ПРОТОКОЛ ДИАГНОСТИК.

1.Методика «Лесенка»

Цель: определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.

Описание:Рисунок лестницы, состоящей из семи ступенек. Посредине нужно расположить фигурку ребёнка. Для удобства может быть вырезана из бумаги фигурка мальчика или девочки, которую можно ставить на лесенку в зависимости от пола тестируемого ребенка. Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

Инструкция: Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших Детей, чем выше - тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке - самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже - еще хуже, а на самой нижней ступеньке - самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставят мама? папа? воспитательница? Обработка результатов: исходя из того, на какую ступеньку ребенок указывает, проводится анализ в соответствии с интерпретацией.

Ф.И.О(ребенка): Борисова Диана Андреевна

Возраст:6 лет

Ребенок поставил себя на верхнюю ступеньку, потому что считает себя хорошим, послушным. Это является нормой. Родители, по его мнению, так же поставят его на верхнюю ступеньку, так как, они его любят. На вопрос «Куда тебя поставит воспитатель?», указал на третью ступеньку. Так как она иногда балуется с детьми, и воспитатель делает ему замечания. Вывод:У ребенка адекватная самооценка, положительное отношение к себе. Он уверен в любви взрослого, чувствует себя защищенным.

2.Методика «Геометрический тест»

Цель: позволяет мгновенно определить форму или тип личности, дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любого человека.

Инструкция: Посмотрите внимательно на фигуры. Выберите из них ту, которая привлекла вас первой и, глядя на неё, вы можете сказать: «Это - я!». Запишите её под номером 1. Проделайте то же самое с остальными фигурами — пронумеруйте их в порядке предпочтения. Та фигура, которую вы выбрали первой — это ваша основная фигура. По ней можно определить ваши доминирующие черты характера и определить свойства личности. Остальные четыре фигуры являются своеобразными модуляторами и служат своеобразной окраской вашего поведения. Последняя же фигура, выбранная вами, указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для вас определенные трудности. Ф.И.О(ребенка): Борисова Диана Андреевна Возраст:6 лет 2.1.Ребенок себя видит в виде круга. Круг — это символ гармонии. Люди, выбравшие круг, прежде всего заинтересованы в хороших межличностных отношениях. «Круги» - самые доброжелательные из всех форм. Они являются отличными коммуникаторами. На них держится коллектив и семья. «Круги» чувствительны, обладают высокой способностью сопереживать окружающим и легко «читают» людей. «Круги» - прирожденные психологи. Так как «Круги» направлены не на дело, а на людей, они являются слабыми руководителями в сфере бизнеса. Они могут принимать «непопулярные» решения только для того, чтобы сохранить мир в коллективе. Для них нет ничего более тяжелого, чем вступать в межличностный конфликт. «Круги» нерешительны, не могут подать себя должным образом. Но если дело касается нарушения справедливости и вопросов морали — то здесь «Круги» на высоте. Мышление у «Кругов» интуитивное, образное и эмоционально окрашенное. Переработка информации осуществляется у них как бы с пропусками отдельных звеньев, не в последовательном формате. Они стремятся найти общее даже в противоположных точках зрения и ориентируются на субъективные факторы проблемы, такие как чувства, ценности и т.д.

2.2.Взаимодействует с такими фигурами, как треугольник, квадрат и прямоугольник.

2.3.Возникает трудности, проблемы с геометрической фигурой, как зигзаг.

Вывод:Таким образом, она взаимодействует с такими людьми:

ПРЯМОУГОЛЬНИК- Люди, выбравшие прямоугольник как основную фигуру, на данный момент не удовлетворены своим образом жизни. Они заняты поиском лучшего положения. Эта фигура символизирует временное состояние, переход и изменения в сознании. В данный момент «Прямоугольники» ищут новый стиль жизни и новые методы работы. Они непоследовательны, их поступки непредсказуемы. Неопределенность в отношении себя и низкая самооценка вводит «Прямоугольников» в состояние замешательства и запутанности в проблемах. Однако «Прямоугольники» любопытны и проявляют живой интерес к происходящему. Они открыты для свежих идей, ценностей и легко усваивают все новое. К сожалению, «Прямоугольниками» легко манипулировать из-за их чрезмерной внушаемости и доверчивости.

ТРЕУГОЛЬНИК-Треугольники символизируют лидерство. Отличительная черта истинного «треугольника» - полная концентрация на главной цели. Это сильные и энергичные люди, глубоко и быстро анализирующие ситуацию. В отличие от «Квадратов», «Треугольники» сосредотачиваются на главной сути проблемы.

Люди, выбравшие треугольник, очень уверены в себе. В связи с потребностью быть везде первыми и чувствовать себя правыми во всем, «Треугольники» постоянно соперничают и конкурируют с другими людьми. Они тяжело признают свои ошибки, не принимают возражений и часто бывают категоричны. Как правило, «Треугольники» - карьеристы. На пути к власти они не проявляют особой щепетильности в отношении моральных устоев. Они вращают мир вокруг себя.

КВАДРАТ- Квадрат обычно выбирают неутомимые труженики. Основные качества этих людей — упорство, усердие, трудолюбие, потребность доводить дело до конца, терпение, выносливость. Обычно «Квадраты» являются высококлассными специалистами в своем деле. Они — заслуженные эрудиты, чему способствует их неутолимая потребность в информации. Люди, выбравшие фигуру «квадрат», внимательны к деталям и подробностям, любят порядок и распланированную жизнь. Их отличительное свойство — это «упорядочивание» и организация людей и вещей вокруг себя. «Квадраты» могут стать отличными администраторами. Но преувеличенное пристрастие в потребности к уточняющей информации и деталям лишает их оперативности..

Возникают проблемы с такими чертами характера, как:

ЗИГЗАГ- Если вы выбрали самую уникальную из предложенных фигур «Зигзаг», о вас можно сказать, что вы творческий, креативный и инакомыслящий человек. «Зигзагам» не свойственна дидукция, они мыслят образно и интуитивно. У них развито эстетическое чувство, их мышление не фиксируется на деталях. Люди, выбравшие зигзаг, не представляют свою жизнь в четком структурированном порядке. Их раздражают фиксированные обязанности и строгий режим работы. Они нуждаются в независимости и, в то же время, в высоком уровне стимуляции в работе. Они легко возбудимы и эксцентричны. Люди-»зигзаги» не настойчивы в достижении целей. Часто это происходит из-за потери интереса к делу. «Зигзаги» редко идут на уступки, но, благодаря природному остроумию, «открывают» глаза другим на построение новой концепции и идеи.

3. Методика «Рисунок семьи» Цель: выявление особенностей внутри-семейных отношений.

Иструкция:Для исследования необходимы: лист белой бумаги (21х29 см), шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), резинка. Ребенку дается инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья», так как этим искажается сама суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, психолог должен просто повторить инструкцию. Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 минут).

Ф.И.О(ребенка): Борисова Диана Андреевна

Возраст:6 лет

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.
1. Анализ структуры рисунка.

А)Сравнение состава нарисованной семьи с реальной:

На рисунке изображен не полный состав семьи, это может обозначать недовольство семейной ситуацией, наличие эмоциональных контактов в семье и даже агрессию.

Б) уменьшения состава семьи на рисунке можно объяснить тем, что ребенок не рисовал тех, кто для него менее всего эмоционально привлекателен или тех, с кем у него существуют конфликты в семье. На вопрос, почему он их не нарисовал, ребенок ответил «не хватило места»

2. Расположение членов семьи, особенности их взаимодействий.

А)семья занята одним делом — все это признак сплоченности, эмоционального благополучия семьи, включенности ребенка в эту ситуацию. 3. Символика рисунка:

а) Ребенок нарисовал- грязь— символ внутреннего беспокойства ребенка из-за неприятных для него моментов: дисгармония, действия и поведения, вызывающие у него чувства вины и т. д.

Беседа с ребенком.Ответы на вопросы:

1.«Скажи, пожалуйста, кого ты тут нарисовала?» – «себя, папу, бабушку, маму».

2.«Что вы делаете на рисунке?» – «В саду». – «Кто это придумал?» – «Бабушка».

3.«Весело ли Вам?» – «да, лето потому что наступило».

4.«Кто из нарисованных людей самый счастливый?» – «Мама и папа».

5.«Кто из нарисованных людей самый несчастливый?» – «Я».

Решение ситуаций

1.«Представь себе, что у тебя есть два билета в цирк. С кем бы ты хотела пойти вместе?» – «С отцом».

2.«Представь, 'что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?» – «Я останусь».

3.«Ты строишь дом из деталей конструктора и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?» – «Никого».

4.«У тебя три билета в интересное кино. Кого ты оставишь дома?» – «Братика, он маленький».

5.«Представь себе, что ты оказалась на необитаемом острове. С кем ты хотела на нем жить?» – «С отцом».

6. «Ты получила в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас на одного больше, чем можно. Кто не будет играть?» – «Мама».

Вывод: Таким образом, можно определить, что ребенок имеет к сестренке агрессию, что отец- самый главный в семье, знак подчинения. У родителей она нарисовала руки большие, что означает, склонность к агрессии, нападения. Самой умной, она считает себя т.к.нарисовала себе большую голову. Самый близкий человек, считает она папу, т.к. он рядом с ней стоит и они разговаривают. Тревогу вызывает бабушка, она несколько раз обводила глаза, нос, голову. Последней нарисовала маму. Часто это связано с негативным отношением к ней. Применение-ярких цветовых оттенков озночает о хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления.

 

4.Методика «Цветовой тест»

Цель: методика предназначена для изучения эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам.

Ф.И.О(ребенка): Борисова Диана Андреевна

Возраст:6 лет

ВОПРОСЫ ОТВЕТЫ ЧТО ОЗНОЧАЕТ ЦВЕТ
1)Какое у тебя настроение в детском саду? Красный Символизирует силу волевого усилия, агрессивности, наступательные тенденции, возбуждение
2)Когда находишься с родителями? Желтый Активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.
3)Когда находишься с друзьями? Фиолетовый Отражает затрудненную адаптацию, потребность в уходе от реальной действительности
4)Когда ты кушаешь? Коричневый Повышенный уровень тревожности, и следует о потребности снижения тревоги
5)Когда ты идешь в садик? Красный Символизирует силу волевого усилия, агрессивности, наступательные тенденции, возбуждение
6)Когда ты играешь? Желтый Активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.
7)Когда с братьями и сестрами? Серый Отход от контактов ,пассивность и потребность глубокой привязанности, эмоц.комфорт, покой
8)Когда спать ложишься? Зеленый Отстаивание собств.позиции, оборонительность
9)Когда гуляешь с мамой? Синий Потребность глубокой привязанности,высокая поиск.активность
10)Когда на занятии? Красный Символизирует силу волевого усилия, агрессивности, наступательные тенденции, возбуждение

Вывод:В целом у ребенка отношение к окружающему, те.к другим людям норм, но в некоторых ситуациях ребенок агрессивен .