Для воспитанников 7-17 лет

Беседа «Как поступать»

(предназначена для выявления у несовершеннолетних отношения к нравственным нормам)

Описание:

Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию (которая создается педагогом в зависимости от возраста ребенка) и сообщить, как бы он себя в ней повел. Например:

- Во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты сделаешь? Почему?

- Если в школе ты испортил(а) учебник, а учитель подумал, что это сделал другой мальчик (девочка), нужно ли сказать, что это ты виноват(а)? Почему?

- Одноклассники договорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?

Беседу проводят индивидуально. В бланке ответов фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а так же его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить его отношение к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование) на безнравственный.

 

Обработка и интерпретация результатов методики:

Для обработки результатов можно воспользоваться следующей ориентировочной шкалой:

§ 0 баллов – ребенок не имеет чётких нравственных ориентиров. Отношение к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки (они не соответствуют тем качествам, которые он называет), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

§ 1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки. однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

§ 2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное, ещё недостаточно устойчивы.

§ 3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками, эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам адекватное и устойчивое.

 

 


 

ПРОТОКОЛ

беседы с воспитанником ___________________________________________

 

Дата беседы______________

Цель беседы: выявление нравственных установок и ценностных ориентаций несовершеннолетнего

 

 

Предлагаемые ситуации:

Ситуация 1

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Бланк ответов несовершеннолетнего

  Объяснения Эмоциональные реакции
Как ты поступишь?    
Почему?    

 

Ситуация 2

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Бланк ответов несовершеннолетнего

  Объяснения Эмоциональные реакции
Как ты поступишь?    
Почему?    

 

Выводы:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Дата________________ ФИО специалиста_________________________


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Ананьев Б.Г., Антропова М.В. Первоначальное обучение и воспитание детей. – М., 1958

2. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика. СПб. Речь, 2006

3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии/Бурлачук Л. Ф. - СПб., 2006

4. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. – СПб., 2006

5. Залужный А. С. Детский коллектив и методы его изучения. М., 1931.

6. Карепанова М.В., Харламова Е.В. Диагностика и воспитание дошкольников в образовательной системе (школа 2100). – М., 2005

7. Методика и технология работы социального педагога / Сластенина В.А. – М., 2002

8. Михалина Г.М. Методические подходы к педагогической диагностике физической подготовленности детей дошкольного возраста / Михалина Г.М., Лагутин А.Б. // Сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. - М., 2000

9. Педагогическая диагностика по программе «Развитие. Рекомендации и материалы для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста. – М., 2000

10. Педагогические технологии / Кукушина В.С. – Ростов н/Д, 2002

11. Психологическая диагностика / Гуревич К.М. и Борисова Е.М. – Воронеж, 2001

12. Психологическая диагностика [Текст]: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии/ М.К.Акимова, К.М.Гуревич. - СПб., 2008

13. Социальная педагогика: Курс лекций / Галагузова М.А. – М., 2003

14. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска/Олифенко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. – М., 2002

 

ПРОТОКОЛ

беседы с воспитанником ___________________________________________

Дата беседы______________

Цельбеседы: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Предлагаемые ситуации:

Ситуация 1

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Бланк ответов несовершеннолетнего

  Объяснения Эмоциональные реакции
Как ты поступишь?    
Почему?    

Ситуация 2

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Бланк ответов несовершеннолетнего

  Объяснения Эмоциональные реакции
Как ты поступишь?    
Почему?    

 

Выводы:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Дата________________ ФИО специалиста_________________________


ПРОТОКОЛ

наблюдения за воспитанником ___________________________________________

 

Дата наблюдения______________

Цель наблюдения: исследование коммуникативных навыков

Единицы наблюдения: степень усвоения несовершеннолетним норм поведения и функций, знакомство с окружающими, формы взаимодействия с детьми и взрослыми.

Вид наблюдения: конкретное структурированное наблюдение в естественных условиях

 

Наблюдаемые процессы и явления:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Выводы:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Дата________________ ФИО специалиста_________________________


ПРОТОКОЛ

наблюдения за воспитанником ___________________________________________

 

Дата наблюдения______________

Цель наблюдения: ____________________________________________________________

Единицы наблюдения: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вид наблюдения: конкретное структурированное наблюдение в естественных условиях

 

Наблюдаемые процессы и явления:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Выводы:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Дата________________ ФИО специалиста_________________________