Краткая характеристика основных методик диагностики мотивационной сферы личности.

Методики диагностики мотивационной сферы личности, их достоинства и недостатки.

В психодиагностике мотивации выделяют две основные группы методов: прямые методы (анкеты, интервью, прямой вопрос, личностные опросники) и проективные методы.

В основу прямых методов положена прямая оценка представлений человека о причинах или особенностях поведения, интересах и т.д. (когнитивная репрезентация). По этим методам можно судить скорее о “кажущихся мотивах”, причинных стереотипах, ценностных ориентациях, чем о реально действующих мотивах поведения и деятельности. В опросниках предлагаются утверждения, касающиеся некоторых поведенческих характеристик, которые прямо не соответствуют мотивам, но эмпирически связаны с ними. Основной недостаток использования опросников - снижение объективности ответов из-за действия фактора социальной желательности или защитной мотивации.

Проективные методы построены на анализе продуктов воображения и фантазии. Они основаны на исследованиях влияния мотивации на воображение и перцепцию. Проективные методы используются для диагностики глубинных мотивационных образований, особенно неосознаваемых мотивов.

Достоинства и недостатки методик диагностики мотивационной сферы личности

Достоинства Недостатки
Высокая надежность, характерная для большинства методик Противоречивость данных о валидности
Необходимость учитывать вклад детерминант конкретной ситуации. Мотивы и потребности являются динамическими образованиями, которые актуализируются с разной степенью интенсивности в разных ситуациях.
Необходимость совместного использования прямых и косвенных методов психодиагностики
Многие проективные методики психодиагностики мотивации стандартизированы. Имеют высокую надёжность кодирования (эксперты) Проективные методики – трудность валидизации, низкая ретестовая надёжность, отсутствие нормативных данных, влияние личности экспериментатора.
Название Аннотация
Прямые методы
Анкеты, интервью, прямой вопрос Существующие формы (модификации) – анкеты, интервью, прямой вопрос Теоретическое основание – когнитивная репрезентация (прямая оценка представлений человека о причинах или особенностях поведения, интересах и т.д.) Шкалы определяются целью исследования. Диагностируются скорее “кажущиеся мотивы”, причинные стереотипы, ценностные ориентации, поэтому эти методики используются для изучения не мотивации личности, т.е. обобщенных мотивов, процессуальной динамики мотива в конкретной социальной ситуации, а мотивов учебной, профессиональной и других видов деятельности Количество вопросов (заданий) – в зависимости от цели исследования Не все мотивы являются осознанными и человек не может сказать о них что-нибудь определённое. Влияние фактора социальной желательности. Возможна фальсификация ответов.
Список личностных предпочтений А. Эдвардса (EPPS), 1954 г. Существующие формы (модификации) – модификация Т.В. Корнилова, Г.В. Парамей, С.Н. Ениколопова Теоретическое основание – измерение силы потребностей из перечня, предложенного Г. Мюрреем к тесту тематической апперцепции (ТАТ) Шкалы (15): достижение, принятие авторитетов, порядок, демонстративность, автономия, аффилиация, самопознание, принятие опеки, доминирование, подчинение, оказание опеки, толерантность к новому, стойкость в достижении целей, гетеросексуальность, агрессия Количество вопросов (заданий) – 210 пар утверждений (индикаторы потребностей) Опросник построен на основе вынужденного выбора одного из пары утверждений.
Форма по изучению личности Д. Джексона (PRF), 1967 Теоретическое основание – теория мотивации Г. Мюррея. Измерение 20 мотивационных переменных
Опросник для измерения аффилиативной тенденции и чувствительнос-ти к отвержению А. Мехрабиана Существующие формы (модификации) – тест-опросник мотивации достижения (ТМА), модификация М.Ш. Магамед-Эминова. Теоретическое основание – использование факторного анализа для определения внутренней структуры опросника. Исследование общих ожиданий индивида о позитивном и негативном исходе при установлении межличностного контакта Шкалы (2): Измеряет 2 обобщённых мотива: СП – стремление к принятию (аффилиативная тенденция) и СО – страх отвержения (чувствительность к отвержению) Количество вопросов (заданий) – 50 (первая шкала содержит 26 пунктов, а вторая – 24 пункта)
Опросник для измерения результирующей тенденции мотивации достижения (RAM) А. Мехрабиана Существующие формы (модификации) – тест-опросник мотивации достижения (ТМД), модификация М.Ш. Магамед-Эминова. Опросник имеет две формы: для мужчин (А) и для женщин (Б) Теоретическое основание – теория мотивации достижения Дж. Аткинсона При конструировании использован метод факторного анализа Шкалы: мотивы стремления к успеху и избеганию неудачи, а также результирующая тенденция мотивации достижения (Мs-МAF) Количество вопросов (заданий) – для женщин – 30, для мужчин – 32
Опросник Р. Нигарда и Т. Гьесме для измерения мотивов Мs и МAF Теоретическое основание – теория мотивации Дж. Аткинсона Измерение мотивов добиться успеха и избежать неудачи раздельно друг от друга
Проективные методы
Тест тематической апперцепции (ТАТ) Г. Мюррея Существующие формы (модификации) – Существуют различные модификации, которые направлены на измерение отдельных «обобщённых мотивов» личности. ТАТ Д. Макклелланда и Дж. Аткинсона (измеряет индивидуальные различия в мотиве достижения). ТАТ для диагностики мотивации подростка Е.Т. Соколовой. Для лиц различного культурного уровня, для людей пожилого и старческого возраста. В ходе эксперимента предъявляются в определенной последовательности 20 картин, отбираемых из стандартного набора в зависимости от пола и возраста (есть картины для всех, для женщин и мужчин, мальчиков и девочек до 14 лет). Теоретическое основание – представления З. Фрейда о механизме проекции, а также многочисленные исследования влияния мотивации на воображение и апперцепцию. Признание в психике человека двух тенденций: первая выражается в стремлении истолковывать каждую многозначную ситуацию, с которой сталкивается индивидуум, в соответствии с прошлым опытом; вторая состоит в том, что во всяком литературном творчестве автор опирается прежде всего на собственные переживания и сознательно или неосознанно наделяет ими выдуманных персонажей
Рисуночный тест фрустраций С. Розенцвейга  
Тест юмористических фраз (ТЮФ) А.Г. Шмелева и В.С. Болдыревой (Бабиной) Существующие формы (модификации) – нет Теоретическое основание – разработанная А.Г. Шмелевым и В.С. Болдыревой концепция, исходящая из того, что, чем большее количество многозначных стимулов объединяет вокруг себя однозначный стимул, тем выше мотивационная значимость соответствующей темы Приём тематической классификации относится к числу методов экспериментальной психосемантики. Сравниваются показатели внутри индивидуального профиля (ипсативные тестовые оценки). Чувствителен к латентным мотивам. Доказательство – конвергентная валидность ТЮФ и ТАТ. Диагностика в целях индивидуального психологического консультирования и коррекции. Шкалы (10): садизм, секс, пагубные пристрастия (пьянство), деньги, мода, карьера, семейные неурядицы, социальные неурядицы, бездарность в искусстве, человеческая глупость Количество вопросов (заданий) – стимульный материал представляет собой 80 юмористических фраз (афоризмов), из которых 40 однозначно относятся к одной из 10 тем (по 4 фразы на каждую), а остальные фразы являются многозначными (испытуемые, исходя из собственной апперцепции, усматривают в них ту или иную тему из числа 10 основных)
Методика мотивационной индукции Ньютена (MIM) Существующие формы (модификации) – различные варианты методик незаконченных предложений Теоретическое основание – влияние временной перспективы на поведение человека. Исходная позиция: наряду с объектами, явлениями, которые человек актуально воспринимает и которые имеют знание места и времени “здесь и теперь”, в сознании человека существуют еще и различные объекты, о которых он думает время от времени, но которые в неменьшей степени стимулируют его активность. Эти объекты-цели, или “мотивационные объекты”, несут в себе индексы времени Диагностируются разные стороны познавательной мотивации и др. Шкалы – автором разработано 2 кода: код времени (Т – настоящий момент, Д – в интервале дня, Н – в ближайшую неделю, М – в ближайший месяц, Г – в течение года, Ж – ко всему интервалу жизни, С – к старости) и код анализа содержания (тот или иной аспект личности самого субъекта; активность, связанная с саморазвитием, самореализацией; связанная с общением; активность, связанная с познанием; активность, связанная с религией; активность, связанная с материальными ценностями; активность, связанная с отдыхом, развлечениями; активность, связанная с процедурой и ситуацией тестирования, ответы, не поддающиеся классификации) Количество вопросов (заданий) – первый буклет – 20 незаконченных предложений, второй – 10

Диагностика мотивации через искажение объекта перцепции:

· Методики Д. Брунера (1977) и др. исследователей

· Методика для выявления мотивов поведения, созданная в лаборатории Л.И. Божович. Доминирующие мотивы подростка выявлялись через ошибки восприятия при определении на глаз длины линий.

Диагностика мотивов посредством когнитивных оценок. Мотивация влияет на когнитивные оценки, что детерминирует структурирование и организацию материала. Используются процедуры, которые требуют различных когнитивных ответов, классификаций и т.д. Например, исследование реакций на юмор для выявления мотивационных переменных.

· «Личностный тест юмора» (IPAT) А. Анастази

· ТЮФ (Тест юмористических фраз).

 

Семинарское занятие №. 8 Диагностика мотивационной сферы личности (4 часа)

1. Объект психодиагностики мотивации (3; 14; 36, С. 219-231).

2. Измерение мотивации достижения (3; 36, С. 231-246).

3. Методики диагностики мотивационной сферы личности (3; 14; 36, С 224-226, 247-253; 40; 49):

1) Список личностных предпочтений А. Эдвардса (EPPS)

2) Опросник для измерения аффилиативной тенденции и чувствительности к отвержению А. Мехрабиана

3) Тест юмористических фраз А.Г. Шмелева и В.С. Болдыревой (ТЮФ).

Литература:

Основная: 36

Дополнительная: 3; 14; 40; 49

Задачи и вопросы для самоконтроля:

Назовите достоинства и недостатки методик психодиагностики мотивации.

Какие методики психодиагностики мотивации Вы знаете? Кратко охарактеризуйте их.

Рассмотрите проективный метод диагностики мотивов Мs и МAF Г. Хекхаузена: особенности экспериментальной ситуации, процедура проведения, анализ результатов [См.: 33, С.239-242].

Какие особенности свойственны людям с Мs и МAF? Какую формулу предложил Дж. Аткинсон для результирующей тенденции достижения? Объясните её. На каких идеях основывается метод измерения мотивации достижения? Расскажите об исследованиях мотивации достижения Дж. Аткинсона и Д. Макклеланда.

Задание индивидуального практикума:

1. Провести методику Опросник для измерения аффилиативной тенденции и чувствительности к отвержению А. Мехрабиана, обработать и проинтерпретировать полученные результаты. Выступить с сообщением на семинарском занятии.

2. Провести методику Тест юмористических фраз А.Г. Шмелева и В.С. Болдыревой (ТЮФ), обработать и проинтерпретировать полученные результаты. Выступить с сообщением на семинарском занятии.

Практическое занятие № 7. Тест-опросник А. Мехрабиана, направленный на измерение мотивации достижения (модификация М.Ш. Магомед-Эминова) (2 часа)[14, С. 130 -140].