Методики психодиагностики межличностных отношений, их достоинства и недостатки.

Объект психодиагностики межличностных отношений.

Раздел 8

Тема: Диагностика межличностных отношений

Цель: Создать условия для изучения основных понятий, принципов и методов диагностики межличностных отношений.

Основные понятия: межличностные отношения, компоненты межличностных отношений, методики психодиагностики межличностных отношений.

Установка к занятиям [36, 14].

 

Сфера межличностных отношений охватывает практически весь диапазон существования человека. Можно утверждать, что человек, даже будучи в совершенном одиночестве, продолжает опираться в своих действиях и мыслях на имеющиеся у него представления об оценках значимых других.

«Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения [14, С. 163]».

Межличностные отношения охватывают значительный круг явлений, но все они могут быть квалифицированы с учетом трех компонентов взаимодействия: восприятие и понимание людьми друг друга (социально-перцептивная сторона); межличностная привлекательность (симпатия и притяжение); взаимовлияние и поведение (в частности, ролевое).

Межличностные отношения проявляются во многих сферах человеческого бытия, которые существенно отличаются друг от друга и в которых действуют различные психологические детерминанты. Поэтому применение конкретных методик имеет свои границы. Например, социометрия адекватна только для группы лиц, хорошо знакомых друг с другом.

Систематика методик психодиагностики межличностных отношений возможна на различных основаниях [36, С. 253]:

а) на основании объекта (диагностика отношений между группами, внутригрупповых процессов, диадных отношений и т. д.);

б) на основании задач, решаемых исследованием (выявление групповой сплоченности, совместимости и т. д.);

в) на основании структурных особенностей используемых методик (опросники, проективные методики, социометрия и т. д.);

г) на основании исходной точки отсчета диагностики межличностных отношений (методики субъективных предпочтений, методики выявления личностных характеристик участника общения, методики исследования субъективного отражения межличностных отношений и т. д.).

Достоинства и недостатки методик психодиагностики межличностных отношений

Класс методик Достоинства Недостатки
Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений Простота применения. Легкость обработки. Наглядность представления результатов Влияние социальных установок, отношения к самому процессу исследования. Влияние психологической защиты. Проблема отражения эмоционального отношения в сознании человека
Косвенная оценка межличностных отношений Простота применения. Возможности использования в методиках, основанных на игровой деятельности, при интерпретации “рисунка семьи”, в ситуации психотерапии и профконсультировании; вне зависимости от теоретической ориентации психолога Неразработанность и предоставление сравнительно узкой информации о межличностных отношениях
Наблюдения и экспертная оценка ситуации Непосредственное наблюдение за поведением человека. Фиксирование реакций в контексте предыдущих и последующих событий. Возможность моделирования желаемого поведения. Прогностические возможности Являются методическими приемами моделирования межличностных отношений, а не точной, стандартизированной измерительной процедурой
Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения Простота применения. Легкость обработки. Наглядность представления результатов Направленность на решение специфических задач, для которых создавались методики
Исследования субъективного отражения межличностных отношений Возможность отражения на вербальном и невербальном уровнях. Получение обширной информации о межличностных отношениях Субъективизм в интерпретации данных

3. Краткая характеристика основных методик психодиагностики межличностных отношений

Методики диагностики межличностных отношений

Название методики Аннотация
Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений
Социометричес-кий тест Дж. Морено Существующие формы (модификации) – аутосоциометрические методики Я.Л. Коломинского, К.Е. Данилина, А.И. Донцова Аутосоциометрические методики – это средства изучения взаимоотношений и их осознания, в которых испытуемые сами «измеряют» взаимные отношения людей друг к другу и к себе. Методика выявляет предполагаемый статус, а также показывает тенденцию индивида приписывать большинству членов своей группы определённый социометрический статус (социометрическую установку). Суть метода – субъективные межличностные предпочтения (выборы) членов группы по определенным сферам Шкалы–критерии: деловой, эмоциональный, ролевой и др., т.е. по сферам жизнедеятельности Процедура обработки: 1) обработка данных по каждому критерию в отдельности 2) составление социоматрицы, определение индивидуального социометрического статуса индивида (лидер, отверженный, изолированный) 3) графическое отображение полученных данных – структуры межличностных отношений (социограмма) 4) подсчет дополнительных индексов: социального статуса, эмоциональной экспансивности как отдельных членов, так и группы в целом, групповой сплоченности Количество вопросов (заданий) – в зависимости от количества выбранных критериев
Методики косвенной оценки межличностных отношений Основаны на выявленных в социальной психологии закономерностях влияния эмоционального отношения главным образом на невербальное поведение, паралингвистические параметры. Средства исследования, основанные на феноменах «личностного пространства», можно разделить на три категории: а) методики наблюдения реальной ситуации; б) методики символического моделирования реальной ситуации; в) проективные средства.
Техники наблюдения реальной ситуации Ф. Кронджета, А. Моллера Существующие формы (модификации) – схема исследования, в которой проксемическое поведение двух людей в реальной ситуации фиксируется наблюдателем; более сложная схема: проксемическое поведение членов группы записывается на видеопленку с последующим анализом поведения каждого Теоретическое основание – закономерности влияния эмоционального отношения на невербальное поведение, паралингвистические параметры. Суть метода – выбор субъектом положения в пространстве относительно другого лица или группы зависит от его межличностных отношений – положительное эмоциональное отношение проявляется в выборе более близкого расстояния
Методика Дж. Кют   Методика символического моделирования реальной ситуации. Ребёнок складывает вырезанные фигуры разных людей на бархатной доске. Методики символического моделирования реальной ситуации достаточно разнообразны. В них испытуемый должен полностью структурировать ситуацию, самостоятельно располагая символы или игрушки, изображающие людей и объекты, определенным образом в пространстве.
Методика Петерсона (1980) Проективные средства Методика направлена на изучение семейных отношений. В нее входят модель комнаты (пол комнаты маркирован поперечными линиями для удобства измерения расстояния), игрушечные фигуры членов семьи. Ребенок, играя в «семью» и располагая определенным образом ее членов, дает исследователю легко интерпретируемый материал.
Название Аннотация
Методики наблюдения и экспертной оценки ситуации. Ситуационный тест. Акцент делается на объективное и обширное описание интеракции, которое впоследствии интерпретируется, исходя из определенных теоретических воззрений.
Ситуационный тест Р. Бейлса Теоретическое основание – исходной точкой служат ситуативные детерминанты поведения, гештальты трансакции. Р. Бейлс разработал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды интеракции в группе. По этой схеме обученный наблюдатель может кодировать каждое взаимодействие в любой малой группе по 12 показателям Шкалы – 12 показателей, которые объединены в 4 общие категории: область позитивных эмоций, область решения проблем, область постановки проблем и область негативных эмоций Благодаря такой формализованной процедуре наблюдения можно определить разные уровни групповой динамики, статус и роль участников взаимодействия и т. д. Количество вопросов (заданий) – в зависимости от цели исследования Существующие формы (модификации) – “Дилеммы узников”. Она предназначена для изучения диадного взаимодействия, процесса принятия решения субъектом в ситуации, связанной с риском и неопределенностью. С помощью игры «Дилеммы узников», можно создать ситуацию для диагностики стиля лидерства, стремления к конкуренции или к кооперации во взаимоотношениях, совместимости людей и т. д.
Матрица регистрирования определенных категорий поведения интеракции родитель - ребенок (Mash E., Terdol L., Anderson К.). Суть методики. Матрица применяется при регистрации свободной игры родителя с ребенком для получения более надежной информации об особенностях их интеракции и постановки задач психокоррекции. Процедура регистрации делает возможным фиксирование реакций в контексте предыдущих и последующих событий. Процедура регистрации. Наблюдение проводится двумя наблюдателями: первый фиксирует поведение матери как предшествующее событие, а поведение ребенка - как последующее, как реакцию; второй, наоборот, фиксирует поведение ребенка как предшествующее, а поведение матери - как последующее событие. Фиксация поведения регистрируется в матрицах. Шкалы. Стандартные категории поведения матери и стандартные категории поведения ребенка Процедура обработки. Наблюдение продолжается определенное время. В последующем матрицы сравниваются для получения полной картины особенностей образа интеракций матери и ребенка.
Название Аннотация
  Диагностика индивидуально-личностных свойств, влияющих на межличностные отношения. Созданы тесты и шкалы для измерения таких свойств, как стиль лидерства, авторитарность, совместимость, тревожность, личностные ценности и т. д. Существуют попытки объединить разные шкалы в обширные психологические опросники, подготовить специальные батареи тестов для изучения межличностных отношений.
Калифорнийский психологический опросник личности (CPI) Дж. Гоух (Gough H., 1960). Теоретическое основание - разработан по принципу MMPI. Предназначен для здоровых людей и выявляет не патологические, а скорее социально-психологические характеристики личности. Большинство вопросов, касаются типичного поведения, повседневных чувств, мнений и установок испытуемого. Существующие формы (модификации) – нет Шкалы – 4 группы шкал. Шкалы первой группы измеряют уравновешенность, самоуверенность и адекватность в межличностных отношениях. Вторая группа шкал выявляет зрелость и социализацию личности, ее ответственность и межличностные ценности. В третью группу включены три шкалы: достижения через конформность, достижения через отстаивание своей независимости, интеллектуальной эффективности. В четвертую группу входят три шкалы: психологичность, гибкость и женственность. Три шкалы из названных выше: чувства благополучия, благоприятного впечатления и обычности - позволяют определить искренность ответов испытуемых. Процедура обработки: Подсчитанные ответы переносятся на листы со стандартными нормами по 18 шкалам опросника, и строится профиль личности. Шкалы опросника при интерпретации объединяются в четыре группы. Количество вопросов: 480 утверждений
Системная батарея тестов для диагностики межличностных отношений. Т. Лири и его сотрудники (Leary Т., 1958).   Суть методики - оценка личности по 8 главным психологическим тенденциям на разных уровнях организации личности. Она включает три методики для диагностики межличностных отношений у индивида на четырех уровнях. Процедура обработки: Результаты всех измерений переводятся в так называемую дискограмму - круг, составленный из восьми психологических тенденций (октант). Они определенным образом ориентированы относительно двух главных осей в межличностных отношениях. Это: доминирование - подчинение и дружелюбие - агрессивность. Шкалы Первый уровень личности - уровень публичного межличностного поведения - измеряется с помощью 8 шкал MMPI. Второй уровень - образы себя и других - измеряется специально для этого созданным списком личностных качеств, который состоит из 128 прилагательных. Третий уровень - уровень бессознательного и личностных символов - измеряется 10 картинками ТАТ. Испытуемого просят описать в двух предложениях каждую картинку. Четвертый уровень - сознательный идеал - измеряется заполнением того же списка личностных качеств, испытуемого просят ответить, каким бы он хотел быть. Распространение получила не сама батарея тестов, а список личностных качеств, который широко используется всеми психологами.
Опросник оценки способов поведения в конфликтной ситуации К. Томаса Существующие формы (модификации) – нет Шкалы (5) – соперничество, сотрудничество, приспособление, компромисс, избегание Процедура обработки: 1) подсчет общего количества баллов по каждой шкале 2) графическое отображение результатов (преобладающей стратегии поведения) Количество вопросов: адаптированный вариант методики включает 30 пунктов
Название Аннотация
Методики исследования субъективного отражения межличностных отношений Методики возникли главным образом как ответ на запрос прикладных областей психологии: индивидуальной и семейной психологических консультаций и психотерапии, в которых для достижения практических целей необходимо познание субъективного мира клиента. Большинство этих методик проективные. Для взрослых применяют ТАТ, для детей- CAT, и др. Неоконченные предложения Сакс-Сиднея, неоконченные рассказы для детей Меделайн Томас Сторис. Особое место занимает тест ролевых конструктов Г. Келли - РЕР-тест.
Цветовой тест отношений А.М. Эткинда Существующие формы (модификации) – два варианта поведения, различающихся по способу извлечения цветовых ассоциаций: краткий вариант – к каждому понятию требуется подобрать какой-нибудь один подходящий цвет. Полный вариант – цвета ранжируются в порядке соответствия понятию Теоретическое основание – его использование опирается на концепцию отношений В.Н. Мясищева, идеи Б.Г. Ананьева об образной природе психических структур любого уровня и представления А.Н. Леонтьева о чувственной ткани смысловых преобразований личности. Методическая основа базируется на предположении о том, что существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе отражаются в цветовых ассоциациях к ним. Цветовая сенсорика весьма тесно связана с эмоциональной жизнью личности Шкалы – в зависимости от цели и программы исследования Процедура: 1. Психотерапевт в контакте с больным составляет список лиц, представляющих его непосредственное окружение, а также понятий, имеющих для него существенное значение. 2. Перед больным раскладываются на белом фоне в случайном порядке цвета. Затем психотерапевт просит больного подобрать к каждому из людей и понятий, которые последовательно им зачитываются, подходящие цвета. Выбранные цвета могут повторяться. 3. После завершения ассоциативной процедуры цвета ранжируются больным в порядке предпочтения, начиная с самого «красивого, приятного для глаза» и кончая «самым некрасивым, неприятным». 4. Интерпретация полученных результатов проводится в два этапа: а) качественный анализ цветоассоциативных ответов. б) формализованный анализ цветоассоциативных ответов. Количество вопросов (заданий) – 8-цветовой стимульный материал Чем выше уровень эмоциональной привлекательности, близости, симпатии в отношении ребенка к тому или другому из родителей, тем с более предпочитаемым цветом он ассоциируется. Диагностически значимым является не только ранг цвета, с которым ребенок ассоциирует кого-либо из родителей, но и сам этот цвет. Интересные результаты дает анализ цветового самообозначения ребенка - того цвета, с которым он ассоциирует самого себя. Совпадение цветов, с которыми ребенок ассоциирует самого себя и одного из родителей, свидетельствует о наличии сильной связи с ним, значимости процесса идентификации.
Методика “Рисунок семьи” В. Хьюлса Существующие формы (модификации) – модификации К. Маховера, Дж. Бука, Н. Сандберга, В. Вульфа и др. Р. Бернс, С. Кауфман: для детей и взрослых Теоретическое основание – концепция К. Маховера, основанная на том, что рисунок является выражением “Я” обследуемого и его взаимоотношений с окружающими Шкалы – дифференциация шкал, направленных на диагностику межличностных отношений в семье Процедура обработки: включает 4 клинических уровня анализа: характеристики индивидуальных структур, действия, стиль, символы. Традиционно процедура обработки состоит из следующих этапов: 1) анализ структуры “Рисунка семьи” 2) интерпретация особенностей графических презентаций членов семьи 3) анализ процесса рисования Количество вопросов (заданий) – выполняется один рисунок и задается 6 вопросов
Совместный тест Роршаха – В. Бланшара Существующие формы (модификации) – обычно эксперимент включает две серии: индивидуальное и совместное тестирование, но может ограничиться только совместным тестом Роршаха (СТР) Теоретическое основание – проективный подход в исследовании личности Шкалы – категории анализа: 1) практическая активность партнеров 2) количество предложений или продуцирование идей, развиваемых в ходе совместного решения 3) проникаемость 4) решение или руководство 5) аффективный стиль отношений 6) кооперация 7)качество решения и процедуры Процедура обработки: 1) подсчет встречаемости реакций по категориям анализа 2) определение по количеству и качеству совместных ответов уровня сплоченности и совместимости группы (процесс нахождения совместных решений демонстрирует стили межличностного взаимодействия)
Методика исследования межличностных отношений в семье - FRI (Howells J., Lickowish J., 1967) Можно использовать для исследования как взрослых, так и детей. Полный вариант теста составляют 40 картинок из семейной жизни. Возраст изображенных детей от 7 до 12 лет. 16 картинок подходят для исследования семей, в которых есть мальчик или девочка, 8 подходят для семей обеих категорий. Таким образом, комплект из 24 картинок может быть использован для родителей и детей любой семьи. Если в семье есть и мальчик и девочка, используется комплект из 40 картинок. Инструкция: «Тут у меня несколько картинок, на которых изображены что-то делающие люди. Некоторые из них - мальчики и девочки, другие - взрослые. Я хочу, чтобы ты посмотрел на эти картинки и подумал, что бы ты мог по ним рассказать. Расскажи, что они, по твоему мнению, делают и говорят». После заполнения матриц на каждую картинку делается общая интерпретация семейных отношений и их отражения на психику каждого члена семьи.

 

Семинарское занятие № 10. Диагностика межличностных отношений (2 часа)

1. Объект и методы [36, С. 253-256].

2. Достоинства и недостатки различных классов методик психодиагностики межличностных отношений Общая характеристика методик психодиагностики межличностных отношений: Ситуационный тест Р. Бейлса; Ситуационный тест “Дилеммы узников”; Матрица регистрирования определенных категорий поведения интеракции родитель - ребенок (Mash E., Terdol L., Anderson К.); Калифорнийский психологический опросник личности (CPI) Дж. Гоуха; Системная батарея тестов для диагностики межличностных отношений (Т. Лири и его сотрудники); Цветовой тест отношений А.М. Эткинда; Методика “Рисунок семьи” В. Хьюлса; Совместный тест Роршаха – В. Бланшара [36, С. 257-322].

Литература:

Основная: 36

Дополнительная: 3, 14, 45, 30

Задачи и вопросы для самоконтроля:

Назовите достоинства и недостатки различных классов методик психодиагностики межличностных отношений. К какому классу методик психодиагностики межличностных отношений относятся следующие методики: Системная батарея тестов для диагностики межличностных отношений (Т. Лири и его сотрудники); Ситуационный тест Р.Бейлса; Методика “Рисунок семьи” В. Хьюлса; Калифорнийский психологический опросник личности (CPI) Дж. Гоуха; Ситуационный тест “Дилеммы узников”; Матрица регистрирования определенных категорий поведения интеракции родитель - ребенок (Mash E., Terdol L., Anderson К.); Цветовой тест отношений А.М. Эткинда; Совместный тест Роршаха – В. Бланшара? Приведите характеристику этих методик.

Задание индивидуального практикума:

Провести Опросник оценки способов поведения в конфликтной ситуации К.Томаса [30, С. 172-177], обработать и проинтерпретировать полученные результаты. Выступить с сообщением на семинарском занятии.

Практическое занятие 9 Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири (4 часа) [14, С. 171-184].