Методики диагностики самосознания, их достоинства и недостатки.

В области диагностики самосознания используются следующие классы методик:

● стандартизированные самоотчеты (тест-опросники; контрольные списки; шкальные техники;

● нестандартизированные самоотчеты;

● идеографические методики;

● проективные методики (включая рефрактивные техники)

Название Аннотация
1) Шкала “Я-концепции” Теннеси 2) Шкала детской “Я-концепции” Пирса–Харриса 3) Шкала самоуважения Розенберга 4) Тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев) К стандартизированным самоотчетам относятся прежде всего тест-опросники, состоящие из утверждений, касающихся: 1) отношения испытуемого к самому себе в различных жизненных сферах; 2) чувств, мыслей относительно тех или иных событий в жизни субъекта; 3) поведенческих проявлений; 4) взаимоотношений с другими людьми. Способ ответа широко варьируется от 2-х до 7-и альтернативного выбора, с вербальным и невербальным согласием.
Тест 20 утверждений на самоотношение (Kuhn M., McPartland T., 1966) Нестандартизированные самоотчеты представляют собой развернутое самоописание, в котором так или иначе проявляется “Я-концепция”. Для обработки совокупности тестов применяют процедуру контент-анализа
Техники репертуарных решеток Дж. Келли Идеографические техники основаны на использовании психосемантических закономерностей, анализе индивидуальных матриц, при которых пространство самоописания и его содержательные оси не задаются априорно на основе усредненных данных, а выявляются у конкретного испытуемого. Результаты интерпретируются не путем соотнесения с нормами, а относительно других характеристик того же субъекта
Методика рисования человека К. Матовер Символические задания на выявление “социального Я” (разработаны Б. Лонгом, Р. Циллером и Р. Хендерсоном) ТАТ Проективные техники. Проективные показатели используются для анализа аспектов отношения, ускользающих при анализе прямого самоотчета: 1) бессознательных компонентов самоотношения (внутриличностных защит); 2) “нежелательной самооценки”, т.е. самооценки, которая противоречит социально приемлемым образцам личности

Рефрактивные техники

Это процедуры, в которых люди производят оценку каких-то своих атрибутов, не осознавая, что они оценивают себя. Например, Методика управляемой проекции.

Испытуемому предъявляют его собственный словесный портрет под именем портрета другого лица, а также портрет его вымышленной противоположности.

Контрольные списки – разновидность стандартизированного самоотчета

Краткость пунктов, вплоть до отдельных прилагательных. Например, контрольный список прилагательных Г. Гоха содержит 300 личностных прилагательных, расположенных в алфавитном порядке. Испытуемый выбирает прилагательные, которые ему соответствуют.

Предусматривает измерение глобальной самооценки.

На русском языке также разработаны подобные списки (работы А.Г. Шмелева, 1983, название - “Личностный семантический дифференциал”).

Достоинства и недостатки контрольных списков

Достоинства Недостатки
Простота применения и обработки Навязывают субъекту оценку по параметрам, которые возможно не являются значимыми для его “Я -концепции”; вынесение категорических суждений относительно значимых для субъекта личностных параметров на внутренне сопротивление (социальная норма скромности). Например, “добрый”, “правдивый” и т.д.

Шкальная техника - разновидность стандартизированного самоотчета. Например, Семантический дифференциал Ч. Осгуда. Применяется при анализе “Я-концепции”.

Книга посвящена теории и методу Ч. Осгуда: Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: Исследование формы репрезентации в обыденном сознании. – М., 1983.- 176 с.

Методы измерения локуса контроля.

Интегральная характеристика самосознания, связывающая чувство ответственности, готовность к активности и переживание “Я”. Локализация контроля над значимыми для себя событиями: интернальный и экстернальный.

1) шкала Роттера;

2) в отечественной психологии:

а) оригинальная шкала Роттера;

б) (УСК) Опросник уровня субъективного контроля (Бажин Е.Ф.; Голынкина Е.А. и Эткинд А.М.);

в) (ОСЛК) Опросник субъективной локализации контроля (Пантилеев С.Р. и Столин В.В.).

Достоинства и недостатки методик психодиагностики самосознания