Для воспитанников 7-17 лет
Беседа «Как поступать»
(предназначена для выявления у несовершеннолетних отношения к нравственным нормам)
Описание:
Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию (которая создается педагогом в зависимости от возраста ребенка) и сообщить, как бы он себя в ней повел. Например:
- Во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты сделаешь? Почему?
- Если в школе ты испортил(а) учебник, а учитель подумал, что это сделал другой мальчик (девочка), нужно ли сказать, что это ты виноват(а)? Почему?
- Одноклассники договорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?
Беседу проводят индивидуально. В бланке ответов фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а так же его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить его отношение к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование) на безнравственный.
Обработка и интерпретация результатов методики:
Для обработки результатов можно воспользоваться следующей ориентировочной шкалой:
§ 0 баллов – ребенок не имеет чётких нравственных ориентиров. Отношение к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки (они не соответствуют тем качествам, которые он называет), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
§ 1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки. однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
§ 2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное, ещё недостаточно устойчивы.
§ 3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками, эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам адекватное и устойчивое.
ПРОТОКОЛ
беседы с воспитанником ___________________________________________
Дата беседы______________
Цель беседы: выявление нравственных установок и ценностных ориентаций несовершеннолетнего
Предлагаемые ситуации:
Ситуация 1
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Бланк ответов несовершеннолетнего
Объяснения | Эмоциональные реакции | |
Как ты поступишь? | ||
Почему? |
Ситуация 2
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Бланк ответов несовершеннолетнего
Объяснения | Эмоциональные реакции | |
Как ты поступишь? | ||
Почему? |
Выводы:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата________________ ФИО специалиста_________________________
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ананьев Б.Г., Антропова М.В. Первоначальное обучение и воспитание детей. – М., 1958
2. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика. СПб. Речь, 2006
3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии/Бурлачук Л. Ф. - СПб., 2006
4. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. – СПб., 2006
5. Залужный А. С. Детский коллектив и методы его изучения. М., 1931.
6. Карепанова М.В., Харламова Е.В. Диагностика и воспитание дошкольников в образовательной системе (школа 2100). – М., 2005
7. Методика и технология работы социального педагога / Сластенина В.А. – М., 2002
8. Михалина Г.М. Методические подходы к педагогической диагностике физической подготовленности детей дошкольного возраста / Михалина Г.М., Лагутин А.Б. // Сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. - М., 2000
9. Педагогическая диагностика по программе «Развитие. Рекомендации и материалы для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста. – М., 2000
10. Педагогические технологии / Кукушина В.С. – Ростов н/Д, 2002
11. Психологическая диагностика / Гуревич К.М. и Борисова Е.М. – Воронеж, 2001
12. Психологическая диагностика [Текст]: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии/ М.К.Акимова, К.М.Гуревич. - СПб., 2008
13. Социальная педагогика: Курс лекций / Галагузова М.А. – М., 2003
14. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска/Олифенко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. – М., 2002
ПРОТОКОЛ
беседы с воспитанником ___________________________________________
Дата беседы______________
Цельбеседы: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предлагаемые ситуации:
Ситуация 1
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Бланк ответов несовершеннолетнего
Объяснения | Эмоциональные реакции | |
Как ты поступишь? | ||
Почему? |
Ситуация 2
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Бланк ответов несовершеннолетнего
Объяснения | Эмоциональные реакции | |
Как ты поступишь? | ||
Почему? |
Выводы:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата________________ ФИО специалиста_________________________
ПРОТОКОЛ
наблюдения за воспитанником ___________________________________________
Дата наблюдения______________
Цель наблюдения: исследование коммуникативных навыков
Единицы наблюдения: степень усвоения несовершеннолетним норм поведения и функций, знакомство с окружающими, формы взаимодействия с детьми и взрослыми.
Вид наблюдения: конкретное структурированное наблюдение в естественных условиях
Наблюдаемые процессы и явления:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата________________ ФИО специалиста_________________________
ПРОТОКОЛ
наблюдения за воспитанником ___________________________________________
Дата наблюдения______________
Цель наблюдения: ____________________________________________________________
Единицы наблюдения: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вид наблюдения: конкретное структурированное наблюдение в естественных условиях
Наблюдаемые процессы и явления:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата________________ ФИО специалиста_________________________