Краткая характеристика основных методик диагностики самосознания.

Методики психодиагностики самосознания

Методики Аннотация
Стандартизированные самоотчеты
Шкала “Я-концепции” Теннесси     Шкала “Я-концепции” Теннеси: Существующие формы (модификации) – консультативная (упрощенная) и клиническая формы опросника, предназначенные для подростков старше 11 лет и взрослых Шкалы: по строкам (самокритичность; самоудовлетворенность; поведение); по столбцам (“физическое Я”; “моральное Я”; “личностное Я”; “семейное Я”; “социальное Я”. Выявление глобального самоотношения и специфических форм самоотношения к себе, своему телу, себе как моральному субъекту, к себе как члену семьи и т.д. Количество вопросов (заданий) – содержит 90 пунктов для анализа “Я-концепции” и 10 пунктов шкалы лжи
  Нестандартизированные самоотчеты
Тест двадцати утверждений на самоот-ношение (Kuhn M., McPartland T., 1966)   Существующие формы (модификации) – нет Теоретическое основание – теоретическое представление о личностном “Я” как об интериоризации индивидуальной позиции в социальной системе. Различия в идентификации личностного “Я” эквивалентны различиям в том, как человек связывает свою судьбу с рядом возможных референтных групп. Так как “Я-концепция” так или иначе проявляется в любом развернутом самоописании, появляется возможность применить к некоторой совокупности текстов процедуру контент-анализа. Шкалы – объективные и субъективные (индивидуальный локализационный балл) социальные роли. Выявляется личностная самоидентичность* и богатство оттенков самописания. Процедура обработки – контент-анализ по ряду категорий. Количество вопросов (заданий) – в течение 12 минут даются 20 ответов на вопрос: “Кто я такой?” и проводится контент-анализ * Личностная самоидентичность: отражает принадлежность испытуемого к группам людей, членство в которых есть результат либо собственного выбора, либо специфики обстоятельств жизни, либо специфики самооценки.
Идеографические методики
Техники репертуар-ных решеток Дж. Келли Существующие формы (модификации) – предложенный Дж. Келли метод изучения индивидуально- личностных конструктов, опосредующих восприятие и самовосприятие при анализе личностного смысла понятий. Конструкты имеют форму биполярных понятий (например, белый-черный и т.д.). Конструкт – это “личностное образование”, истолкование, которое накладывается на реальность. Информативны прежде всего сами “назавния” этих конструктов и их смысл. Шкалы и количество вопросов (заданий) – в зависимости от целей обследования (исследования). Процедура обработки: 1) выявление объектов и конструктов 2) оценивание указанных объектов по соответствующим конструктам и составление матрицы оценок 3) обработка матрицы оценок с целью получения ряда показателей, характеризующих диагностируемый феномен.
Проективные методики
Методика рисования человека К. Маховер Теоретическое основание – графические особенности рисования, имеющие диагностическое значение (пол, форма частей, пропуск деталей, ориентация рисунка на листе, последовательность рисования). Достаточного теоретического и эмпирического обоснования нет Процедура обработки: 1) анализ разнообразных деталей рисунка, прежде всего особенностей изображения частей тела 2) формальный анализ рисунка (размер фигуры, ее местонахождение на листе бумаги, степень законченности рисунка и т.п.)
Символические задания на выявление “социального Я” (разработаны Б. Лонгом, Р. Циллером и Р. Хендерсоном) Теоретическое основание – различные психологические теории, в том числе строение “Я-концепции”. В основе построения методик лежит предположение о том, что физическая дистанция на листе бумаги между кружками, символизирующими “Я” и значимых других, может быть интерпретирована как психологическая дистанция, позиция левее других – как переживаемая “сила” “Я”, внутри фигуры, составленной из кружков “других”, как включенность и зависимость, вне – как независимость “Я” Шкалы – символические задания соответствуют 7 различным аспектам “Я-концепции”: самооценке*, силе, индивидуации, социальной заинтересованности, идентификации, эгоцентричности, сложности. Производится измерение самоотношения и самоидентичности Процедура обработки: 1) измеряется физическая дистанция на листе бумаги между кружками 2) в соответствии с выделенными критериями осуществляется интерпретации полученных данных   * Самооценка как восприятие субъектом своей ценности, значимости в сравнении с другими.

 

Семинарское занятие № 9. Психодиагностика самосознания (2 часа)

1. Самосознание как объект психодиагностики [36, С.346-359].

2. Методики диагностики самосознания: Шкала «Я-концепции» Теннесси; Тест 20 утверждений на самоотношение; Техники репертуарных решеток Дж. Келли. Методы измерения локуса контроля и др.[36, С. 359-405].

Литература:

Основная: 36

Дополнительная: 3, 14, 40, 53, 7, 37, 50

Задачи и вопросы для самоконтроля:

Дайте определения понятиям: самосознание, самоотношение, самооценка, Я- концепция. Назовите достоинства и недостатки методик психодиагностики самосознания.

Какие методики психодиагностики самосознания Вы знаете? Кратко охарактеризуйте их.

Задание индивидуального практикума:

Провести методику «Тест 20 утверждений на самоотношение», обработать и проинтерпретировать полученные результаты [36; 3].

Провести «Тест - просник субъективной локализации контроля» (Пантилеев С.Р. и Столин В.В.), обработать и проинтерпретировать полученные результаты [48, С. 215-219].

 

Практическое занятие № 8. Тест - опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев) (2 часа) [14, С. 151-161].