Комплексный метод речевой диагностики
Обработка и интерпретация результатов.
Изучение уровня практического осознания элементов речи
Задания:
1. Скажи одно слово.
2. а) Произнеси один звук, б) Сколько звуков в слове «дом»? в) Назови звуки в этом слове.
3. а) Скажи одно предложение, б) Сколько слов в предложении «Дети любят играть»? в) Назови первое слово, второе, третье.
Оценка: высшая общая оценка составляет 7 баллов. Ответы оцениваются как верные (1 балл) и неверные (0 баллов).
Результаты обследования заносятся в табл. 2.8:
Таблица 2.8
Фамилия, имя ребенка | Количественная оценка в баллах | Общая оценка | ||
выделение слова | фонемный анализ | анализ предложений | ||
Оценка в 7 баллов соответствует высокому, 3—4 балла — среднему и меньше 3 — низкому уровню осознания языковых элементов.
Вывод об уровне речевого развития детей, их готовности к школьному обучению делается на основе суммарной оценки развития всех обследованных сторон речи.
Совпадение качественных оценок указывает на общую оценку уровня речевого развития: высокий, средний или низкий. В случаях несовпадения учитывается преобладание определенных оценок и вводятся промежуточные уровни: выше среднего или ниже среднего. Например, если совпадают 4 высоких уровня и 2 средних, итоговой оценкой будет — уровень выше среднего.
Таким образом, по результатам итоговой оценки ребенок может быть отнесен к одному из пяти уровней речевого развития, речевой готовности к школе; высокому, выше среднего, среднему, ниже среднего, низкому. Результаты обследования могут быть оформлены в итоговой таблице
(табл. 2.9):
Таблица 2.9
Фамилия, имя ребенка | Возраст | Уровни развития | Уровень речевой готовности к школе | |||||
Речевая коммуникация | Связная речь | Словарь | Грамматика | Произношение | Практич. Осознание языка | |||
1-й тест. Словесные ассоциации к определенному слову.
Задача: «Будем играть в игру со словами. Я произнесу одно слово, а ты скажешь другое — какое захочешь».
1. Стул-... 2. Мяч-... 3. Иван-... 4. Зайчик-... 5. Пою-...
6. Красный-...
Оценка: по крайней мере 3 верных ответа (т. е. адекватные слову-раздражителю ассоциации).
2-й тест. Ассоциативное дополнение слова в предложении — подбор и активное употребление имен существительных.
1. Ребенок толкает- 2. Девочка качает.»
3. Зайчик хрупает... 4. Мама стирает...
5. Девочка поливает...
Оценка: 5 верных ответов.
3-й тест. Подбор и активное употребление глаголов.
1. Что делает зайчик? 2. Что делает ребенок?
3. Что делает петух? 4. Что делает мама? 5. Что делает папа?
Оценка: 5 верных ответов.
4-й тест. Подбор и активное употребление имен прилагательных.
1. Какое яблоко? 2. Какая собака? 3. Какой слон?
4. Какая зима? 5. Какие цветы? Оценка: 5 верных ответов.
5-йтест. Практическое применение грамматических (морфологических)правил изменения слов.
1. Как называют маленький стул? А если их много?
2. Как называют маленькую собаку? А если их много?
3. Как говорят о маленьком яблоке? А если их много? Оценка: 2 верных ответа.
б -й тест. Составление предложения по одному данному слову.
1. Мальчик. 2. Кукла. 3. Мишка.
Оценка: 2 верных ответа.
7-й тест. Составление предложения по 3-м заданным словам.
1. Кукла, девочка, платье. 2. Тетя, плита, пища.
3. Дядя, грузовик, дрова.
Оценка: 2 верных ответа.
8-й тест. Ассоциативное дополнение придаточной части в сложноподчиненном предложении — раскрытие логического вербального мышления.
1. Он вышел, когда...
2. Он не пошел на прогулку, потому что...
3. Он не вышел во двор, куда-
4. Он не взял игрушку, которая... Оценка: 3 верных ответа.
9-й тест. Открытие и исправление грамматических ошибок посредством переконструирования предложения — обнаружение чутья к грамматической правильности.
Задача: «Я произнесу несколько предложений, а ты будь внимательным, так как в них есть ошибки. Можешь их исправить?»
1. Он ушла на реку.
2. Там увидел маленький рыбку.
3. Потом бросил один камни.
4. Из реки выпрыгнула зеленый лягушка.
Оценка: 3 верных ответа (исправление можно сделать по любым из двух возможных способов переконструирования).
10-й тест. Словесное объяснение определенного действия в его последовательности.
Задача: 1. «Объясни мне, как из этих кубиков можно сделать домик». 2. «Объясни, как играть в прятки или в игру, которую ты знаешь и любишь».
Оценка: полное и понятное объяснение одной из задач.
11-й тест. Практическое осознание основных языковых элементов.
1. Назови одно слово! 2. Произнеси один звук!
3. Скажи одно предложение!
Оценка: 3 верных ответа.
12-й тест. Произвольное и сознательное построение устного высказывания.
Задача: «Давай поиграем в игру «Запрещенные слова»? Я буду спрашивать тебя о чем-либо, а ты мне должен отвечать, не употребляя при составлении предложения запрещенные слова».
1. Что любит зайчик? (Запрещенные слова: зайчик, морковь).
2. Что делает собака? (Запрещенные слова: собака, лает).
3. Какая лиса? (Запрещенные слова: лиса, хитрая). Оценка: 2 верных ответа (ответ должен быть предложением, т. е. два связных слова).