Основные показатели диагностики дизартрии

Таблица 2.12

Таблица 2.11

Дифференциальная диагностика дизартрии по степени поражения

Наиболее часто встречаемой формой дизартрии является псевдобульбарная (96%). Псевдобульбарную форму дизартрии дифференцируют по степени поражения (табл. 2.11, 2,12).

Знание неврологических основ логопедии поможет педагогу-логопеду осмысленно квалифицировать дефект, понять его структуру, этиологию, механизмы, патогенез и выбрать наиболее оптимальную, адекватную коррекционную методику с учетом резервных, компенсаторных возможностей каждого ребенка в отдельности, что обеспечит личностно-ориентированный подход при коррекции речевых нарушений.

 

Этиология (причины) Дизартрия III степени (легкая) Дизартрия II степени (средней тяжести) Дизартрия 1 степени (тяжелая)
Одностороннее поражение доминантного полушария, чаще левого, нижнего отдела передней центральной извилины Одностороннее поражение моры доминантного полушария (чаще левого) в нижних постцентральных отделах коры головного мозга (к.г.м.) При односторонних поражениях в нижних отделах премоторных областей коры головного мозга
Неврологический статус 1. Возникает избирательный центральный корковый парез мышц артикуляционного аппарата чаще языка, что приводит к ограничению объема наиболее тонких изолированных движений, особенно затруднен подъем кончика языка вверх. 2. Избирательно повышается мышечный тонус, что чаще всего концентрируется в мышцах кончика языка. 3. В легких случаях нарушаются темп и плавность произношения 1. Недостаточность кинетического праксиса. 2. Поиск нужного артикуляционного уклада, что замедляет темп, затрудняет плавность речи. 3. Испытывает трудности в ощущении и воспроизведении отдельных артикуляционных укладов. 4. Недостаточность лицевого гнозиса, особенно в области артикуляционного аппарата. Ребенок затрудняется в четкой локализации точечного прикосновения к определенным участкам лица, что является отличным симптомом для диагностика 1. Отмечаются трудности в воспроизведении серии последовательных движений. 2. Недостаточность кинетического динамического праксиса, в результате дети испытывают большие трудности в автоматизации поставленных фонем, особенно слов со стечением согласных
Речевой статус Нарушаются темп, плавность речи. Темп речи замедлен, из-за поиска артикуляционного уклада страдает плавность. Речь напряженная из-за трудностей при воспроизведении серии последовательных движений.
Произношение замедленное. Нарушения звукопроизношения неоднозначны, непостоянны. Аффрикаты распадаются на части: Ц=ТС, Ч= ТЬШ.
Какуминальные согласные: Ш, Ж,Р – отсутствуют уют или заменяются дорсальными С, 3, СВ, ЗВ, Т, Д, Н. Наиболее часто страдают шипящие (Ш, Ж, Щ) и аффрикаты (Ч, Ц).   Щелевые звуки заменяются на смычные: С = Г, 3 = Д и т. д. (разлитой тетизм). При стечении согласных звуки опускаются.
Часто страдает Л, ЛЬ Автоматизируются звуки с трудом. Речь долго остается нечеткой, смазанной Возможна избирательность оглушения звонких согласных, преимущественно смычных
Черепно-мозговые нервы Дизартрия III степени, легкая Дизартрия» степени, средняя Дизартрия I степени, тяжелая
III, IV, VI пары ч.м.н. - глазодвигательный, блоковый, отводящий Грубых параличей нет. Возможен односторонний вариант косоглазия или слабость отводящего нерва. Причина - парез Косоглазие, возможно двустороннее. Слабая аккомодация. Незначительный птоз (опущение века). Причина - парез Наблюдается двустороннее сходящееся косоглазие. Зрачковая реакция недостаточная. Явный птоз. Причины - паралич.
V пapa ч.м.н. - тройничный нерв обеспечивает активность жевательной мускулатуры Акт жевания затруднен, замедлен. Пищу ребенок отправляет за щеку и длительно сосет Акт жевания и глотания затруднен настолько, что пища скапливается во рту. Ребенок может подавиться Акт жевания практически невозможен. Ребенок может употреблять только протертую пищу
VII пара ч.м.н. - лицевой, обеспечивает иннервацию мимики лица, мускулатуру губ, щек, шеи Отмечается сглаженность носогубных складок, реже одной. Произвольные движения смазаны. Артикуляция вялая Артикуляция чрезмерно вялая. Носогубные складки отсутствуют, реже еле намечены с одной стороны (чаще слева). Легкая асимметрия лица Лицевая мускулатура практически неподвижна. Лицо маскообразное. Стойкая асимметрия лица, губ, парез круговой мышцы, в результате рот в покое приоткрыт
IX пара ч.м.н. - языкоглоточный нерв иннервирует мягкое небо, корень языка частично - голосовые связки, надгортанник Точные движения языка затруднены, Возможна незначительная назализация, дисфония. Голосоподача мягкая Голосоподача жесткая, голос затухающий. Часто наблюдается дисфония. Слабый небноглоточный затвор, в результате назализация. Отмечается девиация языка, легкие гиперкинезы. Голос слабый, прерывистый, до полного исчезновения или резкий. Причина - неравномерность смыкания голосовых связок. Язык колообразный, стойкая асимметрия, возможна полная или частичная атрофия
XII пара ч.м.н. - подъязычный нерв обеспечивает тонкие, дифференцированные движения языка Язык по средней линии симметричен. Кончик языка сформирован, ярко выражен, но дифференцированные движения затруднены. Из-за пареза повышена утомляемость, отмечается слабость Цианичность языка Язык широкий, недостаточно подвижен, кончик плохо выражен. Отмечается девиация. Отсутствует точность движений. Наблюдается частичный боковой парез, что провоцирует боковой сигматизм, парез кончика языка - призубный, а сочетание пареза языка и губ приводит к межзубному сигматизму звуков Язык массивный, толстый, колообразный; подвижность затруднена, ребенок «еле ворочает языком», «говорит, будто каша во рту». Возможна атрофия языка, стойкая асимметрия, цианичность. Иногда гиперкинезы настолько сильный, что делают речь невозможной

 

Основными показателями при диагностике дизартрии по степени поражения являются мимика, дыхание, голосообразование, рефлекторные движения языка, его формоположения, удержание артикуляционной позы; произвольные движения языком, губами; мягкое небо, гиперкинезы, оральные синкинезии, звукопроизношение (табл. 2.13).

Таблица 2.13

Показатели Дизартрия 111 степени — стертая форма Дизартрия II степени — средней тяжести Дизартрия 1 степени — тяжелая форма
1. Мимика Выразительная симметричная. Наблюдается полный контроль за мимикой, управляемость ее Маловыразительная. Незначительная асимметрия лица. Недостаточный контроль за положением губ' в покое рот приоткрыт Стойкая гипомимия, тяжелые случаи—амимия лица, асимметрия. Произвольные мимические движения затруднены, наблюдаются синкинезии. Рот постоянно открыт, язык выходит за пределы рта
2. Дыхание Тип дыхания смешанный: грудобрюшной. Обе половины работают равномерно Дыхание поверхностное, ключичное, возможна аритмия Дыхание слабое, поверхностное, аритмичное. Выдох ослаблен, затруднено задувание спички
3. Голосообразование Голосоподача мягкая. Голосодыхательная струя в полном объеме, длительная Голосоподача жесткая, голос затухающий. Голосовые связки полностью не смыкаются (парез) Голос слабый, прерывистый, затухающий, до полного исчезновения. Возможна афония. Смыкание голосовых связок неравномерно, что отражается на голосе от тихого, до резких выкриков)
4. Рефлекторные движения языка В полном объеме, достаточном темпе (жевание, облизывание губ) Объем и темп несколько ограничены, отмечается истощае-мость речевых функций Стойкие ограничения движений, объема, темпа (пожуй, оближи варенье)
5. Формо-положения языка По средней линии. Кончик ярко выражен Широкий, кончик не сформирован, девиация языка (отклоняется в здоровую сторону) Стойкая асимметрия, колообразный или патетичный с односторонней атрофией
6. Удержание артикуляционной позы Без труда под счет до 10 и более. Цианичность отсутствует. Незначительная саливация Удерживается до 10, но наблюдаются элементы беспокойства, тремора, цианичности, саливации Удерживается до 5 с трудом. При спастической и гиперкинетической формах дизартрии — ярко выражен тремор, возбуждение. При паретичной —язык выходит за пределы рта
7. Произвольные движения языка Все движения — в полном объеме и темпе, незначительные нарушения дифференцированных артикуляционных движений Легкая асимметрия. Темп замедлен. Затруднена смена артикуляционных движений. Отмечается истощаемость речевых функций Стойкая асимметрия языка. Переход от одного артикуляционного уклада к другому затруднен настолько, что речь становится малопонятной, «говорит будто каша во рту»
8. Мягкое небо Расположено по средней линий. При кашле, на твердой атаке активно сокращается Асимметрично, паретично. В результате возможна легкая назальность Мягкое небо паретично настолько, что небноглоточный затвор не образуется, отмечается утечка воздуха, в результате сильная назальность
9. Произвольные движения губ: трубочка, вибрация, улыбка Симметричны, осуществляются в полном объеме и темпе. Возможны движения с сопротивлением Асимметричны в здоровую сторону, движения выполняются в замедленном темпе. Движения с сопротивлением затруднены Асимметрия. Темп значительно замедлен. Объем резко ограничен. Сопротивление отсутствует
10. Гиперкинезы Отсутствуют Непостоянны Постоянные, гиперкинезы затрудняют речь
11. Оральные синкинезии Отсутствуют Непостоянны, слабо выражены Постоянны, при попытке к речи усиливаются, затрудняют общение
12. Произношение Изолированно все звуки в норме, но в спонтанной речи отмечается смазанность во всех фонетических группах Возможно правильное, но отмечается неразборчивость, страдают определенные группы звуков Чаще наблюдаются искажения (межзубный, боковой сигматизмы), голос приобретает назальный оттенок, страдает просодика: тембр, интонация, темп, выразительность