Основные показатели диагностики дизартрии
Таблица 2.12
Таблица 2.11
Дифференциальная диагностика дизартрии по степени поражения
Наиболее часто встречаемой формой дизартрии является псевдобульбарная (96%). Псевдобульбарную форму дизартрии дифференцируют по степени поражения (табл. 2.11, 2,12).
Знание неврологических основ логопедии поможет педагогу-логопеду осмысленно квалифицировать дефект, понять его структуру, этиологию, механизмы, патогенез и выбрать наиболее оптимальную, адекватную коррекционную методику с учетом резервных, компенсаторных возможностей каждого ребенка в отдельности, что обеспечит личностно-ориентированный подход при коррекции речевых нарушений.
Этиология (причины) | Дизартрия III степени (легкая) | Дизартрия II степени (средней тяжести) | Дизартрия 1 степени (тяжелая) |
Одностороннее поражение доминантного полушария, чаще левого, нижнего отдела передней центральной извилины | Одностороннее поражение моры доминантного полушария (чаще левого) в нижних постцентральных отделах коры головного мозга (к.г.м.) | При односторонних поражениях в нижних отделах премоторных областей коры головного мозга | |
Неврологический статус | 1. Возникает избирательный центральный корковый парез мышц артикуляционного аппарата чаще языка, что приводит к ограничению объема наиболее тонких изолированных движений, особенно затруднен подъем кончика языка вверх. 2. Избирательно повышается мышечный тонус, что чаще всего концентрируется в мышцах кончика языка. 3. В легких случаях нарушаются темп и плавность произношения | 1. Недостаточность кинетического праксиса. 2. Поиск нужного артикуляционного уклада, что замедляет темп, затрудняет плавность речи. 3. Испытывает трудности в ощущении и воспроизведении отдельных артикуляционных укладов. 4. Недостаточность лицевого гнозиса, особенно в области артикуляционного аппарата. Ребенок затрудняется в четкой локализации точечного прикосновения к определенным участкам лица, что является отличным симптомом для диагностика | 1. Отмечаются трудности в воспроизведении серии последовательных движений. 2. Недостаточность кинетического динамического праксиса, в результате дети испытывают большие трудности в автоматизации поставленных фонем, особенно слов со стечением согласных |
Речевой статус | Нарушаются темп, плавность речи. | Темп речи замедлен, из-за поиска артикуляционного уклада страдает плавность. | Речь напряженная из-за трудностей при воспроизведении серии последовательных движений. |
Произношение замедленное. | Нарушения звукопроизношения неоднозначны, непостоянны. | Аффрикаты распадаются на части: Ц=ТС, Ч= ТЬШ. | |
Какуминальные согласные: Ш, Ж,Р – отсутствуют уют или заменяются дорсальными С, 3, СВ, ЗВ, Т, Д, Н. | Наиболее часто страдают шипящие (Ш, Ж, Щ) и аффрикаты (Ч, Ц). | Щелевые звуки заменяются на смычные: С = Г, 3 = Д и т. д. (разлитой тетизм). При стечении согласных звуки опускаются. | |
Часто страдает Л, ЛЬ | Автоматизируются звуки с трудом. Речь долго остается нечеткой, смазанной | Возможна избирательность оглушения звонких согласных, преимущественно смычных |
Черепно-мозговые нервы | Дизартрия III степени, легкая | Дизартрия» степени, средняя | Дизартрия I степени, тяжелая |
III, IV, VI пары ч.м.н. - глазодвигательный, блоковый, отводящий | Грубых параличей нет. Возможен односторонний вариант косоглазия или слабость отводящего нерва. Причина - парез | Косоглазие, возможно двустороннее. Слабая аккомодация. Незначительный птоз (опущение века). Причина - парез | Наблюдается двустороннее сходящееся косоглазие. Зрачковая реакция недостаточная. Явный птоз. Причины - паралич. |
V пapa ч.м.н. - тройничный нерв обеспечивает активность жевательной мускулатуры | Акт жевания затруднен, замедлен. Пищу ребенок отправляет за щеку и длительно сосет | Акт жевания и глотания затруднен настолько, что пища скапливается во рту. Ребенок может подавиться | Акт жевания практически невозможен. Ребенок может употреблять только протертую пищу |
VII пара ч.м.н. - лицевой, обеспечивает иннервацию мимики лица, мускулатуру губ, щек, шеи | Отмечается сглаженность носогубных складок, реже одной. Произвольные движения смазаны. Артикуляция вялая | Артикуляция чрезмерно вялая. Носогубные складки отсутствуют, реже еле намечены с одной стороны (чаще слева). Легкая асимметрия лица | Лицевая мускулатура практически неподвижна. Лицо маскообразное. Стойкая асимметрия лица, губ, парез круговой мышцы, в результате рот в покое приоткрыт |
IX пара ч.м.н. - языкоглоточный нерв иннервирует мягкое небо, корень языка частично - голосовые связки, надгортанник | Точные движения языка затруднены, Возможна незначительная назализация, дисфония. Голосоподача мягкая | Голосоподача жесткая, голос затухающий. Часто наблюдается дисфония. Слабый небноглоточный затвор, в результате назализация. Отмечается девиация языка, легкие гиперкинезы. | Голос слабый, прерывистый, до полного исчезновения или резкий. Причина - неравномерность смыкания голосовых связок. Язык колообразный, стойкая асимметрия, возможна полная или частичная атрофия |
XII пара ч.м.н. - подъязычный нерв обеспечивает тонкие, дифференцированные движения языка | Язык по средней линии симметричен. Кончик языка сформирован, ярко выражен, но дифференцированные движения затруднены. Из-за пареза повышена утомляемость, отмечается слабость Цианичность языка | Язык широкий, недостаточно подвижен, кончик плохо выражен. Отмечается девиация. Отсутствует точность движений. Наблюдается частичный боковой парез, что провоцирует боковой сигматизм, парез кончика языка - призубный, а сочетание пареза языка и губ приводит к межзубному сигматизму звуков | Язык массивный, толстый, колообразный; подвижность затруднена, ребенок «еле ворочает языком», «говорит, будто каша во рту». Возможна атрофия языка, стойкая асимметрия, цианичность. Иногда гиперкинезы настолько сильный, что делают речь невозможной |
Основными показателями при диагностике дизартрии по степени поражения являются мимика, дыхание, голосообразование, рефлекторные движения языка, его формоположения, удержание артикуляционной позы; произвольные движения языком, губами; мягкое небо, гиперкинезы, оральные синкинезии, звукопроизношение (табл. 2.13).
Таблица 2.13
Показатели | Дизартрия 111 степени — стертая форма | Дизартрия II степени — средней тяжести | Дизартрия 1 степени — тяжелая форма |
1. Мимика | Выразительная симметричная. Наблюдается полный контроль за мимикой, управляемость ее | Маловыразительная. Незначительная асимметрия лица. Недостаточный контроль за положением губ' в покое рот приоткрыт | Стойкая гипомимия, тяжелые случаи—амимия лица, асимметрия. Произвольные мимические движения затруднены, наблюдаются синкинезии. Рот постоянно открыт, язык выходит за пределы рта |
2. Дыхание | Тип дыхания смешанный: грудобрюшной. Обе половины работают равномерно | Дыхание поверхностное, ключичное, возможна аритмия | Дыхание слабое, поверхностное, аритмичное. Выдох ослаблен, затруднено задувание спички |
3. Голосообразование | Голосоподача мягкая. Голосодыхательная струя в полном объеме, длительная | Голосоподача жесткая, голос затухающий. Голосовые связки полностью не смыкаются (парез) | Голос слабый, прерывистый, затухающий, до полного исчезновения. Возможна афония. Смыкание голосовых связок неравномерно, что отражается на голосе от тихого, до резких выкриков) |
4. Рефлекторные движения языка | В полном объеме, достаточном темпе (жевание, облизывание губ) | Объем и темп несколько ограничены, отмечается истощае-мость речевых функций | Стойкие ограничения движений, объема, темпа (пожуй, оближи варенье) |
5. Формо-положения языка | По средней линии. Кончик ярко выражен | Широкий, кончик не сформирован, девиация языка (отклоняется в здоровую сторону) | Стойкая асимметрия, колообразный или патетичный с односторонней атрофией |
6. Удержание артикуляционной позы | Без труда под счет до 10 и более. Цианичность отсутствует. Незначительная саливация | Удерживается до 10, но наблюдаются элементы беспокойства, тремора, цианичности, саливации | Удерживается до 5 с трудом. При спастической и гиперкинетической формах дизартрии — ярко выражен тремор, возбуждение. При паретичной —язык выходит за пределы рта |
7. Произвольные движения языка | Все движения — в полном объеме и темпе, незначительные нарушения дифференцированных артикуляционных движений | Легкая асимметрия. Темп замедлен. Затруднена смена артикуляционных движений. Отмечается истощаемость речевых функций | Стойкая асимметрия языка. Переход от одного артикуляционного уклада к другому затруднен настолько, что речь становится малопонятной, «говорит будто каша во рту» |
8. Мягкое небо | Расположено по средней линий. При кашле, на твердой атаке активно сокращается | Асимметрично, паретично. В результате возможна легкая назальность | Мягкое небо паретично настолько, что небноглоточный затвор не образуется, отмечается утечка воздуха, в результате сильная назальность |
9. Произвольные движения губ: трубочка, вибрация, улыбка | Симметричны, осуществляются в полном объеме и темпе. Возможны движения с сопротивлением | Асимметричны в здоровую сторону, движения выполняются в замедленном темпе. Движения с сопротивлением затруднены | Асимметрия. Темп значительно замедлен. Объем резко ограничен. Сопротивление отсутствует |
10. Гиперкинезы | Отсутствуют | Непостоянны | Постоянные, гиперкинезы затрудняют речь |
11. Оральные синкинезии | Отсутствуют | Непостоянны, слабо выражены | Постоянны, при попытке к речи усиливаются, затрудняют общение |
12. Произношение | Изолированно все звуки в норме, но в спонтанной речи отмечается смазанность во всех фонетических группах | Возможно правильное, но отмечается неразборчивость, страдают определенные группы звуков | Чаще наблюдаются искажения (межзубный, боковой сигматизмы), голос приобретает назальный оттенок, страдает просодика: тембр, интонация, темп, выразительность |