съеден крокодил, кто кого съел?», «Пароходом перевезен самолет, кто кого вез?».
Исследуется возможность правильно продолжить сложную речевую конструкцию: «Перед тем как придти домой мальчик…», «Вместо того, чтобы надеть сапоги, я…», «Из-за того, что было жарко, девочка…» и т.п.
Оценка сформированности «временных» рядов производится как в ситуации их последовательного воспроизведения, так и «вразбивку».
В первом случае ребенка просят перечислить последовательность времен года, месяцев, дней недели.
Во втором случае ребенок должен ответить на вопросы: «Перед осенью бывает…», «После зимы наступает…», «Перед средой бывает…», «После пятницы наступает…» и т.п.
Анализируется:
Ø четкость перечисления;
Ø наличие пропусков во временных рядах;
Ø нарушение их последовательности.
Обследование проводится индивидуально. Заполняется диагностическая карта (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Планирование занятий осуществляется в соответствии с результатами диагностики.
Проводятся как групповые, так и индивидуальные занятия в соответствии с логикой формирования пространственно-временных представлений. По итогам заключительной диагностики отслеживаются результаты проведенной работы и вносятся коррективы в программу занятий.