ТЕМА 1.1. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Цель анализа: Изучение классификации основных методов и приемов анализа финансово-хозяйственной деятельности. Ознакомление с особенностями их применения в практической деятельности.

Метод анализа - это способ познания и изучения хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. Причем, каждое отдельно взятое явление (показатель) следует рассматривать и изучать во взаимосвязи и единстве с другими, участвующими в едином процессе. И все явления (показатели) должны рассматриваться в движении, развитии.

Основной метод, используемый при анализе и диагностике деятельности предприятий, — изучение хозяйственных процессов. Для их характеристики применяется система соответствующих показателей, отражающих хозяйственную деятельность. Особенность метода — изучение причин (факторов), вызвавших изменение тех или иных показателей. Наиболее распространенный методический прием — определение степени влияния одного фактора при прочих равных условиях, т. е. когда остальные факторы считаются неизменными.

В настоящее время практически невозможно обособить приемы и методы какой-либо одной науки, поэтому для познания происходящих изменений используют арсенал способов и приемов, заимствованных из статистических наук, бухгалтерского учета, организации, планирования и управления производством, технико-экономического и финансового анализа и др.

Существуют различные классификации методов и приемов экономического анализа. В основе всех классификаций лежат разные признаки. Одним из наиболее информативных является деление приемов и методов по степени их формализуемости, т.е. по тому, возможно ли, и в какой степени описать данный метод с помощью неких формализованных (в первую очередь математических) процедур. Следовательно, все аналитические методы могут быть подразделены на неформальные и формализованные.

Неформальные методы анализа (точнее их можно назвать трудно-формализуемыми) основаны на описании процедур на логическом уровне, без помощи строгих аналитических зависимостей. Большую роль в применении этих методов играют опыт и интуиция аналитика. Формализованные методы, иногда их называют математическими, опираются на предварительно заданные строгие зависимости и правила.

Сравнение - это процедура, посредством которой устанавливается сходство и различие явлений объективной действительности. С помощью этого метода решаются следующие основные задачи:

—установление причинно-следственных связей между явлениями;

—получение доказательств или опровержений;

— классификация и систематизация явлений.

Сравнение может быть качественным и количественным.

Процедура сравнения включает несколько этапов: выбор сравниваемых объектов; выбор вида сравнения (динамическое, пространственное, по отношению к плановым значениям); выбор шкалы сравнения и степени значимости различий; выбор числа признаков, по которым должно проводится сравнение; выбор вида признаков, а также определение критериев их существенности и несущественности; выбор базы сравнения.

Проводить сравнение можно по одному или нескольким критериям. В первом случае используются следующие методы и виды сравнения: сравнение факта с планом;

—сравнение по данному критерию в динамике, расчет среднего темпа роста (снижения) данного показателя за единицу времени;

—сравнение с эталоном, в качестве которого могут фигурировать норматив, предприятие-конкурент и т.п.;

—ранжирование с использованием относительных показателей (например, ранжирование по рентабельности);

—использование специальных статистических показателей вместе с их характеристическими значениями.

Метод суммы мест заключается в следующем: по любому показателю совокупность анализируемых значений упорядочивается от лучшего к худшему таким образом, к лучшему значению присваивается первое место, следующему – второе и т.д. Полученные места суммируются, причем, чем меньше оказался результат, тем лучше.

В основу таксонометрического метода положены операции с матрицами. Пусть ранжирование т предприятий проводится по n показателям. Тогда совокупность всех значений показателей по этой группе предприятий можно представить в виде матрицы X:

х11…х1j…х1n

………………………

Х = xi1…хij…хin (1)

……………………..

хm1…хmj…хmn

где i=1, …, n - номер показателя;

j=1, … m - номер предприятия.

Построение аналитических таблиц служит одним из важнейших приемов проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности. Аналитическая таблица — это форма наиболее рационального, наглядного и систематизированного представления исходных данных, простейших алгоритмов их обработки и полученных результатов. Аналитические таблицы используются на всех этапах проведения анализа.

Прием детализации — расчленение сводных показателей на составляющие, комплексных факторов на первичные и вторичные по времени, месту, по удельному весу в структуре показателей и т. д.

Детализация итоговых показателей по времени позволяет расчленить показатели за год по кварталам, месяцам; показатели за месяц — по декадам и дням; показатели за день — по сменам и часам.

Итоговые показатели производственно-финансовой деятельности складываются из результатов работы отдельных звеньев предприятия: цехов, отделений, бригад и др. Детализация итоговых показателей по месту их получения позволяет оценить величину вклада каждого подразделения в общий результат и определить степень его влияния на этот результат (положительное или отрицательное, существенное или несущественное).

Детализация позволяет выявить структуру итоговых показателей, установить роль отдельных составных частей в образовании этих показателей, определить факторы, оказавшие влияние на достигнутый результат.

В свою очередь, детализация экономических элементов, образующих себестоимость, позволяет последовательно установить первопричины формирования соответствующих затрат.

Методы экспертных оценок включают в себя дельфийский метод и морфологический анализ.

Дельфийский метод представляет собой обобщение оценок, касающихся перспектив развития того или иного экономического субъекта. Особенность метода состоит в последовательном, индивидуальном анонимном опросе экспертов. Такая методика исключает непосредственный контакт экспертов между собой и, следовательно, воздействие мнения большинства, возникающее при совместной работе.

Морфологический анализ — это экспертный метод систематизированного обзора, который охватывает все возможные варианты развития отдельных элементов исследуемой системы. Анализ строится на полных и строгих классификациях объектов и явлений, их свойств и параметров, применяется в прогнозировании сложных процессов при составлении разными группами экспертов сценариев и сопоставлении их друг с другом для получения комплексной картины будущего развития.

Методы ситуационного анализа и прогнозирования основываются на моделях, предназначенных для изучения функциональных или жестко детерминированных связей, когда каждому значению факторного признака соответствует вполне определенное неслучайное значение результативного признака.

При методе сценариев вероятностный подход предполагает прогнозирование возможных исходов и присвоение им вероятностей, т.е. разработку определенных сценариев развития событий. При этом используются: а) известные, типовые ситуации; б) предыдущие распределения вероятностей; в) субъективные оценки, сделанные аналитиком самостоятельно либо с привлечением группы экспертов.

Имитационное моделирование, используют для определения факторного влияния. Одним из самых наглядных примеров использования ситуационного анализа и прогнозирования служит «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2), представляющий собой табличную реализацию жестко детерминированной факторной модели, связывающей результативный признак (прибыль) с его факторами (доход от реализации, уровень затрат, уровень налоговых ставок и др.). Один из возможных подходов прогнозирования в этом случае может выглядеть следующим образом.

Ставится задача выявления и исследования факторов развития хозяйствующего субъекта и установления степени их влияния на различные результатные показатели (например, прибыль). Для этого используется имитационная модель, предназначенная для перспективного анализа формирования и распределения доходов предприятия.

Рассмотрим классические методы экономического анализа.

Балансовый методприменяется при изучении соотношения двух групп взаимосвязанных показателей, итоги которых должны быть равны между собой. Своим названием он обязан бухгалтерскому балансу. Особенно широко распространено использование этого метода при анализе правильности размещения и использования хозяйственных средств и источников их формирования. Прием балансовой увязки используется также при изучении функциональных аддитивных связей, в частности при анализе товарного баланса, а также для проверки полноты и правильности произведенных расчетов в факторном анализе: общее изменение результативного показателя должно равняться сумме изменений за счет отдельных факторов.

Факторный анализ— это исследование влияния отдельных факторов (причин) на результирующий показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов. Исследование может быть как прямым, т. е. заключающимся в раздроблении результирующего показателя на составные части (анализ), так и обратным (синтез), когда отдельные элементы соединяют в результирующий показатель.

В процессе факторного анализа идет построение многофакторной зависимости (моделирование) с последующим анализом и выявлением влияния каждого отдельного фактора на конечный результат. Конечная цель моделирования — создание конкретной математической зависимости между факторами. При этом должны быть выполнены следующие требования:

- факторы, включаемые в модель, должны реально существовать и иметь конкретный экономический смысл;

- факторы должны иметь причинно-следственную связь с исследуемым показателем;

- факторная модель должна обеспечивать измерение влияния конкретного фактора на показатель.

Моделирование как отражение существующих закономерностей посредством конкретных математических формул использует известный набор моделей. Рассмотрим основные из них:

Аддитивные (модели сложения) используют, когда результирующий показатель представляется алгебраической суммой или разностью результирующих факторов.

Мультипликативные модели применяют, когда результирующий показатель получен как произведение нескольких результирующих факторов.

Кратные модели получают как результирующий показатель путем деления одного фактора на другой.

Смешанные модели являются комбинацией рассмотренных выше.

Наиболее распространенным видом анализа в хозяйственной практике является детерминированный факторный анализ, т.е. зависимостей между показателями с помощью жестко детерминированных факторных моделей.

Основным результатом детерминированного факторного анализа является разложение прироста результативного показателя, обусловленного совместным влиянием или изменением факторных признаков, на сумму частных приростов результативного показателя, любой из которых обусловлен изменением только одного фактора.

Методы элиминирования.Элиминирование применяют при наличии строгой функциональной связи между показателями и факторами, их формирующими. Методы могут быть использованы тогда, когда анализируемый совокупный показатель является функцией нескольких переменных и может быть изображен в виде алгебраической суммы, произведения или частного от деления одних показателей на другие. Элиминирование позволяет измерить влияние одного фактора на обобщающий показатель при исключении действия остальных факторов.

Известны три способа элиминирования (исключения): цепных подстановок, разниц и интегральный.

Первые два способа предусматривают определенную последовательность выполнения расчетов по оценке влияния факторов. Как правило, расчеты начинают с определения влияния количественных факторов (полная аналогия с индексным методом).

Метод цепных подстановок состоит в последовательной замене базовой величины одного из алгебраических слагаемых или одного из сомножителей фактической величиной, все остальные показатели при этом считаются неизменными. Каждая подстановка связана с отдельным расчетом: чем больше показателей в исход- ной формуле, тем больше вычислений.

Метод разниц основан на прямом подсчете влияния изменения каждого фактора на изменение обобщающего показателя. Для этого разница между фактическим (отчетным) и базисным значениями каждого фактора умножается на абсолютные значения остальных факторов. При этом в каждом расчете базисное значение фактора заменяется на фактическое (отчетное) по фактору, влияние которого определялось в предыдущем расчете.

Метод выявления изолированного влияния факторов обладает достаточной простотой использования. Пусть результатный показатель z определяется несколькими факторами: х1, x2, ---, хn, т.е.

z =(x1, х2,…xn) (2)

Базовый период обозначим индексом 0, а отчетный — 1. Изменение результатного показателя, имевшее место за прошедшее время,

Δ общ z =z1-z0 (3)

Анализ влияния факторов на изменение результативного показателя проводят с помощью дифференциального, интегрального, логарифмического методов.

Дифференциальный метод может применяться при малых изменениях факторов.

Пусть z =f=(x1, х2,…xn)

гдеf— дифференцируемая функция. Тогда

+ … + Δxm (4)

Отметим, что значения производных берутся в начальной точке (х1, … хm).

Таким образом, влияние фактора х1 будет выглядеть как

(5)

Интегральный способ позволяет однозначно оценить влияние факторов при любой последовательности их вычисления. Однако его использование требует глубоких знаний математического анализа и значительного объема вычислений. Практика использования интегрального способа показывает, что при количестве факторов более трех необходимы специальные программы для реализации поставленной задачи с использованием компьютерной техники.

Логарифмический метод используется при факторном анализе мультипликативных моделей. Рассмотрим суть метода на примере двухфакторной модели:

z= xy (6)

Принципиальный недостаток такого метода заключается в том, что он не позволяет разделить результаты влияния одновременно действующих факторов, которые не поддаются объединению в одной модели.

Прогнозирование на основе пропорциональных зависимостей более известно как метод пропорциональных зависимостей показателей. Его основу составляет тезис о том, что можно идентифицировать некий показатель, являющийся наиболее важным для характеристики деятельности предприятия, который мог бы использоваться как базовый для определения прогнозных значений других показателей, «привязанных» к базовому показателю с помощью простейших пропорциональных зависимостей. В качестве базового показателя чаще всего используется либо выручка от реализации, либо себестоимость реализованной (произведенной) продукции.

Традиционные методы экономической статистики.

Метод средних величин используется в случае с типичными характеристиками признаков любой совокупности экономических явлений или субъектов наблюдаются различия между отдельными единицами этой совокупности. Одновременно с различиями существует и нечто общее, что объединяет в совокупность все рассматриваемые субъекты и явления и позволяет отнести их к одному классу.

Средняя арифметическая величинаэто среднее значение признака, при вычислении которого общий объем последнего в совокупности не меняется.

Группировка,— это расчленение совокупности данных на группы с целью изучения ее структуры или взаимосвязей между компонентами.

В процессе группировки единицы совокупности распределяются по группам в соответствии со следующим принципом: различие между единицами, отнесенными к одной группе, должно быть меньше, чем различие между единицами, отнесенными к разным группам.

В общем случае процесс группировки данных включает несколько этапов:

- выбор группировочного признака;

- упорядочивание совокупности по группировочному признаку;

- определение (тем или иным способом) количества групп;

- определение границ интервалов (обычно производится округление формально полученных данных).

В экономическом анализе используются в основном два вида группировок — структурные и аналитические. Структурные группировки предназначены для изучения структуры и состава совокупности, происходящих в ней сдвигов относительно выбранного варьирующего признака Аналитические группировки предназначены для изучения взаимосвязей между двумя и более показателями, характеризующими исследуемую совокупность. Один из показателей при этом рассматривается как результативный, а остальные — как факторные. По аналитической группировке можно рассчитать силу связи между факторами.

Элементарные методы обработки расчетных данных не используются в случае больших массивов данных. В исследовании совокупности значений изучаемых величин, помимо средних, используют и другие характеристики. При анализе больших массивов данных обычно интересуются двумя аспектами: во-первых, величинами, которые характеризуют ряд значений как целое; во-вторых, величинами, которые описывают различия между членами совокупности, характеристиками разброса (вариациями) значений.

B качестве показателей общности используются следующие величины: середина интервала, мода и медиана. Середина интервала возможных значений хi рассчитывается по формуле:

(7)

Мода — значение изучаемого признака, которое среди всех его значений встречается наиболее часто. Медиана — значение изучаемой величины, которое делит исследуемую совокупность на две равные части, в которых количество членов со значениями меньше медианы равно количеству членов со значениями больше медианы. Медиану можно найти только в совокупностях данных, содержащих нечетное количество значений, когда и слева, и справа от медианного значения убудет одинаковое число членов.

Индексный методприменяется при анализе деятельности предприятия, когда для решения поставленной задачи средних величин недостаточно.

Индекс — это относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления в рассматриваемых условиях выше или ниже уровня того же явления, но в других условиях. Различие условий может проявляться во времени (тогда говорят об индексах динамики) и в пространстве (территориальные индексы).

Относительная величина, получаемая при сравнении уровней, называется индивидуальным индексом, если нас не интересуют структура изучаемого явления и количественная оценка уровня в данных условиях по сравнению с изменением этого явления в других условиях.

Математико-статистические методы изучения связей выступают в определенной степени дополнением детерминированного анализа, углубляя последний. В анализе финансово-хозяйственной деятельности стохастические модели используются, когда необходимо:

• оценить влияние факторов, по которым нельзя построить жестко детерминированную модель;

• изучить и сравнить влияние факторов, которые невозможно включить в одну и ту же детерминированную модель;

• выделить и оценить влияние сложных факторов, которые не могут быть выражены одним определенным количественным показателем.

Корреляционный анализ — метод установления связи и измерения ее тесноты между наблюдениями, которые можно считать случайными и выбранными из совокупности, распределенной по многомерному нормальному закону.

Регрессионный анализ — это метод установления аналитического выражения стохастической зависимости между исследуемыми признаками. Уравнение регрессии показывает, как в среднем изменяется у при изменении любого из хi, и имеет вид:

Y=f(xl, x2,...,xn), (8)

где y — зависимая переменная (она всегда одна);

хi — независимые переменные (факторы, их может быть несколько).

Кластерный анализ - один из методов многомерного анализа, предназначенный для группировки (кластеризации) совокупности, элементы которой характеризуются многими признаками. Значения каждого из признаков служат координатами каждой единицы изучаемой совокупности в многомерномпространстве признаков. Так же как и процедуры регрессионного анализа, процедура кластеризации достаточно трудоемка, ее целесообразно выполнять на компьютере.

Дисперсионный анализ - это статистический метод, позволяющий подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, что две выборки данных относятся к одной генеральной совокупности. Применительно к анализу деятельности предприятия можно сказать, что дисперсионный анализ позволяет определить, относятся ли группы разных наблюдении к одной и той же совокупности данных.

Метод построения дерева решений входит в систему методов ситуационного анализа и используется в случаях, когда прогнозируемая ситуация может быть структурирована таким образом, что выделяются ключевые моменты, в которых либо нужно принимать решение с определенной вероятностью, либо также с определенной вероятностью наступает некоторое событие.

Метод линейного программирования позволяет хозяйствующему субъекту дать обоснование наилучшему (по формальным признакам) решению в условиях более или менее жестких ограничений, касающихся доступных для предприятия ресурсов. С помощью линейного программирования в анализе финансово-хозяйственной деятельности решается целый ряд задач, в первую очередь относящихся к процессу планирования деятельности, которое позволяет отыскивать оптимальные параметры выпуска и способы наилучшего использования имеющихся ресурсов.

Анализ чувствительности используется для прогнозирования возможных изменений. В условиях неопределенности никогда нельзя точно рассчитать заранее, каковы будут фактические значения той или иной величины через определенное время. Однако для успешного планирования производственной деятельности следует предусмотреть и изменения, которые могут произойти в будущем с ценами на сырье и конечную продукцию предприятия, а также возможное падение или увеличение спроса на товары, производимые предприятием. Для этого выполняется аналитическая процедура, называемая анализом чувствительности.