Тема 2. Требования к психодиагностике детей и подростков.
Тема 1. Общее представление о психодиагностике детей и подростков.
II. Cодержание курса
2.1. Темы, их краткое содержание
Что такое психодиагностика. Исторические вопросы развития психодиагностики. Появление в первой четверти XIX в. первых методов психодиагностики. Развитие методов психодиагностики в XIX и XX вв. Кризис психологии на рубеже XIX и XX вв. и новые требования, предъявляемые к качеству психодиагностических методов. Современное состояние психодиагностики.
Основные вопросы, решаемые в научной и в практической психодиагностике. Психодиагностика как специальная область профессиональной деятельности. Место психодиагностики среди других направлений работы практического психолога.
Требования, предъявляемые к методам психодиагностики и к деятельности практического психолога как диагноста. Профессионально-этические аспекты психодиагностики. Социально-этические требования, предъявляемые к психодиагностам и к психодиагностике. Принцип научной обоснованности психодиагностических методик. Принцип ненанесения ущерба. Принцип открытости результатов психодиагностики. Принцип эффективности предлагаемых практических рекомендаций. Квалификационные требования к психодиагностам. Различные аспекты подготовки практического психолога-диагноста к работе с детьми.
Тема 3. Характеристика методов психодиагностики детей и подростков.
Отличие психодиагностических методов от исследовательских. Область применения психодиагностических методов. Виды психодиагностических методов. Особенности наблюдения, опроса, анализа результатов деятельности и эксперимента как методов психодиагностики. Классификация методов психодиагностики.Требования операционализации и верификации, предъявляемые к современным методам психодиагностики. Возможности, достоинства и недостатки разных групп методов психодиагностики. Требования, предъявляемые к психодиагностическим методам и ситуациям.Валидность методики и способы ее оценки. Приемы проверки надежности психодиагностических методик. Точность измерительных психологических инструментов. Требования, предъявляемые к ситуациям психодиагностики, к инструкции и к поведению экспериментатора во время эксперимента. Тесты и тестирование. Виды тестов, применяемые в психодиагностике, сфера их использования. Основные требования, предъявляемые к психодиагностическим тестам.
Тема 4. Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста.
Недостаточный уровень развития сознания и самосознания дошкольников. Трудности, связанные с использованием в этом возрасте опросных методов. Особенности психодиагностики детей раннего возраста. Психодиагностика детей младшего и среднего школьного возраста. Психодиагностика детей старшего дошкольного возраста. Необходимость адаптации методов психодиагностики к детям разного возраста.
Тема 5. Методы диагностики познавательных процессов дошкольников.Понятие о стандартизированном комплексе психодиагностических методик. Методы диагностики восприятия у дошкольников: «Чего не хватает на этих рисунках?», «Узнай, кто это», «Какие предметы спрятаны в рисунках?», «Чем залатать коврик?» Методы диагностики внимания: «Найди и вычеркни», «Запомни и расставь точки». Методы диагностики воображения: «Придумай рассказ», «Нарисуй что-нибудь», «Придумай игру». Методы диагностики памяти: «Узнай фигуры», «Запомни рисунки», «Запомни цифры», «Выучи слова». Методы диагностики мышления. Методики для оценки образно-логического мышления: «Нелепицы», «Времена года», «Что здесь лишнее?», «Кому чего недостает?»,«Раздели на группы». Методики для оценки наглядно-действенного мышления: «Обведи контур», «Пройди через лабиринт», «Воспроизведи рисунки», «Вырежь фигуры». Методы диагностики речи: «Назови слова», «Расскажи по картинке».
Тема 6. Психодиагностика личностных и межличностных отношений у дошкольников.Методы изучения личности. Оценка уровня развития у детей мотива достижения успехов. Методика «Запомни и воспроизведи рисунок». Методика «Выбери нужное лицо — тест детской тревожности». Методика «Какой Я?». Методы изучения межличностных отношений. Методики: «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?», «Выбор в действии».
Тема 7. Подведение итогов и представление результатов психодиагностического обследования детей-дошкольников. Индивидуальная карта психологического развития дошкольника. Итоговая оценка уровня психологического развития ребенка-дошкольника.
Тема 8. Особенности психодиагностики детей младшего школьного возраста.Индивидуальные различия в уровне психологического развития детей младшего школьного возраста, их учет в выборе методов психодиагностики. Роль экспериментальных и игровых ситуаций в психодиагностике детей младшего школьного возраста. Ограничения в применении тестов для взрослых в диагностике детей младшего школьного возраста. Общая характеристика стандартизированного комплекса психодиагностических методик, предназначенного для детей младшего школьного возраста.
Тема 9. Методы определения готовности ребенка к обучению в школе и диагностика уровня развития его познавательных процессов.Выяснение общей ориентации детей в окружающем мире и запаса имеющихся у них бытовых знаний. Методика определения отношения и мотивационной готовности ребенка к обучению в школе. Методы оценки внимания — его устойчивости, распределения, переключения и объема. Методы диагностики памяти. Общие замечания о психодиагностике мнемических процессов у младших школьников. Методика определения объема кратковременной зрительной памяти. Методика оценивания оперативной зрительной памяти. Методика определения объема кратковременной слуховой памяти. Изучение оперативной слуховой памяти ребенка — младшего школьника. Психодиагностика опосредствованной памяти. Характеристика динамических особенностей процесса запоминания. Методы изучения воображения младшего школьника. Методики «Вербальная фантазия» и «Рисунок». Методы психодиагностики мышления младшего школьника. Методика определения понятий, выяснения причин, выявления сходства и различий в объектах. Методика диагностики процесса формирования понятий у младших школьников. Методика «Умение считать в уме». Методика «Кубик Рубика». Методика «Матрица Равена». Методики оценки уровня речевого развития младшего школьника. Методика определения понятий. Методика установления пассивного словарного запаса. Методика оценки активного словарного запаса ребенка.
Тема 10. Методы изучения личности и межличностных отношений у младших школьников.Психодиагностические возможности детей младшего школьного возраста в области личности и межличностных отношений. Методика изучения мотивации достижения успехов у младших школьников. Детский вариант личностного теста Р. Кеттела. Анкета для родителей, воспитателей и учителей, предназначенная для оценки коммуникативных личностных качеств и межличностных отношений младших школьников. Подготовка заключения об уровне психологического развития ребенка младшею школьного возраста.
Тема 11. Особенности психодиагностики детей подросткового и юношеского возраста.Основные отличия детей подросткового и юношеского возраста друг от друга, от детей младшего школьного возраста и от взрослых людей. Когнитивные и личностные особенности отрочества. Главные психодиагностические возрастные характеристики старших школьников. Советы по психодиагностике детей подросткового возраста. Рекомендации по проведению психодиагностики юношей и девушек.
Тема 12. Методы психодиагностики познавательных процессов у подростков и юношей.Общность психодиагностических методов, применяемых для изучения познавательных процессов у младших школьников, подростков и юношей. Методика оценки распределения и устойчивости внимания с помощью цифровых 25-значных таблиц. Методика оценки переключения и концентрации внимания при помощи 49-значной двухцветной цифровой таблицы. Методы оценки мышления у подростков и старших школьников. Методика «Логико-количественные отношения». Субтесты теста Айзенка на проверку уровня развития математического и лингвистического мышления. Тест Беннета для оценки уровня развития технического мышления.
Тема 13. Методы изучения личности и межличностных отношений подростков и юношей.Психодиагностическое определение и оценка свойств темперамента человека. Методика диагностики акцентуированных черт характера. Методика выявления степени тревожности. Проективная методика количественного измерения мотивации достижения успехов и избегания неудач. Тест агрессивности (тест Розенцвейга). Методы изучения межличностных отношений. Методика «Семантический дифференциал». Социометрическая методика. Методика социально-психологической самоаттестации группы как коллектива (СПСК).